Больше аналогов наблюдается в сравнении биотических компонентов экосистем в бьефах этих ГЭС и в последствиях создания гидроузлов, их прямом или опосредованном воздействиях на живую природу. Поэтому учёные проводят мониторинговые иследования и на Зейском гидроузле. Несмотря на значительное техногенное воздействие, реки Зея и Бурея, давая ежегодно более 90 куб. км нормативно чистой воды в Амур, существенно разбавляют постоянно загрязненные стоки верхнего Амура и Сунгари.
Строительство Бурейской ГЭС оживило экономику района и Амурской области, улучшило социальную обстановку. Переселено население из затапливаемых поселков, в том числе, расположенных в зоне затопления проектируемым Нижнебурейским водохранилищем. Выплачены компенсации. Вынесены строения из зоны зимних подтоплений в поселках Бахирево, Казановка, Николаевка, расположенных в нижнем бьефе фактически Нижнебурейской ГЭС. Создается инженерная защита от зимних подтоплений в пос. Новобурейский. Имеются запатентованные технические решения по замораживанию полыньи и утилизации теплового стока ГЭС, предлагавшиеся ещё в 1988 г. проектировщику в научном отчете АмурКНИИ ДВО АН СССР (И.Ф. Савченко). Продолжаются санитарная подготовка ложа Бурейского водохранилища, лесосводка и лесоочистка.
С момента возобновления строительства в 2000 г. в консолидированный бюджет области было перечислено более 1,2 млрд. руб налогов. Создано более 4000 рабочих мест, профинансировано строительство более 40 жилых домов, школ, детсадов, лечебного корпуса на 150 мест со станцией скорой помощи и др. учреждений. Реконструирована инфраструктура пос. Новобурейска и Талакана. Многие предприятия области обеспечены заказами стройки. Более 5 млн. т дальнепривозного угля ежегодно не нужно ввозить в регион, а вместе с Зейской и Нижнебурейской экономия органического топлива составит более 12 млн.т. Так что не только более дешевая, на чистом энергоисточнике, электроэнергия займет достойное место в структуре топливного баланса региона. Наши ГЭС внесут свой вклад против теплового и химического загрязнения планеты, экономят кислород атмосферы, сжигаемый в топках ТЭС.
ГЭС на Зее и Бурее имеют, по большому счету, не только экономическое , но и стратегическое значение для России. С вводом ГЭС Бурейского каскада южная часть Дальнего Востока станет самодостаточной, с избытком электроэнергии, что обеспечит развитие собственной экономики, и даже экспорт энергии. До сих пор эти станции выступают серьезной альтернативой проектируемым амурским ГЭС, как самый убедительный аргумент. Уже сегодня нет экономической целесообразности в создании даже одной ГЭС на Амуре, не говоря об экологических аргументах – против. Ввод на полную мощность Бурейской ГЭС позволит изменить структуру топливного баланса Дальнего Востока, с превалированием веса энергоисточников на возобновимых экологически чистых ресурсах, снять его напряженность, сократить зависимость от дальнепривозного органического топлива. Вместе с Зейской ГЭС годовой эффект от сокращения таких затрат составит более 10 млрд. руб. Более дешевый (намного ниже, чем на тепловых станциях) тариф Бурейской ГЭС будет сдерживать темпы роста тарифов и способствовать их снижению во всем регионе. В середине 2007 г. планируется ввод в эксплуатацию двух последних гидротурбин станции.
Выступая на запуске первого агрегата Бурейской ГЭС (июнь 2003 г.) Президент В.В. Путин сказал: «Нужно, чтобы она действительно стала фундаментом развития экономики Дальнего Востока. Чтобы на базе Бурейской ГЭС возникали новые предприятия. Создавались новые рабочие места. Чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке стала более стабильной, чтобы она стала лучше».
Нижнебурейский контррегулятор
Плотина ГЭС проектируется на 84,5 км от устья Буреи. Площадь водохранилища – 15,3 тыс.га, объем – 2,03 км3. Водохранилищем будет затапливаться 11,7 тыс. га земель, в том числе сельскохозяйственных 6,5 тыс. га, из них пашни 2,4 тыс. га. Болота составляют 3,7 тыс. га, лесные земли—1,1 тыс. га. Производство электроэнергии составит 1600 млн. кВт. ч.
Сооружение этого гидроузла позволит обеспечить работой сложившийся высококвалифицированный отряд гидростроителей Бурейской ГЭС, строительство которой в ближайшие годы завершается. При этом устойчивыми заказами обеспечиваются многочисленные предприятия района и области.
Водохранилище большей своей частью будет располагаться в пределах Буреинского кристаллического массива в узком ущелье, вырезанном в гранитоидах. Ниже р. Симичи в зоне распространения эффузивов оно заполнит Бахаревское, Иркунское и Куликовское расширения с поймой шириной до 3,5 км. Нижний бьеф лежит полностью в пределах Амуро-Зейской равнины. Долина Буреи здесь достигает нескольких километров. Река разбивается на протоки.
