Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.
События тех далеких лет действительно были драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским, а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз.
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном:
«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Потомки Ильи — Гущины — чтут его память. На свои деньги они заказали икону преподобного Ильи Муромца. В нее вставили ковчежец с частицей мощей богатыря, переданный в свое время Киево-Печерской лаврой. Икону торжественно установили во вновь отстроенной карачаровской церкви Гурия, Самона и Авива в день памяти Ильи — 1 января 1993 года.
ГлаваIV Конец пути
Произошло это печальное событие ,по версии Сергея Хведчени, ( журнал "Вокруг света", № 1 за 1994 год) в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск смоленского князя Рюрика Ростиславовича и половцев.
Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, "такого разорения в Киеве дотоле не бывало". После тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Это обычный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный, и дни в сражении за блага небесные. Последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. Совершив множество ратных подвигов, он нашел тихое пристанище на склоне лет в обители Киево-Печерского монастыря. Здесь Илья замаливал свои грехи, вел размеренный образ жизни.
Преподобный Илия не первый и не последний воин, поступивший так. Вспоминаются тут и святой князь Александр Невский, и воины Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибшие на Куликовом поле.
Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов Раны богатыря на руке и на груди были нанесены узким колющим оружием, скорее всего копьем или кинжалом. Любопытно, что еще в 1701 году странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «тут же (в пещере — С.Х.) видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди пилигрим не мог увидеть из-за золоченого покрывала.
Ученые датировали захоронение XII веком.. Муромца сразу же после смерти похоронили в лаврских пещерах! Нетленные мощи Ильи Муромца действительно, сохранились в лаврских катакомбах, по сей день
Заключение
Теперь последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. Совершив множество ратных подвигов, он нашел тихое пристанище на склоне лет в обители Киево-Печерского монастыря. Здесь Илья замаливал свои грехи, вел размеренный образ жизни. Впрочем, богатырская сила не оставила его. Пример тому — последний подвиг, описанный Лясотой, за который богатырь получил прозвище Чоботок. Не впервой Илье обороняться таким необычным оружием, в одной из былин он схватил с головы шапку или шлем и разбил ею разбойников без числа:
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году, в числе еще 69 угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя св. Илии Муромца
В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный русским авиаконструктором Сикорским.
Потомки Ильи — Гущины — чтут его память. На свои деньги они заказали икону преподобного Ильи Муромца. В нее вставили ковчежец с частицей мощей богатыря, переданный в свое время Киево-Печерской лаврой. Икону торжественно установили во вновь отстроенной карачаровской церкви Гурия, Самона и Авива в день памяти Ильи — 1 января 1993 года. Все-таки Илия Муромец-реальный богатырь. Я вижу его скульптурный портрет,— результат пластической реконструкции внешнего облика богатыря по его сохранившимся останкам. Создатель портрета — ведущий специалист в этой области, криминалист и скульптор С. Никитин. Портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и недаром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монаший посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре.
Образ Святого Воина был необходим практически в каждом периоде развития государства Российского – от Древней Руси, когда поддержать страну мог только сильный духом человек, до наших дней. Святой воин был образцом, на котором воспитывались подрастающие поколения в любви к Родине, защите её. Сама идея ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА и любви к нему красной нитью проходит через всё творческое наследие Древней Руси и является примером, ориентиром, духовной и моральной поддержкой для людей в тяжёлые времена, подвигает их на подвиги во имя Родины. И пусть не все подвиги запечатлены и известны, но та ДУХОВНАЯ составляющая нам известна! Для нас главное – сберечь, не растерять , сохранить для потомков, как это было принято на Руси. Особенно сейчас, когда нашему новому государству чуть больше 10 лет. Не нужно выдумывать ничего нового, чтобы воспитать из ребёнка достойного гражданина, для которого идея служения Отечеству, защиты Родины будет основой в жизни.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.
Список использованной литературы.
1..Ключевской В.О. Курс Русской истории. Лекция 16
2. М. Колосова, «Заметки о языке и народной поэзии», 1877,
3. Сергей Хведчени, журнал "Вокруг света", № 1 за 1994 год
4.Тригуб Светлана. Илья Муромец — чудотворная легенда
5. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь — М.: Языки славянской культуры, 2002
6. http://esotery.net/human/ilia-muromets.