Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 27 из 44)

"Идея государственного порядка проложила себе путь в виде идеи независимых автономных городских общин, в которых возродилась, в духе времени, древняя немецкая народная община. Принцип сообщества, связывающий всех городских обывателей и создающий их "общину", показал здесь свою созидательную государственную силу заключением союзов между городами, их мирными договорами, распространением правосудия и порядка. Лежавшие в развалинах замки и крепости разбойничавших рыцарей уже повсюду свидетельствовали о могуществе, достигнутом этими городскими общинами" (О. Егер).

Еще в последние годы жизни Фридриха II организовались первые крупные союзы германских городов, которые сразу же начали отчаянную борьбу с аристократией, духовенством и между собой. Королевская и императорская власть тоже оказались под ударами этой стихии. Аристократия организовалась в свои союзы. Их основной "программой" была "борьба за себя против всех". Позже аристократические союзы сконцентрировались вокруг семи курфюрствов, трех духовных и четырех светских.

Избранные во время междуцарствия королями Ричард Корнуэлльский и Альфонс Кастильский, хоть и были незаурядными личностями, но германскими королями являлись только номинально. Власть все больше концентрировалась в союзах городов и в руках суперкнязей- курфюрстов.

После междуцарствия власть германских императоров надолго утратила высший авторитет и способность объединять многообразное германское общество, а, вокруг него, и негерманские народы.

Возрождение силы императорской власти началось только в конце XV века, при императоре Максимилиане. Это уже был конец (четвертая четверть) большой германской зимы 1333-1525.

Империя стала жертвой первого инфаркта германской нации. Ее уверенность в своем всемирном и универсальном предназначении сломалась в период междуцарствия.

Но надорвалось и папство, сила которого, хоть и поддерживалась растущей с середины XI века энергетикой итальянской национальной общины, но не в меньшей степени опиралась и на германских императоров и германский партикуляризм.

Востребованность папы в качестве противовеса между властью императора и германским многообразием и порождало такое "странное" явление, как упорное нежелание германской Церкви обособиться.

Еще более "странными", а также расточительными и рискованными, а часто унизительными, были итальянские походы германских королей за императорской короной. Только в 1452 году германские императоры отказались от венчания на Империю в Риме, и только в 1530 году в последний раз приняли корону Империи из рук римского папы.

Все это убедительно показывает на преобладание в основании национальной жизни духовности ("ценностности") над материальностью. Дело совсем не в упрямом следовании мертвым традициям.

Те времена и люди были не менее практичными и, тем более, не менее глубокими, чем наши. Предательств и преступлений тоже было достаточно. Как и осознанных интересов. Материальность жизни национальной общины не была помехой ее духовности. У того и другого начала - свое место. Но духовность, как ей и положено, "выше". Она преобладает и управляет.

Стремление к универсалистской империи тоже было вполне рациональным. Только эта рациональность спрятана от нетерпеливого взгляда современности в глубинах национального духа и в сложнейших структурах социальных и политических отношений.

Уже говорилось о том, что противостояние императоров и пап было выгодно всем основным политическим субъектам германского общества. Это сохраняло в нем динамичное, но устойчивое равновесие. Именно оно охраняло столь дорогую сердцу германца фундаментальную ценность "многообразия - партикуляризма".

Но после смерти Фридриха II, Римская курия поклялась извести со света "змеиный род Гогенштауфенов". И вполне преуспела в этом.

Начавшийся в Германии неуправляемый взрыв партикуляризма лишил императорскую и королевскую власть сколь нибудь твердой основы. Поэтому французы, при поддержке папы - француза, быстро справились с этой "исторической задачей". Сын Фридриха погиб в сражении. Внук также был разбит, захвачен в плен и поспешно казнен. Род Штауфенов, самый могущественный в Швабии, пресекся. Его крушение создало вакуум, в который ринулись новые претенденты на богатство и власть. Более всего в этом преуспели Габсбурги, пребывавшие до того на вторых ролях.

Кризис папства

По иронии судьбы, папа, лишившийся мощного противовеса в лице рухнувшей династии и самой императорской власти, стал беззащитен против мелких хищников.

Но судьбу папства определили крупные хищники. Огромная инерция двухсотлетнего противостояния с императорами первое время была определяющей в политике "победителя". Тем более, что французский король Людовик IX Святой был идеальным католическим государем, продолжавшим растрачивать остатки духовной и материальной мощи "раннезимней" Франции в новых, уже очевидно безнадежных и бесславных крестовых походах. Поэтому папы проглядели надвигающуюся опасность со стороны "послушной" в то время Франции.

