"В качестве самостоятельного царства, образованного еще Августом на среднем Рейне с центром в Лаподуне, свевы участвовали в гражданской войне после гибели Нерона. Их цари Сидон и Италик командовали конницей свевов в битве за Кремону. В этой гражданской войне участвовали и вожди сарматского племени язигов, недавно появившиеся в междуречье Дуная и Тисы. Для Рима было важно иметь на Рейне и на Дунае твердые позиции. И эти позиции характеризуются отношением обоих племен к Риму. Свевы, например, отмечены Тацитом как племя, соблюдающее верность по отношению к Риму" (Ю. К. Колосовская).
Явное размежевание германцев и кельтов началось в первом десятилетии I века, в ходе драматичной борьбы германца Арминия и кельта Маробода:
"Тацит никогда не говорит о маркоманнах как о племени германском, и если упоминает их, то причисляет к свевским народам. Рассказывая о маркоманнах, он называет царя Маробода вместе с царем Турдом "древними и знаменитыми из царей (свевов)" (Колосовская Ю.К.).
В 8 году до н.э. свевский племенной союз маркоманнов, вытесненный римлянами из-за Рейна, поселился на Дунае, на землях, опустошенных в результате войн даков и свевов с бойями. Их царь Маробод вступил в союз с вождем германских племен херусков - Арминием. Этот союз был направлен против Рима.
Но вскоре союз свевских вождей распался. Маробод встал на сторону Рима, а Арминий повел упорную борьбу против обоих. Очень похоже, что драматичные перепетии борьбы двух племенных союзов и их вождей с римлянами и между собой отражают не только борьбу германцев и римлян, но и, прежде всего, борьбу между кельтами и германцами. Борьбу в распадающемся, а точнее, сепарирующем, мире свевских племен. За Марободом стояли свевы-галлы, а за Арминием свевы-германцы.
После 11 года до н.э. германцев уже не устраивало подчиненное положение в Свевии. Поэтому они взорвали свевский мир. Римляне этим воспользовались и раскололи союз Маробода и Арминия.
В 9 году н.э. римляне потерпели сокрушительное поражение в Тевтобурском лесу в битве с херусками Арминия. Только через несколько лет херуски были разгромлены, а Арминий до 19 года воевал против Рима, пока не был отравлен римскими агентами (не символ ли здесь будущих отношений римских пап и германских императоров - яд против меча?).
Маробод, воспользовавшись союзом с римлянами, укрепил власть и расширил свое племенное государство, в которое, по-видимому, снова влились не только кельтские, но и германские племена. Но его государство вскоре распалось, видимо, по той же фундаментальной причине - в силу перераспределения силы и, как следствие, власти, между кельтами и германцами.
Уже к середине I века свевский племенной союз перестал существовать как общегерманская и, тем более, кельто-германская реальность. Реальностью стала лишь Свевия-Швабия, совпадающая по территории со средневековыми Швабией, Эльзасом и Лотарингией.
Здесь были поселены кельтские племена, перенявшие позже язык германцев. Эти племена затем в течение многих веков оставались в уникальной взвеси с германскими племенами. По-видимому и сейчас Швабия (Баден-Вюртемберг) и Бавария - это германо-кельтская взвесь, взвесь двух наций-общин на одной земле, на общей родине.
Основная же масса свевов уже в течение первой половины I века осознала себя "чистыми" германцами.
II. Даки - фракийско-германская взвесь
Возвышение Дакии
Если свевы были не народом (нацией) в собственном смысле этого слова, а взвесью двух народов, причем, часть кельтов претерпевала в этой взвеси превращение в славян, а большая часть "ясторфцев" - в германцев, то даки и геты уже тысячу лет были народом, сами собой:
"В этот мир племен Центральной и Юго-Восточной Европы I в. н.э. составной частью входили и племена даков. Они сыграли немалую роль в войнах придунайских племен, под ударами которых пало на Дунае кельтское сообщество бойев. История даков, как уже говорилось, была также связана и со свевами, а именно с той их частью, которая издавна принадлежала к народам внутренней Германии; Тацит назвал их народами "истинными и древними" (Ю. К. Колосовская).
В середине I века до н.э. царь даков Биребиста объединил гетов и даков в одном государстве. Дакия, также как и Свевия, стала мощным объединением фракийско-германских и германо-кельтских племен. Но кельты здесь составляли явное меньшинство и не могли иметь серьезного влияния.
Где-то в 40-е годы до н.э. даки-геты победили и вытеснили кельтское племя бойев:
"Вследствие опустошительных походов даков держава бойев перестала существовать. Был разрушен их племенной центр в современной Моравии, названный как Старое Городище. Место сражения бойев и таврисков с даками историки локализуют в районе впадения Тисы в Дунай. Отсюда происходят находки серебряных монет с именем последнего царя бойев Биатека. Само сражение датируется различно: 60-е и 40-е годы I в. до н.э. С этого времени течение Дуная на всем своем протяжении оказалось в подчинении даков, хотя между ними обитало множество других племен" (Ю. К. Колосовская).
