Отличительной особенностью детей этой группы является общая астеническая направленность эмоциональной сферы. Здесь особое место занимают подростки с эмоциональной нестабильностью. Их отличают не только эмоциональные переживания астенического типа, но и проявляющиеся в почти хроническом виде чувства тревоги, беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности. Они часто жалуются на собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях (52). Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.
Неумение владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность неуверенность в собственных силах приводят к проявлению тревоги и страха, в том что в нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справится с существующими трудностями. В связи с этим выбор цели деятельности, принятие какого-либо решения или выбор эффективного способа достижения цели для этих детей почти всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности, чем осуществить какие-либо действия.
Однако, если они все же принимают решение действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая каждое действие, сознательно контролируя выполнение намеченного плана. Вместе с тем, всякие отсрочки и отклонения от сконструированных ими правил и стратегии собственного поведения плохо переносятся, вызывая новое, более сильное беспокойство, которое сопровождается раздражением, страхом и гневом. Поэтому неудержимое стремление удовлетворить потребность, воплотить принятое решение в жизнь (возможно любым доступным способом) – вот основной мотив избавления от давления тревожной обстановки.
Вместе с тем, было определено наличие конфликта в нравственной сфере: низкая совестливость сочетается с сильным чувством вины. Указанное противоречие, на наш взгляд, может свидетельствовать о несформированности моральных принципов, с одной стороны, и в то же время о стремлении к просоциальному поведению только из-за страха наказания, с другой.
Во втором случае косвенная агрессия присуща категории мальчиков с высоким уровнем активности. К этой категории относились дети деятельные, предприимчивые, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей.
В сфере межличностных отношений подростки с косвенной агрессией в первую очередь отдавали предпочтение сотрудничающе-конвенциональному стилю, основанному на стремлении к компромиссному поведению. Данный стиль характерен для лиц с проблемами вытесненной эгоцентричности и агрессивности, которые они маскируют повышенным дружелюбием и конвенциональностью. Не менее распространенными являлись также такие стили как прямолинейно-агрессивный (чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость, враждебное отношение к критике) и независимо-доминирующий (самодовольство, эгоцентризм, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества).
Тип подростка (девочки) с косвенной агрессией отличается регрессивным мотивационным профилем с высоким уровнем напряженности мотивационной системы в целом.
Как показали результаты корреляционного анализа (Рис.24, приложение) косвенная агрессия может наблюдаться у трех типов детей:
1. Девочки с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих девочек являлся постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность, энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.
Вместе с тем подростки с гипертимными особенностями личностями авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации, нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести. К правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань “между дозволенным и запрещенным” (18). Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду (36). В коллективе сверстников такие подростки стремятся занять лидирующее положение, однако, из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут долго удержаться в роли лидера.
Девочки с астеническими тенденциями. Для них характерны, окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха при повышенной раздражительности, быстрой истощаемости и склонности и ипохондрическим образованиям (39, 39, 73).
Девочек названного типа отличает эмоциональная нестабильность и низкая фрустрационная толерантность: они не способны владеть своими эмоциями, не уверены в своих силах, а малейшие трудности или неудачи настолько для них значимы, что они не могут эффективно продолжать деятельность. Часто возникающая обида, выражается у этих подростков не в виде активного отреагирования, а через подавление эмоций. При неудачах для них характерны реакции интропунитивной направленности (высокое чувство вины).
3. Девочки экстравертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы (52).
Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече с трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют “настроиться и собраться”, когда это необходимо.
В общении с окружающими девочки с косвенной агрессией отдавали предпочтение властно-лидирующему стилю. Он отличается тенденциями к доминированию, повышенным уровнем притязаний, высокой активностью и мотивацией достижения, экстровертированностью. Вместе с тем, в их поведении достаточно распространенными являются сотрудничающе-конвенциональный (компромиссные установки при эмоциональной неустойчивости, высоком уровне тревожности, вытесненной эгоцентричности и агрессивности) и недоверчиво-скептический (обидчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность, враждебность) стили межличностных отношений.
Тип юноши с косвенной агрессией отличался регрессивным мотивационным профилем и высоким уровнем напряженности мотивационной системы в целом.
Анализ данных исследования показывает, что косвенная агрессия свойственна в первом случае юношам в первом с четко выраженной психической неуравновешенностью с преобладанием невротических тенденций (Рис.25, приложение). Психическая неуравновешенность проявляется в состоянии дезадаптации и выраженной дезорганизации поведения. Для этих юношей характерны напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении.
Вместе с тем, ведущей особенностью таких юношей является “мимозоподобность”, болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые они постоянно испытывают страхи и беспокойства, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни (52).
Кроме того, юношей выделенного типа отличает низкая фрустрационная устойчивость (неуправляемые реакции в трудных ситуациях) в следствие повышенной импульсивности, а также плохие способности к выбору адекватных целей и способов их достижения, пассивность и неуверенность в своих силах. Но, тем не менее, они гибки и чутко реагируют на изменение ситуации.
Во втором случае косвенная агрессия характерна для юношей с высоким уровнем активности. К этой категории относились дети деятельные, предприимчивые, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей.
В сфере межличностных контактов юноши с косвенной агрессией в основном сориентированы на реализацию трех стилей взаимодействия с окружающими:
а) сотрудничающе-ковенциональный стиль (компромиссное поведение при эмоциональной неустойчивости, высоком уровне тревожности, вытесненной эгоцентричности и агрессивности);
б) зависимо-послушный стиль (сверхкомформность, потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, подавленная эгоистичность и агрессивность);
в) прямолинейно-агрессивный стиль (спонтанность, упорство в достижении цели, практицизм, чувство враждебности при противодействии и критике в своей адрес, недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость).
Тип девушки с косвенной агрессией отличался регрессивными мотивационным профилем и высоким уровнем напряженности мотивационной системы.
Как показывает анализ (Рис.26, приложение) косвенная агрессия характерна двум типам девушек:
1. Девушки с низким уровнем невротизма. Для них были свойственны спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельны, инициативны, честолюбивы, склонны к соперничеству (52), вместе с тем, испытывают значительные трудности в социальной адаптации, т.к. вынуждены подчиняться требованиям окружающих и соответствовать моральным стандартам других. В связи с этим их поведение часто носит асоциальный характер (r=0,46)