Смекни!
smekni.com

«Мировоззрение устойчивого развития системы «природа-общество-человек» на основе идей Побиска Кузнецова» (стр. 7 из 8)

Но отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины, есть то, что в современной науке принято называть научным мировоззрением.

Всякое научное мировоззрение содержит в себе следующие четыре основные элементы:

1. общеобязательные, доказанные истины (знания);

2. проверенные и подтвержденные временем принципы-законы природы;

3. метод научного поиска;

4. общественная психология.

Что нового внес П. Кузнецов в каждый из этих элементов? С учетом изложенного выше очень кратко можно сказать так:

1. И до работ П. Кузнецова было известно, что любое положение, мысль, высказывание, выраженное на естественном языке обыденного сознания, не является той логической формой, в которой выражается истина.

До работ П. Кузнецова в научном мировоззрении использовались многие истины философии, математики, физики, биологии, экономики, выражаемые фундаментальными понятиями, такими, например, как пространство, время, энергия, масса, энтропия, информация, стоимость и многие другие. Работы П. Кузнецова дают возможность навести порядок в этом основополагающем вопросе научного мировоззрения.

2. И до работ П. Кузнецова научное мировоззрение имело своим фундаментом многие физические законы природы: законы сохранения энергии, закон роста энтропии и многие другие. Но все это законы замкнутых систем. Жизнь — принципиально открытая система. Однако в господствующем научном мировоззрении до сих пор отсутствует общий закон развития Жизни как фундаментальный закон природы. Отсутствует система общих законов природы, выраженных в универсальных мерах. Открытия П. Кузнецова восполняют этот пробел.

3. И до работ П. Кузнецова в научном мировоззрении существовали методы проверки научного знания: метод проб и ошибок, статистические методы, методы формальной логики, методы теории динамических систем и другие. Но ни один из методов не использовал для проверки полученного знания общий закон развития Жизни, и поэтому знания, полученные этими методами, было невозможно оценить с позиций их вклада в развитие системы в целом. Знание этих методов не может гарантировать умение проектировать будущее развитие в системе «природа—общество—человек» в долговременной перспективе.

4. Прошло 30 лет со времени опубликования многих работ П. Кузнецова. Здесь уместно привести высказывание В.И. Вернадского: «В истории науки мы постоянно наблюдаем, что та или иная мысль проходит незамеченной более или менее продолжительное время, но затем при новых внешних условиях вдруг раскрывает перед нами неисчерпаемое влияние на научное мировоззрение. Оказывается, что не случайно делается то или иное открытие, строится какой-нибудь прибор или машина. Каждый прибор и каждое обобщение являются закономерным созданием человеческого разума. Однако многие из них открывались, забывались в течение столетий и вновь воспроизводились в новое время.

Недостаточно, чтобы явление было доказано. Его понимание зависит от других причин. Необходимо учитывать условия внешней социальной среды, настроения и привычки мыслящих людей науки. В этом смысле научное мировоззрение не есть абстрактное логическое построение. Оно является сложным и своеобразным выражением общественной психологии».

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых, придерживающихся господствующих взглядов. Но для того чтобы доказательство было понято современниками, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных обстоятельств». Мы полагаем, что такие обстоятельства складываются в нашей стране и мире в целом.

С.П. Никаноров предложил называть такое мировоззрение конструктивным. «Конструктивных» мировоззрений существует много. Разве не является конструктивным мировоззрение Римского Клуба? Разве не является конструктивным мировоззрение формальных логиков или так называемых «системных аналитиков»?

Мировоззрений, в которых за «безмерной ясностью» скрывается фантом, может быть «море», а закон един во множестве форм его проявления. В это нельзя просто верить. Это нужно знать и понимать для того, чтобы уметь делать будущее.

«Конструктивность» является лишь одной стороной логики творчества П. Кузнецова. Другой стороной, как была показано выше, является логика мышления.

В этом сила и слабость мировоззрения П. Кузнецова.

Сила в том, что оно соединяет Веру, Знание, Понимание и Умение делать реальные системы на основе универсальных мер-законов.

Слабость — в том, что оно пока уникально. Сделан огромный прорыв в науке, но предстоит огромная работа, чтобы этот отрыв был осознан.

Мировоззрение П. Кузнецова — это «доведенные до максимальной конструктивности идеи русского космизма, выраженные в терминах целей, достижением которых можно управлять». Да, так можно было бы сказать, но тогда к русским космистам нужно было бы причислить И. Канта, Г. Гегеля, Лагранжа, Д. Максвелла, К. Маркса, О. Веблена, А. Эйнштейна, Г. Крона и многих других выдающихся ученых.

Безусловно, мировоззрение П. Кузнецова находится в русле идей русского космизма, развивает их и доводит до максимальной конструктивности, предоставляя возможность их воплотить в Жизнь.

Также дает методологию рассмотрения разных мировоззрений как частных систем координат и соединяет их вместе на законной основе.

Мировоззрение П. Кузнецова основано на системе универсальных мер—законов, «пронизывающих насквозь» все естественные, технические и гуманитарные науки. Существование Пространства—Времени является такой же истиной для гуманитарных наук, как и для физики.

Каждый Человек должен связать свою жизнь с творчеством, борьбой против роста энтропии.

Творчество ради Жизни и составляет душу Закона развития, созвучного замыслу Творца. Но именно этот закон и является сутью мировоззрения, которое оставил нам П. Кузнецов, «ибо каждый акт озарения Личности, открывающий Человечеству новые возможности, есть Божественный дар Творца своему со-Творцу на пути его перехода к развитию в гармонии с законами Космоса». Этот путь длинный и трудный, но он диктуется волей Творца и поэтому является «общим делом» (в переводе — космической литургией).

Создание системы жизнеобеспечения для людей Земли позволит решить трудные социальные проблемы современного мира и создает убеждение, что мир действительно управляется Разумом Творца.

Так что же является достаточным признаком мировоззрения П. Кузнецова?

Признаки мировоззрения П. Кузнецова можно определить как максимально нравственный: общий закон развития Жизни работает на развитие, а не на деградацию и Смерть. Если его правильно использовать, то следствием является рост свободного времени и энергии, рост свободы от нужды.

Существует много научных открытий, повлиявших на мировоззрение. Но, как правило, все они двойного применения. Например, открытия в ядерной физике, повлиявшие на научное мировоззрение XX века, можно использовать как во благо, так и во вред развитию Человечества.

Принципиальная особенность открытий П. Кузнецова — в том, что они работают только во благо Человека. В этом их максимально нравственная сущность.

Действительное открытие состоит в том, что он предложил перейти в другую систему координат, где LT-ограничения снимаются. Такой системой является весь Космос. Он предложил LT-законы, пользуясь которыми переход к устойчивому развитию Человечества становится научно обоснованным.

Но для того чтобы этот переход стал реальностью, нужно сменить мировоззрение, ведущее к Смерти, на мировоззрение развития Жизни.

Если основой научного мировоззрения XX века была квантовая теория и теория относительности, то в XXI веке такой основой станет универсальная пространственно-временная система общих законов природы, включая закон развития Жизни.

Все работы Побиска Георгиевича — это энциклопедически целостная картина научных знаний об общих законах сохранения и изменения в живой и неживой природе. В соответствии с его методологией их можно было бы условно назвать как «группу преобразований с инвариантом».

Инвариантом выступает система общих законов природы, а группой преобразования — различные предметные области, изучаемые естественными, техническими и гуманитарными науками.

Все работы П.Г. Кузнецова можно разделить на две большие группы:

1. работы, в которых дается научно-теоретическое постижение инварианта— закона;

2. работы, в которых показывается правильное применение закона в разнообразных предметных областях.

Первая группа — постижение закона.

Вторая группа — правильное применение закона.

К первой группе относятся: все работы по философии, диалектической логике, основаниям математики, теоретической физике и химии (включая фотонику и резонансную теорию катализа), теоретической биологии и медицине, теоретической экономике и теории управления общественным развитием.

Ко второй группе — огромное количество крайне интересных работ, связанных с вопросами применения открытых законов в разных предметных областях для управления на разных уровнях: от управления ходом истории, до управления отдельным предприятием. Сюда же относятся работы по проектированию систем жизнеобеспечения с учетом специфики работы и жизни на Космическом корабле.

Заключение

Устойчивое развитие – это сбалансированное взаимодействие общества и природы, которое обеспечивает сохранение развития (расширение воспроизводства), согласованное с законами сохранения и изменения полезной мощности живого в биосфере.

Достижение баланса ведет к гармонии человека и природы. В самом деле, эти понятия тесно связаны между собой.