Духовная основа папского авторитета - движение крестовых походов, столь плохо, по сути преступно плохо, организованных, продержалась еще несколько десятилетий благодаря святому французскому королю. Тем коварнее была ловушка, подставленная папству историей.

Папы, продолжая бороться с тенями прошлого, уже несуществующей властью германских императоров, продолжая бороться с ослабленным греческим православием и ослабленными сарацинами, проглядели новые и действительно серьезные угрозы себе и христианскому миру.

Одной из папских угроз была "французская угроза", в основе которой было вполне осознанное и прочувствованное национальное единство, опирающееся на галльские ценности "централизованного государства" и "партийности". Французские базовые ценности, в отличие от германского "партикуляризма" ("феодальной империи") не предусматривали решающей роли папы в европейских политических и даже внутрицерковных делах (по крайней мере, на территории французского королевства). Папы им были нужны просто как некий сторонний духовный авторитет, как нечто дополняющее, а не жизненно необходимое.

Французская угроза реализовалась очень скоро. Пап сначала лишили французских церковных доходов, а затем и существенной власти над галликанской Церковью. Затем, вскоре после того, как Гийом де Ногаре отшлепал по лицу железной перчаткой папу Бонифация VIII, последовало семидесятидвухлетнее авиньонское ("вавилонское") пленение.

Другую угрозу, теперь уже не только "папскую", а общехристианскую - угрозу османскую, папы также проглядели. До последних дней Константинополя папы мелочно торговались с византийцами. Поэтому конец Константинополя и утверждение в 1453 году османов в качестве новой великой европейской силы стало для пап, как и для всей Европы, великим шоком.

Как ни слаба была "зимняя" Франция в XIV веке, папство, лишенное опоры во внутренне зависимой от нее Германии, попало в "вавилонский плен" и долго не могло выбраться из этого плена.

Только начало эпохи Возрождения и период максимального падения французской силы во второй половине французской большой зимы 1237-1429 снова вовлекли папство в водоворот основных политических событий в качестве одного из основных общеевропейских политических игроков.

Возвышение Германской империи в XVI веке снова, но в последний раз в весеннем итальянском макросезоне, дало папам возможность "возмечтать" о своей вселенской роли.

Ослабление папства к концу XIII века не было ослаблением Италии. Просто лидерство в Италии перешло от пап и от Рима - к Венеции, ломбардским и тосканским городам. Началась эпоха Возрождения, которая наследовала эпохе готической. Готика была преимущественно германской эпохой, это была прежде всего общеевропейская самореализация германского духа. А Ренессанс стал европейской самореализацией итальянского духа.

Период духовной экспансии Германии закончился во второй половине XIII века. Германия ушла в свои проблемы, но еще несколько столетий оставалась сердцем, болящей душой Европы и основным центром ее духовной жизни. Период "духовного междуцарствия" в Европе продолжался недолго. Начался период итальянского духовного наступления, столь же благотворно повлиявшего на Европу в XIV -XVI веках, как и период германской духовной экспансии.

Если забежать в будущее, то эпоху Барокко - Просвещения - Социальных революций, начавшуюся после отчаянной борьбы в конце XVI века, и продлившуюся в XVII-XIX веках, можно считать европейской самореализацией французского духа.

"Чей" период начался в веке XX? Англо-американский? Или итало-испанский? Или впервые Запад генерирует духовную революцию сразу из нескольких центров? Только англо-американцы начали свою теперь уже не общеевропейскую, а мировую духовную революцию еще в середине XX века, а итало-испанцы сейчас только приближаются к ее началу в XXI?

Кризис Империи

Но вернемся в век XIII.

В период 1254-1273 германский дух пережил свой первый инфаркт. Он утратил всеобщность и универсальность права и силы, но не сердца и мысли. Потом эти средние зимы станут роковыми для Германии.

В период уже весенний зимы следующего большого цикла, т.е. в 1621-1669, Германия переживет второй инфаркт. В жестокой Тридцатилетней войне 1618-1648 Германия утратит душевную всеобщность, дав начало и утрате духовной центральности, постепенно превращаясь в духовную периферию, становясь выморочными "декуматскими полями" европейского культурного пространства.

В период летней зимы 1813-1864 Германия переживет третий инфаркт после позорных поражений и мелочных унижений бонапартизма. В это время партикулярный дух Германии сдастся на милость прусскому унитаризму и собственной Тени, воплотившейся в государственное тело антихристовой империи.