Биребиста вел экспансивную внешнюю политику, воевал против иллирийцев, причерноморских греческих городов:
"Сведения Страбона, что свевы живут на границе с гетами, указывают лишь на то, что в его время власть даков простиралась до мест обитания свевов, точнее тех из них, которые назвали себя как племена свевские: уже известные нам лугии, семноны, лангобарды и гермундуры. Все они обитали на Эльбе и Одере и потому могли быть соседями даков. Страбон называет племена, определявшие в то время историческую ситуацию в Европе: германцы, дакийцы, геты, понимая под германцами свевов. Даки и геты описаны Страбоном отдельно, как разделенные на два народа, что соответствовало и их истории. Однако Страбон говорит, что дакийцы и геты говорят на одном языке. Оба племени были объединены в один народ только после вступления на трон Биребисты, при котором началась активная экспансия даков, устремившихся не только в пределы греческих городов Западного Понта, но и в западные области Иллирика" (Ю. К. Колосовская).
Но, после смерти Биребисты, дакский племенной союз распался. До конца I в. до н.э. даки были оттеснены римлянами за Дунай.
Скорее всего, даки-геты не стали превращенными в германцев фракийцами. Они так и остались греко-фракийцами. Но, несмотря на различие в телеологии и отсутствие германского комплекса (но наличие греческого), эти народы имели совпадающие структуры большого цикла при несовпадении в макроцикле. Они были очень близки германцам по духу и судьбе, по сути не просто родными братьями, а близнецами.
Дакский мир "опережал" германцев на 768 лет (один макросезон), но на резко восходящем участке S-кривой. Поэтому с конца I века до н.э. он стал естественным центром притяжения для мира германского, особенно по мере сепарации этого мира от постепенно уходящего "в сон" и "вниз" кельтского мира:
"В сущности, даки оставались единственным крупным объединением племен на Дунае, которое римляне не смогли поставить в зависимое положение буферных или клиентских государств, что пыталось осуществить правительство Домициана. Сознание относительной этнической общности даков явилось одной из причин их героической борьбы за свободу, в которую были вовлечены многие соседние племена и народы" (Ю. К. Колосовская).
До восьмидесятых годов I века, несмотря на активную политику Рима в придунайских землях, несмотря на активную переселенческую политику Римской империи, Дакия росла и постепенно превратилась в силу, угрожающую самому существованию Империи. Дакская нация-община воспринимала свою миссию как продолжение миссии Александра, миссии создания братской империи, но направленной не на Восток и чужие народы, а на Север и родственные народы.
Города даков очень похожи на замки средневековой Европы. Они были словно первым явлением германского Средневековья:
"Городища даков лишь в малой степени были центрами торговли и ремесла, но представляли собой укрепленные центры отдельных племен, служившие убежищами на случай нападений. Раскопки крепости Пятра-Рошие и крепости в Костешти в горах Орэштие дают представление о системе обороны даков, центром которой служила крепость. Падение таких крепостей датируется эпохой дакийских войн Траяна. Крепости обносились каменными стенами и земляными валами с двойными палисадами. Внутри крепостей располагались четырехугольные каменные постройки с массивными стенами; к постройкам вели каменные лестницы. Стена имела наблюдательные башни. Внутри крепости находились жилища ее защитников. При раскопках крепостей были найдены железные ремесленные и сельскохозяйственные орудия, местная керамика, изготовленная вручную, а также греческая и италийская, остатки злаков (пшеница, просо, ячмень), кости домашних животных. Раскопки открыли в таких крепостях развалины ремесленных мастерских и плавильных печей. У даков существовало изготовление высокохудожественной серебряной и золотой посуды" (Ю. К. Колосовская).
С 85 года началось непрерывно возобновляющееся наступление Римской империи против Дакии. Сначала император Домициан попытался разгромить и раздробить Дакию. Но в 89 году Домициан, после безуспешной войны, вынужден был заключить с царем Дакии Децебалом почетный для того мир.
Гибель Дакии
Наконец, в начале большой римской зимы (в первой четверти "зимы" 85 - 133) римляне предприняли последнюю успешную попытку разом решить все накопившиеся проблемы и утвердиться как несравненная и неоспоримая Сила в Средиземноморье. Правда, им тогда казалось, что это попытка стать Вечной Империей, Империей всех времен и народов:
"Убеждение в том, что Римская империя утрачивала свои внешнеполитические позиции, стало особенно заметно проявляться в последние годы правления Домициана в римской историографии и поэзии, в том числе в злободневном творчестве Ювенала. Унижение римского войска, которое как выразился Плиний Младший, не только "видели и римские орлы, и римские знамена, и даже сами римские берега", наводило на мысль, что Империя могла вновь обрести славу только при качественно новом правлении. Казна государства была истощена постройками и зрелищами Домициана, повышением жалования военным, раздачей донатив войскам по случаю мнимых военных успехов. Все это не могло не привести к тому, что римская граница, в сущности, оказалась открытой, а путь для нападения варваров - свободным. Римское общество ожидало решительных перемен во внешней политике и связывало эти перемены с правительством Траяна, из наместника Нижней Германии взошедшего на трон римских императоров. Флор писал, что лишь при Траяне народ Империи вновь напряг свои мускулы и вспыхнули надежды, что вопреки всеобщему ожиданию старость Империи "зазеленела возвращенной юностью" (Ю. К. Колосовская).