"Ж. Вандри настаивал на близости кельтов и германцев и в географическом, и в этническом отношении. Он показал, что греки и римляне иногда смешивали кельтов и германцев, т.е. давали германские имена кельтским народностям и наоборот. Между теми и другими граница была зыбкой, поскольку племена перемещались то в одном, то в другом направлении, следуя случайностям войны. Поэтому происходили смешения, которые делали различие невозможным.
Так, спорным является вопрос, были ли жившие по Рейну племена (тенктеры, узипеты, неметы и трибоки) германцами или кельтами, а, может быть, теми и другими сразу. Дион Кассий утверждает, что тенктеры были кельтским племенем. Согласно Тациту, тревиры или треверы хвастались, что они германцы, а неметы были ими определенно. Взамен он сообщает, что готоны не были германцами, несмотря на то, что они не говорили по-галльски. Судя же по именам, дело обстояло как раз наоборот: готоны были германцами, а тревиры и неметы так же, как и трибоки, были кельтами. Среди кимвров и тевтонов, которых Марий разбил у Акв Сектиевых в 102г. до н.э., имелись кельты, смешанные с германцами" (Н. С. Широкова).
К концу III века до н. э. на юго-востоке этого мира, на территории от Среднего Днепра до низовий Днестра и Прута образовался сильный союз бастарнов - союз протогерманских и протославянских племен, который очень напоминает чем-то позднейшие казачьи образования. Известны разбойничьи походы бастарнов далеко на юго-запад, в земли кельтов-скордисков, гетов, македонян и иллирийцев.
О смешанности, мозаичности племенного мира Южной Европы того времени можно с уверенностью судить, прежде всего, по археологическим фактам:
"Новые элементы культуры происходят из разных источников и поэтому едва ли могут быть непосредственно связаны с приходом в Карпато-Днестровский район какой-то одной группы племен - бастарнов или германцев. Одни из этих элементов по происхождению кельтские, которые в II-I вв. до н.э. были распространены на обширной территории. Другие связаны с поморской культурой. Некоторые формы сосудов и вещей происходят из далеких районов междуречья Одера и Эльбы" (М. А. Романовская).
Столкновение с Римом
Казалось бы, за протогерманским миром большое и просторное будущее, так как кельты в III веке до н.э. вступили в большую зиму макроосени, а с I века до н. э. уже и в "макрозиму". Поэтому они должны были надолго сойти с исторической сцены как самостоятельная, экспансивная сила. Правда, прежде чем потеснить кельтов, прогерманцам-фракийцам надо было пережить и свою большую зиму II-I веков до н. э.
Но случилось, что в это время небольшой латинский народ стал великим полисом-спрутом, уничтожившим Карфаген, быстро распространившим свою власть на всю Италию, на Сицилию и Испанию, а в середине II века до н. э., в союзе с южными греками, сокрушившим Македонию и государство Селевкидов, и затем и покорившим всю Грецию.
Столь неожиданный успех Рима стал возможен в условиях тотального макросезонного ослабления галлов с 270 года до н. э., а также локального большезимнего ослабления греков, македонцев, фракийцев и "ясторфцев" в 170-10 до н. э. На востоке у римлян в то время тоже не было серьезных противников.
Но, конечно, прочный успех Рима мог быть основан не на одной только долговременной или среднесрочной слабости великих европейских этносов-соседей. Он должен быть основан на внутренней силе. Поэтому в следующих главах сделаем экскурс в предысторию и историю Рима, волею судеб ставшего одним из двух столпов западной культуры, ставшего также и злым гением Германии.
II. Энеида
Римская телеология
Прежде, чем из темной болотистой предыстории выйти на твердую почву письменной истории, сделаем анализ кода национального сознания (кода "телео") наций-общин латинов и греков. Ведь саморазвитие этого кода в национальном организме определяет направления и болевые точки конкурентной борьбы наций между собой, становится конкретикой общественных и государственных институтов. Этот код, рассматриваемый как субъект, может быть назван также национальным духом, духом нации.
Ценностная система нации, ее телеология или ее "сознательный" код - это совокупность трех базовых ценностей и одной антиценности, которая, правда, в силу своих "подражательных способностей" тоже может "разтроиться".
Базовые ценности нации-общины отвечают на вопросы:
- Какова путеводная и одновременно общезначимая цель человека на его жизненном пути или, другими словами, каков личностный идеал нации, какова идеальная личность у нации?
- Какое начало положено в основу естественной групповой солидарности людей или, другими словами, на какой основе люди неосознанно объединяются в группы, которые становятся социальными и политическими кирпичиками нации?
- Каков принцип построения межгруппового и межличностного взаимодействия, а на его основе - общества и государства или, другими словами, каков основной правовой принцип общества, который можно назвать и цементом нации-общины?
Антиценность имеет характер базового национального психологического комплекса, сводимого к комплексам "изгнанника", "преступника" или "покоренного". Если народ пережил в какой-то своей "большой зиме" изгнание с родной земли, был покорен другим народом или сам не только покорил, но и уничтожил или изгнал другой народ, то в последующем он может стать носителем соответствующего комплекса. В сознании христианских народов этот комплекс воплощается в образе Антихриста, хотя и без воплощения он живет и влияет на поведение нации в образе Тени - шепотом дьявола.
Какова базовая ценностная система предримлян?
Это телеология "Энея-строителя", "комициальности", республиканского "универсализма снизу".
Эней
Кто такой Эней-строитель?
Это тот самый Эней, который сражался в погибающей Трое, бежал с отцом и детьми, но впопыхах потерял жену. Она погибла и вскоре бестелесным существом вернулась к нему сказать "прощаю и люблю".
Это Эней, который пытался обосноваться во Фракии, но бежал от крови предательски убитого местным царем-"гостеприимцем" сына Приама. Потом попытался прижиться на Крите, но бежал от эпидемии. Потом на время остановился в Карфагене и невольно погубил влюбленную в него царицу гостеприимной страны.
Наконец, он остановился на берегах Тибра. Здесь он, на месте будущего великого города, и обосновался, женившись на дочери царя этой местности - Латина. Здесь он и "пустил корни". Все время своего семилетнего путешествия Эней оставался с друзьями - своими троянскими соплеменниками.
Так что это за образ и что это за код - "Эней"?
Это коллективист. Это индивидуум, растворенный в малой общине. Это человек цели, это человек жесткий. Любовь и симпатии он отдает в жертву цели и чувству товарищества (подобно нашему Стеньке Разину, он" за борт ее бросает в набежавшую волну").
Он весь отдан реализации своей идеи. Он идет, не затрудняясь шагать и по головам. Он - строитель. Он строит дом, государство, империю, свой мир, не стесняясь в средствах, если надо, то на крови и костях. Он - политик и воин. Его миссия - разделять и властвовать, соединяя разделенный мир по-своему.
Комициальность
Что такое "комициальность"?
Комициальность - это способность к решению всех основных вопросов на комициях, как политических, так и судебных, "морально-воспитательных" и религиозных. Комиции - это небольшие собрания-общности людей, "притертых" друг к другу в повседневном общении и спаянные общими интересами, так что эффект общинности проявлялся и здесь, причем очень сильно. В куриатных комициях предримляне, а затем римляне, как раз и реализовывали архетип "комициальности".
В основе комиций любого типа лежит тщательное соблюдение ритуала:
"Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее обрядность, имена и функции всех божеств" (К. Куманецкий).
Курии не были общинами "для жизни", они были общинами "для цели", "для задачи" - для возведения на их основе социального, политического и государственного здания римского общества. В куриях "не жили", в куриях "работали", не только решали управленческие задачи, но и поверяли алгебру логических решений гармонией коллективной интуиции. Потому "курия" является ценностью в "верхушечном" телеологическом блоке, а не в базисном - теологическом.
В отличие от римлян, греки наработали "экклесиальность" (от слова "экклесия", обозначающего общее собрание граждан полиса, где встречались малознакомые большие общности людей). То есть, в комициях люди, хоть и обладают формальным равенством голоса, но знают друг о друге все или почти все. Поэтому формальное и обезличенное право голоса здесь играет лишь вспомогательную роль, а основную - реальный статус и сила личности и ее рода. Комиции становятся "клейкими кирпичами", способными сцепляться друг с другом.
Именно малое политическое собрание, тесно спаянное с общиной-курией, стало основным связующим материалом латинского, а потом и итальянского общества. В последующем лишь менялись общинные субъекты и иерархии, но не этот связующий материал для общин и иерархий, названный нами "комициальностью".
Небольшие политические собрания объединяли римлян не только территориально, но и по профессиональным, имущественным признакам: