Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 29 из 44)

Германский партикуляризм системно усложнился. Но "система", в результате такого развития, оказалась разбалансированной. Одним из наиболее существенных проявлений "нового партикуляризма" стали и союзы городов, в том числе знаменитая Ганза.

Поскольку развитие самостоятельности городов началось уже на склоне лет германской большой фортуны - где-то в середине XII века или в начале большой осени, то городской элемент не смог органично вписаться в тонкую духовную ткань германского общества. Он являлся элементом диссонансным и только в XV веке стал "плотью от плоти". События после смерти Людовика Баварского подтверждают это предположение.

Германская экклесиальность тоже приобрела жутковатые формы всеобщей власти тайных народных судилищ - феме, которые в XIV-XV веках приобрели грозную силу и власть - власть страха.

В 1356 году была принята конституция Германской империи, которая в качестве основного закона Империи продержалась до начала XIX века. Это была "Золотая булла", которая "устранила всякое папское участие в избрании королей. Городам запрещала прием в свою среду граждан извне, а также ограничивала их права на союзы и коалиции. С другой стороны, были определенно указаны и права князей по отношению к различным категориям их подданных. Главным образом содержание буллы касалось избрания римских королей, а также прав и имуществ курфюрстов" (О. Егер).

Император сумел в 1354 году помириться с папой и даже временно усилить влияние Империи в Италии.

Во второй половине XIV века в Германии возникли большие и малые федерации городов:

"Первоначально Ганза была чисто торговым товариществом, и для ее торгового значения было важно, чтобы это предприятие осуществилось и действовало не в тяжеловесной форме политической организации, а в более свободной, более глубокой и гибкой форме торговой ассоциации. Таким путем некоторым немецким городам и даже некоторым торговым фирмам в Англии и в скандинавских государствах удалось добиться привилегий и выгод, которые впоследствии должны были послужить на пользу всех участников предприятия" (О. Егер).

В Северной Германии города приобрели огромное значение и влияние, и успешно вели войны даже против датского и норвежского королей. В Южной Германии ситуация оказалась более сложной, конфликтной и опасной:

"Так, например, в Швабии, где города мешали распространению владений быстро усиливающегося дома вюртембергских князей, наиболее энергичный из них, Эберхард II, пользовался всеми средствами, чтобы навредить городам и помешать их росту. Города платили ему тем же, принимая под покровительство всех подданных Эберхарда, которые изъявляли желание поселиться в городах. Между этими элементами был еще третий - рыцарское дворянство. И это сословие также должно было понять, к чему клонились требования времени; они тоже стали вступать в союзы между собой, образовывать товарищества. Одним из первых в числе этих товариществ было товарищество святого Мартина, основанное в день этого святого, в 1370г. За ним последовали и другие, и важнейшее из них, "Львиный союз", было учреждено в 1379г. в Висбадене. Эти товарищества в значительной степени усмиряли рыцарский задор и водворяли среди рыцарства мир, но не сдерживали его от буйных выходок против князей и городов, если только бывал задет кто-нибудь из рыцарей. Одним словом, у них было принято за правило уважать только свои права и всюду проводить только свое право, чем конечно, они сами объявили себе приговор. В этих весьма сложных отношениях император вел двусмысленную игру: он не становился ни на чью сторону" (О. Егер).

После смерти Карла IV ему наследовал сын Вацлав. Все - князья, рыцари, города пытались объединится в союзы, а объединившись, направляли их силу против других союзов. В это время:

"С удивительной энергией, хотя и не всегда на законном основании, города продолжали уничтожать рыцарские замки. Было совершенно ясно, что рыцарству не под силу бороться с городами, и весь вопрос сводился к тому, где именно окончится это победоносное шествие городов, т.к. запрещение городских союзов, провозглашенное Золотой буллой, оставалось по меньшей мере мертвой буквой. Опасность этого положения, особенно по отношению к владетельным князьям, не уменьшалась от того, что рыцари пытались сплотиться в союзы и платили городам злом на зло. Эти рыцарские союзы, всюду возникавшие в это время под самыми разными названиями, должны были представляться князьям не менее опасными, чем городские союзы. Тогда и князьям пришлось прибегнуть к тому же средству. В 1383г. на рейхстаге в Нюрнберге император, несколько владетельных князей и все курфюрсты соединились в "Союз мира" на 12-летний срок" (О. Егер).

В 1385 году был заключен союз между Швабскими и Швейцарскими городами, но этот союз оказался непрочным. Швейцарии пришлось практически в одиночку бороться с австрийскими князьями. В этой войне Швейцария вышла победительницей. Зато Швабский союз в 1388 году был разгромлен аристократическим союзом в битве при Деффингене.