Местный климат. Влияние водохранилища на динамику метеоэлементов аналогично таковому в зоне Бурейского. Изменения местного климата выразятся в увеличении суммы положительных температур, показателей биоклиматического потенциала, длительности безморозного периода. Учитывая то, что Нижнебурейское водохранилище окажется в глубокой узкой долине с небольшими по площади расширениями, его влияние будет распространяться на 3-5 км от уреза. На этой площади изменение биоклиматических ресурсов выразится в увеличении на 0,3 класса бонитета прироста лесов, что по расчетам И.Ф. Савченко (2001) оказывается в 3,6 раза эффективнее естественной производительности лесов.
В зарегулированных условиях изменятся термические ресурсы в нижнем бьефе, где ширина зоны климатического влияния составляет от 3 км зимой до 10 км осенью, увеличатся суммы температур выше 50 и 100С, продолжительность вегетационного периода со сдвигом на 3-5 дней и продолжением осени на 12-15 дней. Снижение жесткости климата произойдет на 50С. Нежелательным явлением в нижнем бьефе будет появление зимой полыньи с туманами парения на протяжении до 40 км.
Качество воды в водохранилище в основном будет определяться формированием его в Бурейском бассейне и боковой приточностью. Высокая приточность исключает формирование придонной зоны с сероводородом и обеспечивает вынос веществ, поступающих из затопленной органики в собственном ложе.
Водохранилище Нижне-Бурейской ГЭС будет использовано для суточного и недельного перераспределения стока, поступающего из Бурейского водохранилища, обеспечивая необходимые условия транспорту, рыбному хозяйству, энергетике и санитарный попуск. В летний период, с мая по октябрь, будет поддерживаться навигационный попуск в объеме 600 м3/сек, являющийся минимальным расходом ГЭС в этот период. Среднемесячные зарегулированные зимние расходы (октябрь-март) составят 710 м3/сек, в отдельных случаях снижаясь до 170 м3/сек, что выше санитарного попуска, равного 100 м3/сек.
Максимальные зимние уровни воды в нижнем бьефе Нижне-Бурейской ГЭС снизятся на 2,1 м-3,0 м по сравнению с рассчитанными при изолированной работе Бурейской ГЭС. Заполнение водохранилища осуществляется за 8-40 дней в зависимости от водности года.
Экзогенные процессы активизируются в зоне, прилежащей к НПУ. Обвально-осыпные процессы будут проявляться на участках , сложенных рыхлыми породами, а таже на участках с нарушенным покровным чехлом при лесосводке. В приустьевых частях притоков формируются дельты. Устойчивыми остаются поверхности склонов, покрытых крупноглыбовым плащом. В нижнем бьефе происходит перестилание аллювия, усиливается заносимость судоходных прорезей на перекатах, стабилизируются острова.
По данным Амурского филиала «Дальгипрозем» из затапливаемых сельхозугодий почти 60% приходится на аллювиальные (пойменно-луговые), около 30% - на аллювиальные болотные и остальные- на лугово-бурые и бурые лесные почвы. Продуктивность пойменных земель низкая, запасы гумуса в 2-2,5 раза ниже таковых у черноземовидных почв, мощность гумусового слоя не превышает 22 см. Поэтому сомнительна целесообразность его переноса из зоны затопления.
Влияние гидроузла на биотические компоненты экосистем.
Растительность
Долина Буреи с Нижнебурейским водохранилищем располагается в подзоне южной тайги. На склонах сохранились лиственничники кустарниковые и разнотравные с участием сосны. По долинам притоков развиваются ельники с участием тополя Максимовича и кедра. На днище долины среди лугово-болотных ландшафтов на 1 террасе и прирусловых валах высокой поймы выделяются рощи черноберезников, ясеневников с участием ореха маньчжурского, амурского бархата, маакии, липы амурской с многовидовым подлеском и разнотравьем из представителей неморальной флоры. В их числе краснокнижные и редкие виды: карагана маньчжурская, чубушник тонколистный, амурский виноград и лимонник китайский, башмачки крупноцветковый и настоящий, лилии даурская и Буша, диоскорея японская, элеутерококк колючий.
Многовидовые сообщества пойменных обитателей также содержат ряд видов, редких и краснокнижных. Ширококолокольчик крупноцветковый, пион молочноцветковый, астильба китайская. При затоплении не произойдет утраты этих видов для флоры, но сократятся ареалы их распространения, запасы, в том числе лекарственных видов: лимонника, элеутерококка и др.
Погибнут почти все известные местообитания эндема одуванчика линейнолистного, известного для мировой флоры только с Буреи. Это типичное растение поймы, обильное на лугах от пос. Кулустай до метеостанции Пайкан. Под угрозой исчезновения из флоры долины Буреи камнеломка Коржинского, описанная С. Коржинским из окрестностей с. Куликовка. Два местонахождения на Бурее показаны на картосхеме в книге Старченко В.М. и др. (1995). Два местонахождения тумнинской популяции этой камнеломки выявлены на Сихотэ-Алине. Для сохранения этих видов во флоре необходимо переселение растений в сходные местообитания за пределами НПУ водохранилища, в другие районы, в Амурский ботанический сад.