Смекни!
smekni.com

Фурманов И. А (стр. 8 из 34)

Во-вторых, ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим в наших исследованиях к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается делать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу подлежали таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

В-третьих, для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации “раздражитель-реакция” явно недостаточно. Согласно К. Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.

В-четвертых, простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

В-пятых, на поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но тем не менее их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

Опираясь на данные теоретические принципы изучения поведения, в наших исследованиях под термином “поведение” понимались любые (идеальные или реальные) действия человека, обеспечивающие прямое или непрямое удовлетворение потребности. Отсюда, нарушение поведения – это действия человека, которые приводят к затруднению биологической, психологической и социальной адаптации, сопровождающиеся причинением страдания или вреда самому себе, окружающим или обществу в целом.

Проведенный анализ литературы по проблеме исследования, показывает, что такие нарушения поведения как агрессивность и негативизм является полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами. Исходя из этого в этиологии этих феноменов можно выделить две стороны. Первая детерминируется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена в человеке в его индивидуально-типологических, динамических свойствах. Вторая имеет онтогенетические и социогенетические корни и проявляется как способность к адаптации, связанная с условиями биологического, психического и социального развития, жизненного опыта ребенка. Агрессивность нами рассматривается как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. В этом случае агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации). В связи с этим можно разделить агрессию на конструктивную, когда адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом и деструктивную (враждебную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.

Нарушение поведения могут быть причинно-обусловленными, т.е. вытекающими из внутренних и внешних сложившихся условий, которые являются непосредственно причинно порождающими. Они могут быть причинно сообразными, т.е. сообразующимися с кругом породивших их условий – причин, но уже не прямо и непосредственно вытекающих из них (10). Исходя из этого объяснения причин нарушений поведения должно строится с точки зрения факторов как внутренней (состояние субъекта), так и внешней (окружение) ситуации и их динамического взаимодействия.

Опираясь на все выше изложенное были сформулированы основные научные подходы к изучению проблемы нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста, основанные на системном и структурно-генетическом подходах:

1) Теоретическая схема изучения любого психического явления (феномена), в том числе и поведения, должна предполагать присутствие по крайней мере трех элементов: феноменологии, этиологии, профилактики и коррекции (принцип комплексности).

2) Объяснение особенностей поведения и его нарушений должно быть психологическим, т.е. пониматься и интерпретироваться, исходя из представлений, восприятия и отражения субъектом собственного психического состояния и особенностей окружения (принцип детерминизма).

3) Наряду с обобщенной классификацией нарушений поведения, необходимо использование простой типологической схемы (симптомокомплексов) наблюдаемых психологических феноменов и явлений, выделение и описание частных конструктивных элементов, позволяющих объяснить каждое конкретное нарушение (принцип системности).

Согласно принципу целостности, если научное познание любого психического феномена состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между психическими явлениями (47), то, на наш взгляд, оно требует описания психологических закономерностей взаимодействия, выделенных в результате анализа, конструктов и их элементов. Поэтому нарушения поведения как психическое явление должно изучаться в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых они существуют как целостная система.

При рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).

Методики диагностики агрессивного поведения и компонентов его регуляции.

Для диагностики агрессивности и компоненотов ее регуляции использовался целый ряд психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения, изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания.

Методика диагностики поведенческой сферы.

Установлено (53, 60, 83), что агрессивность является одним из основных компонентов человеческой активности. В связи с этим в нашем исследовании агрессивное поведение рассматривалось как способ реализации активности, направленной на удовлетворение потребностей. Таким образом к позитивным формам поведения относились действия ребенка, соответствующие стандартам, установленным в социально-культурной среде, к которой он принадлежит. К негативным формам поведения относится агрессивность деструктивной и асоциальной направленности, а также негативизм.

Методика. С помощью шкал опросника Басса-Дарки (21, 23) оценивались общая агрессивность и формы ее проявления, а также негативизм. Деструктивная направленность агрессивного поведения оценивалась по суммарному показателю агрессивности и враждебности. Асоциальная направленность фиксировалась по интегральному показателю агрессивности, совестливости и расторможенности (52, 67).

Методика диагностика мотивационной сферы

В нашем исследовании была использована дифференциация мотивации, разработанная А.Маслоу (44), различающая мотивы "дефицита" и мотивы "роста". Мотивы "дефицита" возникают, когда ребенок испытывает неудовлетворенность, недостаток в определенных условиях существования и функционирования. Удовлетворение такого мотива влечет за собой чувство расслабления, снижения напряжения, достижения эмоционального равновесия. Неудовлетворение влечет еще большее напряжение, нарастание чувства дискомфорта. Реализация мотива "дефицита" в некоторой степени зависит от среды и осуществляется достаточно однообразно, чаще всего стереотипными путями. Наиболее характерными мотивами "дефицита" являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью, а также условиями социального существования и взаимодействия с окружающими.

Возникновение мотивов "роста", как правило, не связано с ощущением недостатка. Удовлетворение таких мотивов длительно, и само чувство удовлетворения непосредственно включено в структуру активности. Появляющееся в ходе реализации мотива напряжение воспринимается ребенком, как естественное. Неудовлетворение мотива "роста" не обязательно сопровождается неприятными переживаниями. Реализация названного мотива в значительной степени определяется индивидуально-психологическими характеристиками ребенка и совершается достаточно разнообразными средствами (56). Наиболее типичные мотивы "роста" связаны с творческими процессами, с потребностями самореализации и самоактуализации.

Методика. В качестве диагностической методики использовались шкалы опросника, разработанного В.Э. Мильманом (55), которые позволяли изучать мотивационные профили личности школьника в различных сферах жизнедеятельности. Опросник состоял из семи мотивационных шкал: поддержание жизнеобеспечения (шкала "П"); комфорт (шкала "К"); достижения социального статуса (шкала "С"); общение (шкала "О"); общая активность (шкала "Д"); творческая активность (шкала "ДР"); социальной полезности (шкала "ОД").

Диагностические оценки, получаемые при тестировании позволяли, зафиксировать состояние мотивационной сферы в целом, а также динамику мотивации в общежитейской и учебной деятельности, определить напряженность мотивации и объем усилий, затрачиваемых для удовлетворения потребностей.