Так началась неблагоприятная вторая четверть большой германской зимы 1381-1429:

"По требованию государственных чинов и сословий король Вацлав выступил защитником порядка и государственного благоустройства, и на рейхстаге в Эгере (май 1389г.) все частные союзы и коалиции были еще раз запрещены и вместо них учрежден общий Союз мира, в состав которого вошли Швабия, Бавария, Франкония и Гессен, Тюрингия и верхнерейнские города. Этот союз, хотя и не обеспечивал общий мир в государстве, все же нанес большой ущерб значению городов- Одним из ближайших последствий этой долгой междоусобной войны и сопровождающих ее опустошений было общее финансовое истощение. Самым легким средством избавления от этого бедствия представлялось, конечно, объявление всеобщего банкротства, которое и последовало, соответственно условиям и понятиям того времени, в наигрубейшей форме. Согласно одному из решений Нюрнбергского рейхстага 1390г. король приказал евреям (не следует забывать, что, по тогдашним юридическим понятиям, они и все их имущество составляли собственность казны Священной Римской империи) выдать все находящиеся в их руках залоги и долговые обязательства" (О. Егер).

В изложении событий первой четверти "зимы" я не упомянул о великой чуме 1348-1350 годов, которая опустошила Германию, также как и соседние с ней страны, вызвала жестокие еврейские погромы и дала начало движению "бичующихся", одно время даже угрожавшее самому существованию официальной Церкви и коммунальных учреждений.

Чума особенно свирепствовала в тесных городах. Но на ход социальных процессов и развитие "зимних" тенденций она повлияла слабо, как любое стихийное бедствие, в отличие от бедствий, вызванных волей и умыслом людей. Сама чума была не причиной, а следствием духовного упадка и душевного опустошения германцев и французов.

Вскоре в худшую сторону изменилось и положение северных германских городов. Относительно усилилась Швеция, что поколебало господствующее положение Ганзы, а польско-литовский союз положил конец распространению Тевтонского ордена в Пруссии. В самом начале XV века произошло первое антинемецкое восстание чешской знати.

В 1396 году под Никополем венгерский король Сигизмунд, брат императора Вацлава, потерпел сокрушительное поражение от турок. С тех пор и на протяжении более двухсот лет, турецкая угроза являлась одним из основных факторов европейской политики.

Общеполитическая ситуация в Германии еще более ухудшилась после всеобщей усобицы 1401-1410 годов, когда был избран другой король, оказавшийся, при его, несомненно, рыцарских достоинствах, еще менее удачливым, чем Вацлав. После его гибели и "трехкоролевья", королем, наконец, стал Сигизмунд, тот самый брат Вацлава, разгромленный турками в Венгрии.

Тевтонский орден превратился в самостоятельное рыцарско-монашеское германское государство на землях славян-пруссов. Первые рыцари и монахи ордена прибыли сюда в 1226 году с благословения Фридриха II. Начальные пятьдесят лет здесь шла тяжелая борьба с местным населением. Но уже в середине XIII века местное население оказалось, по мере принятия христианства и освоения немецкого языка, вовлечено в рыцарские и монашеские структуры Ордена. Поэтому уже в 1282 году борьба закончилась. Демографические процессы постепенно привели к преобладанию местного языково онемеченного славянского населения над пришлым немецким.

К описываемым нами временам, т.е. к началу XV века, Тевтонский орден, а точнее его немецкая часть, оказался в "зимнем" кризисе. В его духовных и институциональных структурах накопились потенциально разрушительные противоречия.

В начале XV века умы европейской интеллигенции захватила идея конституционного переустройства Церкви, при котором верховным принципом становился не "наместник Христов", а регулярно созываемый Собор.

Однако усталый, вступивший в "осень" итальянский дух и погружающийся в большезимний хаос германский, не смогли произвести церковную реформу. Вместо этого в 1415 году сожгли на костре Яна Гуса, тем самым положив дурное начало обновительному процессу.

Спровоцированная казнью Гуса лавина возрождающегося западного славянства приняла форму антигерманской и антиримской таборитской революции. Чехия и Моравия, вступающие в 1429 году в славянскую "весну", прорвались антицерковной и антиимперской революцией, бурной, жестокой, в своих преобразованиях разрушительной. После чехов реформаторскую антиримскую эстафету подхватит возрождающаяся, вступающая в "весну" Германия Лютера. Но не Италия, а потому и не сама католическая Церковь, неразрывно связанная с судьбой уходящей вскоре в большезимний сон итальянской нации-общины.