Из подобных воззрений родилось мощное сознание вины и отчаяния, лежащее на всех этих столетиях. Храмы со все более жалобным обликом смотрели в небеса, готические своды все больше напоминали сложенные в молитве ладони, через узкие высокие окна под мрачные церковные своды едва пробивался свет утешения. Захватывающая дух полифония (Parallelfolgen) церковных песнопений и латинские гимны вызывают ассоциации со стертыми в кровь коленями и бичеванием грешников в ночных кельях" (О. Шпенглер).
Готическая свобода оказалась близка и к галльской свободе в общностном (идейном) между общинным и личным, и к германской свободе стремления вдаль и ввысь, свободе души, вечно ищущей "другой берег", и к итальянской свободе лабиринтов и иерархий, в которых малая община теряет безусловную власть над человеческой волей.
Готика по-германски - это германская Римская империя XI-XIII веков. Готика по-французски - это крестовые походы и архитектура готических храмов и городов. Готика по-итальянски - это Дантов Ад, это гвельфы и гибеллины, Милан, Флоренция и Венеция, папы и католические ордена.
Несчастный юноша Оттон III, одурманенный запахами весны, умер, а германская история продолжалась.
В 1002-1024 Германией правил Генрих II, который, отбиваясь от славян на востоке и как бы походя присоединив к Империи Бургундию, все же основной вектор своей политики направил, как и его предшественники, на Италию и Рим. При нем папы были "послушными", но в самой Германии зрела и усиливалась политическая и экономическая власть Церкви и духовных князей.
Именно в период его правления были созданы основы церковно-светского дуализма Германии, роковым образом ослабившего ее в последующие века.
Универсализм Римской католической церкви был чужд партикуляризму феодального порядка. Германская Империя в первое столетие своего существования (950-1050) не только укреплялась, но и перерождалась в римско-германскую, основанную на двух непримиримых, как оказалось, началах.
В этом была готическая красота и жертвенность германского духа, но в этом и начало его болезни. Жертвенность была облагораживающим началом. Но жертвенность привела к жертве. Жертвенным агнцем стала не только династия Штауфенов, но и сама Империя, уже в конце XIII века ставшая лишь тенью своего прошлого.
Правления Конрада II (1024-1030), Генриха III (1039-1056) были деятельны и наполнены не только борьбой с внутренними и внешними врагами. Началась церковная реформа. Разворачивалась драматическая борьба императора и папы. Империя и Церковь росли и укреплялись.
Папами в то время чаще становились немцы. Это была средняя осень германского большого лета (997-1045) и начало "летней зимы".
После неожиданной и несвоевременной смерти Генриха III верхние этажи германского общества и государства выморозили и выстудили "зимние" ветры третьей четверти среднего цикла.
Будущий король и император Генрих IV (1056-1106) был еще шестилетним ребенком. Его малолетство спровоцировало духовных князей на захват власти в Германии. Германские церковники подумывали и об учреждении Северного патриархата.
V. Возвышение Штауфенов
Фридрих Барбаросса
После смерти Генриха IV правил его сын Генрих V (1106-1125), затем Лотарь Саксонский (1125-1137), затем Конрад III (1137-1152) - первый Штауфен - король и император.
Первая половина XII века - время четвертой четверти большого лета или средней весны большого лета. В это время обычно начинается самый благоприятный в истории большого цикла период. Начинается 150-летний расцвет могущества нации в более-менее гармоничном развитии всех проявлений ее жизни.
В первой половине XII века Римская империя германцев включала, кроме германских областей, галльское королевство Арелат, графство Провансское, Бургундию; на востоке Чехию, Моравию; на юге Ломбардию, Тоскану, Венецию, Сардинию, Корсику и папские владения. Власть императора опиралась на власть светских и духовных князей.
Между императорской и папской властью сложилось что-то вроде динамического равновесия. Стороны время от времени конфликтовали и постоянно интриговали друг против друга.
В 1152 году германским королем был избран Фридрих Барбаросса (Фридрих I). Основным для него, как и для всех его предшественников с середины X века, стал "итальянский вопрос":
"Еще молодому (ему было около 30 лет), умному, честолюбивому Фридриху Барбароссе суждено было в течение 38 лет волновать мир и господствовать над ним. Он воплотил в себе все типичные черты средневекового германского императора и неутомимо стремился к осуществлению всех планов и надежд, которые его современники связывали с этим званием. Доблестный рыцарь и выдающийся государственный человек, он, правда, не во всех предприятиях имел успех, но его царствование покрыто необыкновенным блеском, усилению которого как будто способствовали все обстоятельства. Германия XII в. пробуждается к новой жизни, города процветают, народная поэзия нарождается и быстро развивается; если это не есть дело собственно Фридриха, то он способствовал этому расцвету своей настойчивостью в устроении порядка и рыцарским блеском своего двора.
