Наконец, после разгрома Ордена в 1410 году в Грюнвальдской (Таненбергской) битве "для него было большим счастьем, что в Бранденбургской марке должен был княжить дом, способный ввести в этом важном и опасном пункте твердый государственный строй. Область пришла в большой упадок при столь частых переменах правления, что население не знало, кто, собственно, им владеет, а выродившиеся потомки рыцарей, все эти Квицовы, Путлицы, Роховы, Бредовы, занимались только наездничеством, Фридрих со своими франконскими войсками восстановил в стране порядок и безопасность, причем встретил поддержку у мирной партии. Он заставил разбойничавших рыцарей усмириться, одних добром, других силой оружия, причем большие услуги ему оказало произведение современного военного искусства - громадная пушка, которую он занял у Фридриха, ландграфа Тюрингского" (О. Егер).
"Зимний" эффективный синтез новой нации, немецкой по языку и управлению, славянской по крови и духу, произошел в критические десятилетия второй половины XIV - начала XV века. Поэтому новый народ, пруссаки, вступил в свою первую "макро" и большую весну не по немецкому циклу, а по славянскому, т.е. в 1429 году.
В 1440 году германским императором стал Фридрих III:
"Он правил Германией не менее 54 лет, был неспособным и плохим правителем как в политическом, так и в нравственном смысле...
Те 50 лет, в течение которых Фридрих III был германским королем, можно было бы назвать грустным периодом в истории Германии, если бы вообще, и особенно при таком политическом организме, каким было тогда немецкое или "римское" государство, жизнь большой нации определялась деяниями ее правителя. Следя за действиями этого правителя, все царствование которого было цепью неудач, но тем не менее закончилось большими выгодами, по крайней мере, для его рода, не следует упускать из вида, что его правление было только внешней рамкой для жизни немецкой нации во второй половине XV в. Самой выдающейся чертой Фридриха III был несомненнейший эгоизм- Но у него при этом был свой расчет, и он заставлял себя платить за угодную папе церковную политику, снова подчинившей государство игу церкви: он выговорил большие церковные льготы для своих наследственных владений. Он вернулся из Рима (1468г.) с полным карманом, с несколькими сотнями доходных духовных мест, раздачу которых папа предоставил его произволу-" (О. Егер).
В период правления Фридриха III от Германии окончательно отделилась Швейцария. Вновь разгорелись войны городов и князей. Мелочные, ожесточенные, бессмысленные. Бесконечные разговоры о совместном отражении турецкой агрессии оставались разговорами вплоть до 1470 года, в котором турки опустошили юго-восточные владения Империи. Правда, и в этот раз все закончилось лишь созывом рейхстага.
Одновременно еще больше ухудшилось положение Тевтонского ордена:
"Положение Германии на востоке заметно ухудшалось; даже самое славное достояние немецкой национальности, вызванное крестовыми походами, государство Тевтонского ордена в Пруссии, совершенно попало при Фридрихе польской зависимости. Под давлением бедствий, обрушившихся на Орден после его поражения под Таненбергом в начале столетия (1410г.), он совершенно выродился; его нравственная сила угасла. Земельно-сословное устройство, введенное Генрихом фон Плауэном, принесло новые беды в разлагавшееся государство. Различные поводы к оппозиции против произвола умножались, и недовольные города и сельское дворянство соединились в Прусский союз, главной опорой которого благодаря связям и средствам был Данциг-
После 13-летней борьбы истощенный Орден был вынужден согласиться на Торуньский мир (1466г.), по которому Западная Пруссия с Мариенбургом, Торунем, Кульмом, Данцигом и Эльбингом отходила к Польше, а Восточная Пруссия оставалась за Орденом лишь в качестве польского лена" (О. Егер).
Видимо, чисто немецкий элемент в это время лишь пытался сохранить за собой основные должности в Ордене, в то время как прусско-славянский в союзе с поляками уже стал полным хозяином самой его жизни.
Перечень неудач и потерь Германии времен правления Фридриха III можно продолжить еще не на одну страницу. Но, вот что интересно, уже во времена этого слабого и корыстного императора, в последние его годы, началось преобразовательное движение. Ведь начиналась новая эпоха германской истории, соответствующая четвертой четверти или весне большой зимы 1477-1525.
С 1486 года Фридрих III приступил "к возведению общего и прочного земского мира - обращению Германии в государственное целое". Начинается четвертая четверть большой германской зимы. Германская нация медленно и как бы неохотно пробуждается при сыне Фридриха III Максимилиане:
"Максимилиан I (1493-1519) правил страной 34 года, считая и те 8 лет, когда был посвящен в дела при жизни отца. Детище нового времени, восприимчивый, он с пользой усвоил многие семена современной культуры, бегло говорил по латыни, по-французски и по-итальянски, занимался разными науками, особенно богословием и медициной, а в артиллерийском искусстве был даже знатоком и изобретателем" (О. Егер).
При Максимилиане были фактически заложены основы новой Германской империи, во всем блеске и нищете проявившейся уже при его преемнике Карле V. При нем "дело конституционного порядка было закончено на Кельнском рейхстаге 1512г. Для водворения земского мира и исполнения решений имперского суда немецкое государство было разделено на 10 имперских округов. Во главе каждого из них находился окружной начальник с подчиненным ему советом" (О. Егер).
Осень
Ниже представлена схема германской макроосени 1525 - 2293. Макросезон разбит на четыре больших сезона - средних цикла. Средние циклы, в свою очередь, разбиты на четыре средних сезона - малых цикла.
1525 | БОЛЬШАЯ ВЕСНА | 1717 | ||||||
1525 | среднее лето | 1573 | средняя осень | 1621 | средняя зима | 1669 | средняя весна | 1717 |
1717 | БОЛЬШОЕ ЛЕТО | 1909 | ||||||
1717 | среднее лето | 1765 | средняя осень | 1813 | средняя зима | 1861 | средняя весна | 1909 |
1909 | БОЛЬШАЯ ОСЕНЬ | 2101 | ||||||
1909 | среднее лето | 1957 | средняя осень | 2005 | средняя зима | 2053 | средняя весна | 2101 |
2101 | БОЛЬШАЯ ЗИМА | 2293 | ||||||
2101 | среднее лето | 2149 | средняя осень | 2197 | средняя зима | 2245 | средняя весна | 2293 |
I. Лютер и черт
Изменение германской телеологии
Новый германский большой цикл, или, другими словами, осенний макросезон 1525-2293 начался лютеровской Реформацией (с 1517), Крестьянской войной (1524-1525) и правлением Карла V (с 1519) - одного из наиболее известных германских императоров. С эпохи Карла V обычно отсчитывают время "Новой империи".
До этого еще сонная, хотя и разбуженная при Максимилиане, Германия превратилась в страну кипящих страстей и кипучей деятельности. Основным явлением в германской истории XVI века стала Реформация. В Германии и вокруг германских событий сконцентрировалась и вся европейская политика того времени.
Чего же добивался Мартин Лютер и его сподвижники? А лучше спросить - чего же он и его последователи добились?
Они положили начало новым Церквам - протестантским. Отныне "раздвоенность" христианства стала его "разтроенностью".
Важно и то, что новая конфессия утвердилась, прежде всего, в "германском мире": Германии, Англии, Скандинавии, Швейцарии. Это вряд ли случайность.
Какой перестройкой телеологического кода немцев стала Реформация?
Летний макросезон 757 - 1525 немцы были носителями кода "Одиссея", сплачивающего среднеевропейскую империю "аристократической народностью" и имперским "феодально-горизонтальным" партикуляризмом.
Изначально, в теологическом коде германской нации-общины установилось динамичное, но, благодаря многообразию, устойчивое равновесие между общиной и личностью. Германец всегда умел личностно растворяться в общинах, а общинная система, имевшая сложную структуру малых и средних общин, не могла не выпускать возжелавшего свободы индивида на волю:
"Каков человек, таков его Бог"; это изречение, часто неприложимое к отдельным лицам, гораздо вернее по отношению к народам, особенно когда они сами являются творцами своих религий; но даже когда религия занесена извне, они всегда изменяют ее по своему подобию. Перенесенное в Грецию, христианство эллинизируется и принимает метафизический характер: созерцательная мысль углубляется в тайны, между тем как душа может оставаться холодной, а сердце безжизненным; на самых верхних ступенях, это - чистый разум со всеми диалектическими утонченностями. Перенесенное в Рим, христианство романизируется, обращаясь в теократическую организацию в настоящую священническую "империю" с первосвященником во главе; является безусловное подчинение авторитету, дисциплина, ритуал, целый кодекс строгого формализма. В Германии христианство стремится углубиться внутрь: греческий догмат теряет свой спекулятивный характер; римская иерархия - свою административную централизацию, религиозный индивидуализм сосредоточенности в самом себе. Во Франции, хотя она имеет также своих великих мистиков, христианство приняло форму общественной морали" (А. Фуллье).
"Германский Одиссей" так и путешествовал в этом сложном, многоцветном и динамичном мире профессионально-корпоративных, семейных, общегородских, крестьянских, монастырских, братских общин, пронизываемых и соединяемых народными судами, народными собраниями, сеймами, соборами и рейхстагами.