В отличие от немца, француз не путешествовал в общинном мире, а, словно дозорный, постоянно всматривался в него, ревниво охраняя свою свободу. Если уж он и окунался с головой, то в более безопасный для французской свободы мир общностей: мир идей и страстей-интересов.
В начале XVI века в Европе властвовало не германское общинное "горизонтальное" многообразие, а итальянский общинный рационализм "снизу" и французский общностный рационализм "сверху".
В северо-восточной части Германии, контролируемой рыцарско-монашескими орденами, а также в Тюрингии и в восточной Саксонии, резко активизировались языково онемеченные, но оставшиеся "в духе" славянами, потомки лютичей, бодричей, лужицких сербов, пруссов.
Их дух был иррационально-общностным. Они легко отдавались во власть идей и интересов, но не "увиденных" мыслью, а только "почувствованных" душой.
Именно оттуда, с полуславянского Северо-Востока, а также с полукельтского Юго-Запада и пришла Реформация, взорвав Германию сначала крестьянскими, а потом религиозными, войнами.
Реформация освободила Германию из-под власти нестерпимого в своем цинизме, заматерелого папства (вспомним, что 1525-1573 - это период итальянской "осенней зимы", когда нация впадает в тяжелую паранойю). Но от папского ярма Германия освободилась бы уже через 50-60 лет и без Реформации.
Лютеровская Реформация послужила примером и стала сокровищницей идей и опыта духовной и социальной революций для других: англичан, скандинавов, французов, швейцарцев. Реформация обесценила феодализм, поставив на место узкофеодального идеала и феодальной иерархии идеал человека трудящегося, а также иерархию должностей вместо знатного происхождения:
"Учение Лютера как бы сплющивает средневековую иерархию: вместо вознесшихся сословий остаются скромные возвышения должностных мест. На этой выровненной поверхности и начинает подымать новые высоты подземная сила упорства, самоотвержения и целеустремленности, берущая свое начало в вере.
Уже в работах 1520-1523 годов утверждалось, что вера обнаруживает себя в миру в качестве непреложной любви к ближнему. У позднего Лютера понятие "любви к ближнему" часто заменяется понятием "службы ближнему" (Nachstendienst). Поскольку же "мирской порядок" мыслится как уже наличная и самим богом устроенная система взаимовыгодных должностей, постольку главным поприщем христианской любви (а стало быть и, деятельной веры) оказываются сословно-профессиональные занятия. В какой мере они успешны и почитаемы, для "службы ближнему" совершенно безразлично. Важен лишь внутренний мотив и обусловленная этим мотивом степень упорства и прилежания. "Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, моет клозет, доит коров, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна богу, о чем мне известно из его слов и наказа".
В этой удивительной формуле Лютер впервые в истории "нащупывает" понятие труда вообще, труда, рассматриваемого и ценимого безотносительно к его конкретной форме - в качестве целенаправленного усилия известной интенсивности и длительности.
Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность - еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво, - чернь в глазах творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов" (Э. Соловьев).
Тем самым Реформация положила начало превращению Одиссея, сплачивающего Империю, в нового Одиссея, создающего своими трудовыми и предпринимательскими добродетелями рыночное и частнокапиталистическое пространство. Человек экономический в одном из первых своих вариантов - это лютеровский "Одиссей", променявший мир общинного многообразия на мир рыночных ролей:
"Католическое богослужение предъявляло довольно высокие требования к подготовке священников, но не спрашивало никакого образования с мирян. Они ведь были просто зрителями и слушателями мессы, совершавшейся "за них и ради них". Богослужение лютеранское по самой сути своей нуждалось в грамотном прихожанине, который читает, помнит и толкует библейский текст. Но, заботясь об удовлетворении этой новой церковно-религиозной потребности, виттенбержцы работали одновременно и на потребность историческую: они прокладывали путь к программе всеобщего начального обучения" (Э. Соловьев).
Это определило перестройку всей телеологической ценностной структуры германской нации-общины. Старый Одиссей, сплачивающий Империю и погружающийся в многоцветный мир общин, стал Новым Одиссеем, который почти отдался решительно зауженному миру своих семейной и малой территориальной общин.
Поэтому многообразный и всеохватывающий германский партикуляризм периода "летней империи" стал партикуляризмом ограниченности. Ограниченности человеческой, личностной, социальной. Новый партикуляризм охватывал уже не Империю, и даже не страну, а одну из трехсот ее земель. Для большинства немцев мир сузился до своего городка, своей деревни.
"Экклесиальные" институты тоже обесцветились и потеряли значительную часть своей конституирующей силы. Они уже не сдерживали эгоистического беспредела князей и сословий.
Все эти изменения положили начало макроосеннему общему закоснению германской нации. Это не кризис в Силе, а кризис в Творческих потенциях.
Вместо многообразия и всеохватности пришли сконцентрированность на экономической деятельности и политическом самоутверждении нации. Это совершенно закономерный переход, связанный с переходом из макролета в макроосень.
Парадокс этой эпохи в том, что нация уже не хочет "разбрасываться" ради других (вспомним, сколько сил и энергии "летние" германцы затратили на соединение в одно государство с Италией). Реально "осенняя" нация выполняет уже не гибкую, а жесткую программу, и, как правило, программу экспансионистскую.
Макроосенняя нация отдает окружающим нациям все лучшее, еще живое и развивающиеся, в обмен на миф о собственном вечном господстве и на отражение угроз, порожденных реализацией этого мифа.
В это время нация-община, предчувствуя будущую макрозиму, старается максимально использовать все еще огромную собственную силу.
Основная, то есть теологическая программа нации, нацеленная на совершенствование генотипа человека, искажается неадекватной телеологической программой - эгоистического самоутверждения нации как таковой. Это противоречие несет много бед и конфликтов, но, как правило, приводит к тому, что макроосенняя нация "растрачивается" для других, находящихся во "впитывающем" состоянии: макровесеннем, меньше - в макрозимнем. А "историческое сражение" она проигрывает макролетним нациям-общинам.
Реформация и Лютер "не виноваты" в великом Упрощении, которому подверглась немецкая нация начиная с XVI века. Но вина их в том, что разрыв с прошлым оказался слишком решительным.
Это оказалось фатальным для уже ослабленного "сердца Европы", которому надлежало быть мудрым и терпимым, которому, может быть, не повезло с германскими вождями XVI века: Лютером и Карлом V. Эти вожди были слишком страстными натурами, чтобы удержаться самим и удержать страну от раздоров и ненависти.
Жестокая междоусобица все равно пришла бы на немецкую землю в начале XVII века, а XVI век мог бы стать если не "золотым", то хотя бы слегка "посеребренным". Таким, каким этот век оказался для Англии, поднявшейся из бедности и захолустья в начале века до заявки на место владычицы морей в его конце.
Впрочем, такому мудрецу надо было не только родиться, выучиться и завоевать умы или приобрести власть, что еще возможно, но и многие годы сохранять власть над умами. Реально ли это в великой и многообразной стране, утратившей европейское господство, но еще помнящей о нем, да и политически и психологически настроенной на это господство?
Кого мы видим в качестве альтернативы Лютеру? Мюнцера? Крестьянских вожаков-"башмачников", перевернувших пирамиду угнетения и издевательств вершиной вниз, после чего эта пирамида, в своем падении, раздавила сотни тысяч жизней и порушила вековые устои? В лице рыцарей-разбойников? В лице какого-нибудь проходимца Гецеля? Курфюрст саксонский был умен. Но не умнее императора-
Тень воплощается
Светлый лик Германии был перекошен фанатизмом и ненавистью до и без Лютера. Сам Лютер чуть не стал жертвой не только папского или императорского, но и народного произвола.
Вместе с новым германским духом проснулась и старая германская Тень. В преддверии христианской эры она воплотилась в комплексе "изгнанника", гонимого Римом.
Новая эпоха уже не была эпохой господства германского духа. Наступила эпоха Франции. Новая эпоха уже не востребовала многообразия форм и методов государственного и социального устройства. Ее основные принципы: прозрачность и четкая универсальная иерархия в политике и государстве, унифицикация и специализация в экономической и социальной жизни.
Английский дух, свободный от противоречий Германской империи, меньше затронутый ненавистью и притязаниями могущественных соседей, несколько веков назад принял идею нормандского рационального государственного устройства и потому менее конфликтно вписался в это Новое время. Он поддержал многообразие там, где это было возможно, отказался от него там, где это было нужно.
Германский же дух растерял значительную часть своих творческих потенций в Реформации и войнах XVI - XVII веков. Принципиально важно и то, что англичане в 1525 году вступили в макролето, а немцы - в макроосень. А макроосенние ветры и бури неблагоприятны для органичного творчества масс.
Ненависть, с которой Лютер и его партия обрушились на Рим, была проявлением восставшего к жизни германского антиримско-проримского комплекса, находившегося в то время в фазе "ненависти", а не в фазе "страсти" или "ненависти-любви: