"Черт, рассуждает реформатор, видит, что его любимое, искуснейшее творение - "антихристова папская церковь" - находится под угрозой. Чтобы предотвратить ее крушение, он будет сеять в обществе сумятицу. Он сделает все возможное, чтобы втравить антипапистов в войну сословий, в битву светских "низов" со светскими "верхами" (Э. Соловьев).
Хотя и сам Лютер попал в ловушку: чем больше обличал Рим, тем больше в нем проступала любовь к Риму. Его последняя запись свидетельствует о его величайшем почтении к этому древнему институту:
"Перед сном Лютер сделал свою последнюю запись: "Чтобы понять буколики и георгики Вергилия, надо пять лет прожить пастухом или поселянином; чтобы по достоинству оценить письма Цицерона, надо двадцать лет быть чиновником крупного государства. Священное же писание не может в должной мере оценить тот, кто в течение ста лет не правил церковью пророков- Мы нищие. Воистину это так!" (Э. Соловьев).
Сила комплекса не столько в ненависти к некоему географически определенному месту и даже не в ненависти к определенным принципам, носителям римского духа. Это вожделение, тайная страсть к этим началам.
Какие же это начала?
Это Эней - строитель империи "снизу". Империи тщательно прилаженных один к другому через "комиции" уровней политической иерархии. И, начиная с XVI века, немцы пытаются строить такую "правильную" империю, но не "сбоку" и "снизу", а по-французски (или по прусски-славянски?), "сверху". Не сердцем, а головой. В конце XIX века они ее построили. К чему это привело - известно. Конечно, без прусской "помощи" здесь ничего бы не вышло.
Сам Эней был упрямым созидателем, погруженным в малую общину. Одиссей-немец тоже стал упрямым и тоже созидателем, но истеричным и скачущим по поверхности жизни.
Наконец, римская "комициальность" в интерпретации Люцифера оказалась просто немецкой ограниченностью. Их мелкие междусобойчики мало чего решали и плохо помогали строительству общества и государства. Они хорошо утешали и подымали немца в собственных глазах. Они наложили на его лицо печать особенной ограниченности, а часто - тупости.
Такую Германию, в массе своей бюргерско-ограниченную, добродушно-тугодумную, мистическую, упрямую и пародийно-заносчивую, увидели "острые" русские в начале XIX века. То был предел германского бессилия. Но рядом развивалась и росла другая "Германия" - Пруссия. Ее дух был не германским, а славянским и включал в себя базовые ценности: Порядка - рациональной империи "сверху" и "узкой партийности" во имя Нового Порядка.
Этот, слегка "отмороженный" юноша был произведен весьма достойными родителями: тевтонцами - германцами и славянскими народами пруссов-боруссов, а возможно еще лютичей, бодричей и лужицких сербов. Ребенок наследовал положительные качества "матери-славянки" и совсем ничего, кроме пороков (Тени) и немецкого языка, не взял от "отца".
Так бывает, когда нации-отцы любой ценой добиваются "высоких целей". Монашески-рыцарские ордена стали дурной формой "брака". Тотальное насилие по отношению к чужой нации во имя высокой миссии - это двойное насилие. Оно содержит в себе извращение: высокая миссия становится инструментом низких интересов. Цель в большой истории, как и в большой политике, обычно не оправдывает средств:
"В какой степени и как быстро эта борьба против ересей извращала все нравственные воззрения - доказывает нам война против штедингов, поселян, живших к западу от низовьев Везера. Они просто отказались от выполнения некоторых своих обязательств по отношению к графу Ольденбургскому и архиепископу Бременскому. Тогда нашли, что они отрекаются от повиновения папской власти. На местном соборе этих несчастных обвинили в ереси и против них пошли крестовым походом. Штединги, пользуясь благоприятными условиями местности, отчаянно защищались. Наконец, в 1234г. против них было выдвинуто войско, предводимое герцогом Брабантским и графом Голландским, оно и привело в исполнение приговор собора, истребив "без различия пола и возраста" все население" (О. Егер).
Однако нации - не люди. Нет плохих наций, конечно, если нация не попала в антихристовы когти своей воплотившейся Тени. Нации способны умирать и возрождаться. Причем, если окружение позволяет, они восстают на гармоничных основах. Даже средняя зима (в пределах 192 - летнего цикла) способна существенно менять характер нации в соответствии с законами большого сезона, тем более - большая зима (в рамках 768 летнего цикла).
Прусская априорная ограниченность, получившая воплощение в ценности Порядка, похожа на галльскую Свободу. Здесь в основе также позиционирование живой личности в центре влекущих ее стихий и крайностей, в том числе стихий общинного мира и полностью автономного индивидуализма.
Но галл пытается проникнуть разумом в бесконечные дали противостоящих один другому миров, а пруссак равнодушен к линии горизонта, считая ее естественным пределом мира.