Фридрих Барбаросса преследовал одновременно двоякого рода политику: королевскую и имперскую. Как король Германии, он хотел установить в ней большее единство управления, ослабить крупных феодалов и в то же время положить конец насилиям мелких сеньоров. Как император, он руководствовался традициями; он считал себя наследником Константина, Юстиниана, Оттона, Карла Великого. Тотчас после своего избрания он писал папе, что его цель - "восстановить величие Римской империи в ее прежней силе и блеске", и летописец Радевик говорит по этому поводу: "Во все время своего царствования он ни о чем так не заботился, как о восстановлении прежнего значения Римской империи" (Э. Лависс, А. Рамбо).
В Италии начиналась конфликтная третья четверть большой весны ("зима весны"). В Риме в 1143 году совершается республиканская революция. Среди римского народа огромное влияние приобрели идеи Арнольда Брешианского, одного из учеников Пьера Абеляра.
Абеляр попытался подвергнуть веру последовательному рационалистическому анализу. Арнольд, следуя логике учителя, пришел к своим выводам, доведя до логического завершения социальную доктрину клюнийцев. Он убеждал, что духовным лицам следует с равнодушием относиться ко всему мирскому, в том числе и ко всякой собственности и "регалиям". Видимо, он нашел нужные слова и идеи его были актуальны, раз римляне сделали его своим знаменем и вождем.
В 1154 году Фридрих I, только что коронованный в Риме императорской короной, разгромил новую Римскую республику и казнил Арнольда Брешианского. Его прах был развеян над Тибром.
Отношения императора с папой не заладились сразу. Высокомерный Штауфен не пожелал, согласно традиции, взять под узду папского коня, чем оскорбил престарелого "наместника Христова".
В Северной Италии возгоралось сопротивление против германцев. Объективно центром антигерманской борьбы стал Милан. Но прежде всего это была внутренняя борьба итальянских городов между собой, ведь каждый из великих городов мнил себя Римом. Началась общеитальянская "низовая притирка", в которой немцы стали тем самым "третьим лишним". Они вызвали против себя законную ненависть итальянцев, помешав им объединиться по-итальянски, "снизу".
Фридрих I издал Ронкалльские декреты, в которых попытался обосновать претензии германских-римских императоров на верховную власть в Италии. Основная мысль этого документа: народ передал законодательную власть императору, тот же распределяет ее вниз, либо на основе предоставленных ему подтверждающих актов, либо, при их отсутствии, "по справедливости".
Казалось бы, универсалистский принцип, содержащийся в Ронкалльских декретах, соответствует итальянскому духу. Но их проведение в жизнь вызвало яростное сопротивление миланцев, их союзников и самого папы. Было ли это только борьбой за власть?
Нет, это была нестыковка правовых систем: ронкалльский универсализм оказался прямой противоположностью естественно римскому, так как в римском власть императорская должна вырастать из власти общин, а Барбаросса просто присвоил себе верховенство в Италии на правах сильного. Ведь римский (итальянский тоже) универсализм вырастает на родной почве, а не спускается сверху. В основе итальянской политической системы, как и древнеримской, та самая комициальность.
Комициальность по-итальянски
Что такое комициальность по-итальянски?
Это способность нации-общины строить политическую структуру на основе сравнительно небольших, регулярных и частых собраний, члены которых вступают друг с другом в экономические, социальные, религиозные и иные тесные отношения также и в повседневной жизни. Комиции низшего уровня делегируют из своего состава авторитетных людей в комицию более высокого уровня, а там все повторяется вплоть до вершины общественной и государственной пирамиды:
"В итальянском городе, - справедливо говорит Гебгарт, - свобода и равенство господствуют только с виду. Община наблюдает за индивидуумом и стесняет его деятельность. Гражданин так же строго прикреплен к своему городу, как колон - к своему участку- Он заключен в одну из групп, совокупность которых составляет коммуну; он всю жизнь принадлежит определенному классу, цеху, корпорации, приходу или кварталу. Его консулы и советники не только отмеривают ему его часть политической свободы, но и регулируют путем декретов акты его частной жизни, определяя как число фиговых и миндальных деревьев, которые он имеет право посадить на своем поле, так и количество священников и восковых свечей, которые будут сопровождать его гроб" (Э. Лависс, А. Рамбо).