В эту книгу проще всего вникать через интуитивное погружение. Критическое мышление пусть пока постоит за дверью нашей доверительной беседы. Но потом оно восстребуется.
Предыстория
I. Предыстория германского мира
Фракийская колонизация
Еще в V веке до н. э. сложилась предгерманская культурная общность во Фракии и Гетии на юге Европы, и между Рейном и Одером на севере (ясторфская культура).
Фракийцы, южные и северные (даки и геты), по культуре (нации-общине) и крови были греко-дорийцами. О близости греческого и фракийского миров можно судить, например, по свидетельствам военной истории греков:
"Откуда полисы черпали наемные силы? Можно выделить два существенных момента: во-первых, таким источником являлись строго определенные районы Эллады, и, во-вторых, каждый из них представлен был, так сказать, своим видом войска, т.е. между отдельными видами войска и местом их происхождения обнаруживается несомненная связь: подавляющее большинство наемников-гоплитов в этой войне, родина которых известна, - из Пелопоннеса, причем преобладают среди них аркадяне, пельтасты - из Фракии, лучники - с Крита, а пращники - с Родоса- И эта слава сохранилась за ними надолго, намного пережив IV век" (Л. П. Маринович)
Фракийский мир был активно вовлечен во многие общегреческие процессы:
"Совершенно очевидно, что в самом начале III в. до н.э. союз гетов уже представлял грозную силу: военное столкновение армии Лисимаха - прославленного сподвижника Александра Македонского - с гетами под руководством Дромихета закончилось в 293 (или 292) г. до н.э. поражением греков и пленением сына Лисимаха, а затем и его самого, и заключением позорного для греков мира. Такой крупный военный успех не был случайностью (армии Лисимаха терпели поражение от гетов по крайней мере дважды: сначала под руководством сына Лисимаха - Агафокла, а потом под руководством самого Лисимаха). Он оказался под силу только союзу племен. Не должно быть сомнений в том, что возникновение этого гетского племенного объединения относится к периоду, предшествующему битве, т.е. к IV в. до н.э." (Т. Д. Златковская, Л. Л. Полевой).
Греческий и фракийский миры имели общих богов (Арес, Дионис, Артемида, Гермес и Орфей - тоже фракийцы) и общих философов:
"Огромную роль, цементирующую всю общину, играло учение жреца гетов Залмоксиса. По словам Геродота и Диогена Лаэрция, в философии Залмоксиса, которую он проповедовал гетам, сказалось греческое влияние. Залмоксису были известны идеи Пифагора. Его собственное учение о бессмертии души и о том, что он сам и их потомки никогда не умрут, но перейдут в другую обитель, где их ожидает блаженная жизнь, оказывало немалое влияние на нравственные нормы гетов" (Ю. К. Колосовская).
Фракийцы столь же "недружны", "партикулярны", как и сами греки. По свидетельству Геродота "народ фракийский после индийцев - самый многочисленный на земле. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость. Племена их в каждой местности носят особые названия. Нравы и обычаи у всех одинаковы, кроме гетов, травсов, живущих севернее крестонеев".
В то время, когда южные греческие племена и города-государства осуществляли морскую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья, фракийцы осуществляли сухопутную колонизацию, отправляясь на север, подымаясь до самого Северного моря по рекам - нынешним Дунаю, Рейну, Везеру, Эльбе, Одеру, Варне, Висле и Западному Бугу. Там они постепенно стали "ясторфцами", которые через некоторое время также начали свою экспансию, двигаясь на восток и юг, не теряя связей и с живущими далеко на юге "родственниками-фракийцами".