Он концентрируется не на том, чтобы, устремившись "к другому берегу", увидеть его, он стремится организовать доступное его взгляду пространство уже здесь и сейчас.
Этим он похож на итальянца. Но итальянец - коллективист, а потому он строит порядок снизу, постепенно включая малые коллективы (общины) в более сложные структуры. Пруссак же индивидуалист, верней, как и все кельты (галлы и славяне), он эгоцентрист. Он строит порядок сверху, от идеи, от первоначального понимания общего. Вместо "галльского разума" у него славянское "чувство", а, точнее, ощущение и "рассудок".
Это не "отмороженность", потому как пруссак со своим "Порядком" все-таки идет к горизонту. Но таковыми его качества становятся в периоды сезонных кризисов прусской нации-общины, самым отвратительным из которых оказалась третья четверть прусской большой осени (средняя зима) 1909 - 1957, хотя и "летней зимой" 1717 - 1765 свинства в Пруссии тоже было достаточно.
Лютер (от рождения Людер), может, и был потомком онемеченных славян и потому с такой силой и в таких противоречиях передал дух новой Германии. Он воплотил дух нового времени, времени разрушительной борьбы германского духа со своей Тенью.
Он отменил исповедь. Но "нельзя отнимать у человека права исповеди", - заметил однажды Гете. Над теми странами, где отмер этот обычай, нависла тяжкая тьма. Нравы, одежда, искусство, мышление приобрели мрачные краски единственного оставшегося мифа. Трудно найти другое столь же лишенное солнечного света учение, как теория Канта. "Каждый сам себе священник" - это убеждение содержало в себе только обязанности, но не права. Никто не будет исповедоваться самому себе, сохраняя внутреннюю уверенность в отпущении грехов. Поэтому постоянная насущная потребность очистить душу от прошлого превратила в протестантских странах все высшие формы сообщения - музыку, живопись, поэзию, эпистолярный жанр, научную прозу - из средств изображения в средства самообвинения, вероисповедания, не имеющего границ, и покаяния" (О. Шпенглер).
Упростив литургию, церковную организацию и догматику, поставив предопределение в центр своей доктрины, фактически объявив авторитет личной совести и личного "уразумения" более высоким, чем авторитет общины, Лютер положил начало "схлопыванию", "усечению" германского многообразия. Он сконцентрировал германский дух на "очередных задачах власти":
"В центр богослужения ставилась проповедь, и священник трактовался прежде всего как выбранный общиною проповедник. Месса не запрещалась, но не должна была заслонять проповеди (по сути дела, она трактовалась как церемониальный пережиток, сохраняемый из уважения к укоренившимся привычкам)-
Лютер отверг католическую догму о пресуществлении тела и крови Иисуса в хлеб и вино. Однако, он настаивал на том, что преображенное, вездесущее тело Христа так же "присутствует" в "святых дарах", как и сами нисходящие на человека благодать, поддержка и сила бога" (Э. Соловьев).
И все бы ничего, да вот германское многообразие было не временным состоянием, а органическим свойством германского духа и его культуры, и, следовательно, это "сужение" ослабило его и усилило Тень.
Не случайно Лютер всю жизнь боролся с чертом. Черт преследовал его. И чем дальше, тем больше:
Его одолевали жестокие бессонницы. "Мои мрачные мысли, - вспоминал реформатор, - похожи были на летучих мышей или на ворон, которые прилетают, чтобы навеять страх". Из полумрака по временам показывался и тот, кто насылал эти полчища искусительных сомнений, - черт, господин всяческой сумятицы.
Мы уже имели случай рассказать, что у доктора Мартинуса было вполне средневековое и вполне простонародное представление о нечистом. Дьявол представлялся ему существом грубо телесным, видимым, занимающим совершенно определенное место в окрестном пространстве. Когда Лютера постигала депрессия, бессонница, смятение, он искал черта где-нибудь по соседству и, как правило, находил - в углу, под кроватью, на дворе за окном. В Вартбурге это случалось с ним особенно часто" (Э. Соловьев).
Лютер положил начало утверждению в партикулярной Германии чуждого прусского духа и, тем самым, оказался невольным орудием Тени.
Это и стало тем двойным противоречием (между духом и Тенью, между духом-кодом германским и прусским), которое столь угнетало Германию в XVI - XIX веках и взорвало Германию, Европу и весь мир в двух мировых войнах в XX веке.
Великое упрощение
Произошло ли к началу осеннего макросезона существенное изменение в теологическом коде германской нации-общины?
Мы говорили уже о том, что до этого немец свободно "растворялся", погружаясь в общины разного типа и уровня, а также свободно "выныривал". Говорили и о том, что мир германских общин к XVI веку и особенно в XVI - XVII веках сузился и локализовался.