"Интересно, что именно по инициативе Катона Старшего, заклятого врага греческих культурных влияний и вообще всяческих новшеств, в Риме была сооружена первая базилика - большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний, комиций, так называемая Базилика Порция. Шесть лет спустя, в 178г. до н.э., цензоры Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор построили Базилику Эмилия, а еще через 8 лет, стараниями Тиберия Семпрония Гракха, на южной стороне Форума появилась Базилика Семпрония. Форум с портиками, колоннадами, галереями стал общепризнанным центром не только политической, но и всей вообще общественной жизни в городе: купцы и ростовщики приходили сюда столь же часто, как и сенаторы" (К. Куманецкий).
Римский универсализм
Что такое республиканский "универсализм снизу"?
Универсалистский принцип построения политической системы пытается "разглядеть" объекты политической структуры через выделение в них общего, абстрактного, универсального, с последующим объединением этого универсального в единообразную структуру.
В отличие от универсализма, партилякуляризм принимает объекты политической структуры такими, как они есть. Он воспринимает их как автономных субъектов, позволяя (и помогая!) им объединяться самим.
Но почему "снизу"?
Потому, что римская политическая структура строится не от идеи-общности, а идет от общины, начиная с малой, родовой (гентильной), потом идя к куриальной, потом - к трибальной (племенной) или центуриальной (примерно - сословной) и далее вверх по иерархической лестнице общественной пирамиды. В основе римского общества находится именно малая община, а не личность.
И только после успешных войн на Востоке во II веке до н.э. "римляне открыли для себя эллинистический культ индивидуальности, столь не свойственный их суровым обычаям маленькой общины, политическим традициям их республики, требовавшим сплоченности, сознания "общего дела" и оставлявшим мало места для духовной самостоятельности отдельной личности" (К. Куманецкий).
Принцип "разделяй и властвуй" - это квинтэссенция римского универсализма, который, в более развернутой формулировке, может быть прочитан как "разделяй, выделяй универсалии, затем объединяй их в единую иерархическую систему, удобную для управления с помощью комициальности, и - властвуй!".
Республиканский "универсализм снизу", в отличие от универсализма просто, это и общий принцип, и конкретная модель. Эта модель, имеющая глубокую ценностную основу, вполне сложилась в Древнем Риме уже ко времени правления Ромула. Ее иерархия - это иерархия полиса-трибы-курии-рода-большой семьи, в которой общеполисную власть имел сенат, а не народное собрание (экклесия), как у греков, а ключевую роль в политической системе играла курия, а не гражданин, его род или семья:
"Царь взаимодействовал и с сенатом, и с куриатными комициями. Его власть была выборной. Как мы проследили, выборы проходили в народном собрании, но кандидатура царя предлагалась сенатом, равно как и избрание фактически утверждалось им же. Царь же вносил в комиции закон о своей верховной власти" (И. Л. Маяк)
Республиканская модель стала основной в современном мире. В современных республиках, как и в первой - древнеримской, капризная народная воля получила воплощение в устойчивых иерархических и сбалансированных политических структурах. Эти структуры опираются также на народную волю, оформленную в волю малых общин и собраний или "общаются" с разрозненными индивидами через "плебисциты" (т.е. анонимные выборы).
Собрания граждан, проводимые по куриям, ослабляли как консервативную власть рода, так и центробежные потенции племени-трибы. Делегирование сенаторов от курий позволяло создать достаточно устойчивый, малочисленный, компетентный и ответственный центр политической власти в лице отцов-сенаторов. Этого нельзя сказать о греческих народных собраниях и созданных ими структурах, как демократических, так и олигархических, да и монархических, как правило, порывистых, неравновестных, неустойчивых или тяжеловесных и потому тоже неустойчивых.
Республиканское правление, впервые открытое и освоенное латинами еще в предримскую эпоху, удачно объединило демократическое, общино-родовое и общеполисное начала. Оно создало не только устойчивую, но и эффективно ассимиляционную машину, которой в будущем предстояло развиться в полис-империю, полис-спрут - расширяющуюся, экспансивную гражданскую общину города-государства.
Греческий полис, основанный на партикуляристском принципе, никогда не стал расширяющимся, экспансивным полисом. Зато он развил способности к созданию союзов, содружеств, федераций, лоскутных эллинистических царств. В их основе было не единое абстрактизированное право и сквозные институты, как у римлян, а живой компромиссный договор, соглашение, согласие малых политических субъектов. В их основе было не право универсалий, а прецедентное право, не право, объединяющее общество "снизу", а право, объединяющее общество "сбоку" ("горизонтальное право").
Рим в борьбе за Италию
В 509 году до н. э., т.е. за 18 лет до начала большой весны осеннего макросезона, римляне изгнали последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и в течение двух десятилетий установили неограниченный, даже номинальной монархией, республиканский режим.
В начале V века проводились интенсивные политические реформы, происходило усложнение и развитие структуры государства, уже нацеленного на создание некоего имперского целого. К куриатным комициям добавились центуриатные и плебейские (плебисциты). Одновременно Рим провел успешные войны с соседями и в 493 году до н. э. возглавил союз латинских городов. Затем присоединил к четырем городским трибам еще семнадцать сельских (вот он - универсалистский синойкизм в действии).
Но в 390 году до н. э. (т.е. в начале средней зимы большой весны) Рим был ослаблен галльским вторжением, после чего латинский союз распался и был восстановлен только спустя 32 года, т.е. в конце средней римской зимы.
С середины IV века до н.э. экспансия Рима продолжилась, а союз, им возглавляемый, расширился. Население некоторых римских союзников получило права ограниченного римского гражданства. Тем самым, уже в то время, римской универсализм в форме римского универсального гражданства сделал решительный шаг к началу последовательной имперской экспансии.
В течение всей второй половины IV века до н.э. Рим, ставший сильнейшим государством в Центральной Италии, воевал с Самнитским союзом, контролирующим Южную Италию. К началу III века до н.э. Рим утвердил свое господство и в Южной Италии, хотя предварительно ему пришлось выдержать раздор в собственном лагере, разгромить и заставить вернуться своих отколовшихся союзников.
В начале III века до н.э. (в начале большого лета) Рим вступил в бескомпромиссную борьбу с греческими колониями в Италии. Эти колонии были поддержаны решительным царем Эпира Пирром. Только в 275 году до н.э. римляне одержали окончательную победу над Пирром и утвердили свою безусловную власть и на юге Италии.
Примерно началу III века до н.э., в результате более чем двухсотлетних социальных распрей и классовой борьбы, политическая система Римского полиса приобрела в целом завершенные формы универсалистской республики, подготовленной к своему имперскому будущему. Сложилась патрицианско-плебейская знать - нобилитет, который стал высшим сословием государства.
Римляне, после своего утверждения в Южной Италии, начали и более двух десятилетий вели войну в Сицилии. Основным соперником для них стал Карфаген. Только в 242 году до н.э. Первая Пуническая война завершилась победой римлян.
Еще до войны с Карфагеном римляне разгромили галлов и расширили свои владения на севере, захватили галльский город Медиолан (нынешний Милан).
В двадцатых годах III века до н.э. римляне укрепились и на противоположном берегу Адриатики - в Иллирии.
В 218 году до н. э. карфагенский полководец Ганнибал, пройдя через Иберию и Галлию, вторгся в Италию. Началась Вторая Пуническая война. Но в 204 году до н.э., после драматичной борьбы, и Карфаген был побежден.
III. Одинокий рейнджер Средиземноморья
Рим становится империей
Победа над Карфагеном положила начало интенсивной колонизации Иберийского полуострова.
Рим стал крупнейшим и наиболее могущественным государством в Западной и Средней Европе, и устремил свой взор на богатый Восток. Вскоре греки пригласили его арбитром в греко-македонском противоборстве.
В 197 году до н. э. римляне победили македонцев, а в 190 году до н.э. греков-сирийцев. Передышка, которой "раннезимние" македонцы пытались воспользоваться для накопления сил и решительной победы над римлянами, им не помогла. Время работало на римлян. В 168 году до н.э. Македония была разгромлена и разделена на четыре области.
После того, как македонцы и фракийцы вторглись в Македонию и Фессалию, римляне еще раз разгромили их, а в 146 году до н.э. осилили и мятежных греков. В "наказание и назидание" были разрушены древние Фивы, священный греческий город, когда-то основанный финикийцами.
Если до этого практичный Рим строил "просто" империю, то после побед в Греции - уже мировую империю. Ведь они победили и покорили греков, всего лишь за 200 лет до этого создавших свою великую империю. Римляне увидели слабость греко-македоно-фракийского и галльского миров. Финикийский Карфаген был "приговорен" к разрушению.
Римляне до основания разрушили Карфаген, а место, где он стоял, посыпали солью. На принадлежащих Карфагену территориях была создана провинция "Африка". Примерно в это время к Риму было присоединено Пергамское царство, ставшее провинцией "Азия". В Испании началось вытеснение римскими колонистами местных иберо-кельтских племен.
Всего за несколько десятилетий второй половины III века до н.э. Рим, до этого в течение трехсот лет с переменным успехом боровшийся лишь за господство над Италией, а в конце III века переживший ряд сокрушительных поражений на своей территории в борьбе с Ганнибалом, стал великой державой Средиземноморья. Но, что более важно, увидел себя окруженным слабыми соседними государствами и слабыми племенными союзами.