О том, что фракийский мир не ограничивался территорией собственно Фракии, существует много авторитетных свидетельств. Они, конечно, противоречивы, но, имея в руках путеводную нить, как, например, нашу гипотезу, многие противоречия вполне можно объяснить и устранить:
"Румынский исследователь В. Пырван считал, что еще с бронзового века не только к югу от Дуная, но и к северу от него, во всем Карпато-Дунайском районе жили фракийские племена - геты и даки. Геродот не упоминал о них только потому, что они не были известны его ольвийским информаторам. О том, что области к северу от Дуная были заняты гетами, знали в Истрии. Не посетив этого города, Геродот не мог получить полных сведений о гетах. Восточной границей расселения гетских племен В. Пырван называл Днестр. Точку зрения В. Пырвана разделяли и разделяют многие румынские ученые- Описанные памятники междуречья Прута-Серета и левобережного Дуная VII-III вв. до н.э. хотя и немногочисленны, но достаточно очевидно свидетельствуют о том, что в течение всего интересующего нас отрезка времени на этой территории обитало фракийское население, отличавшееся по культуре от скифских племен Северного Причерноморья и близкое к племенам, жившим на правом берегу Дуная. Были ли это геты или какое-то другое, родственное им фракийское население, сказать пока невозможно. Таким образом, пять левых притоков Дуная, которые, как думал Геродот, протекали в скифской земле, оказываются в местности, заселенной в эпоху, известную Геродоту, и в последующее время не скифами, а фракийцами" (Т. Д. Златковская, Л. Л. Полевой).
Уже в IV веке до н. э. фракийцы, идя как с севера, с ядра ясторфской культуры, так и с юга, с берегов Дуная, освоили и обширные территории современной Польши (поморская культура). Ранее жившие здесь племена не были полностью вытеснены, уничтожены или ассимилированы. Напротив, на огромных пространствах Средней и Северной Европы образовалась мозаика, а, кое-где и племенная взвесь разных этносов. Но влияние ясторфской (протогерманской) культуры здесь усиливалось.
В Средней и Северной Европе образовался единый "ясторфско"-фракийский мир, в котором племена и племенные союзы активно взаимодействовали друг с другом по единым "фракийским" правилам: торговали, воевали, вместе защищались, перенимали достижения и обменивались женщинами. Не случайно греков так манил к себе гиперборейский север, может быть, манил не север, а родственники - "ясторфцы", т.е. фракийцы, обосновавшиеся на севере Европы?
Приведу замечательное в своей внутренней достоверности сообщение Геродота о гипербореях:
"Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы - на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары наконец прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и наконец прибывали в Делос. Мне самому известно, что в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому".
Не указывает ли это на существование постоянных "родственных" связей между греками, фракийцами и гипербореями ("ясторцами")?
Кельто-фракийское взаимопроникновение
На рубеже IV-III веков до н. э. расширяющийся "фракийский" мир столкнулся с завершавшим свою экспансию кельтским миром. Кельтское продвижение, походы Александра Македонского и образование эллинистических государств, в том числе и во Фракии, нарушили равновесие в этом племенном мире.
Несколько позже, во второй половине III века до н. э. в низовьях Везера, Эльбы и Одера столкнулись "поморцы" и кельты. Поморская культура в этой борьбе погибла, но родились культуры пшеворская и оксывская.
Мир "ясторфско"-фракийских племен продвинулся дальше на восток, образовав зарубинецкую культуру в Припятском Полесье, на Среднем и Верхнем Днепре и культуру Поянешти-Лукашевка на территориях нынешней Молдавии и румынской Молдовы.
На рубеже III-II веков до н. э. мир фрако-"ясторфских" племен занимал уже огромные пространства Северной Европы от Рейна на западе, включая в себя Скандинавию на севере и идя широкой полосой от моря до низовий Везера, Эльбы, Одера, Вислы, наконец, у Припяти расширяясь на все пространство от Балтийского до Черного морей. В III веке до н. э. этот мир успешно противостоял выдыхавшейся кельтской экспансии. Но в этом же веке он приобрел и характер устойчивой кельто-протогерманской взвеси племен, позднее ставшей огромным свевским миром: