Смекни!
smekni.com

Задачи: Рассмотреть теорию историзма былин и теорию образа богатыря в былине. Изучить литературу: очерки, научные труды, исследования об устном народном творчестве (стр. 1 из 4)

Введение.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что вопросы чести, достоинства Русской земли; безопасность и благополучие Родины; каким быть человеку: как жить, когда пахарю мирно пахать землю; купцу — торговать, и как себя вести, когда Родине грозит гибель; вопросы чести и достоинства человека; силы и доброты; доблести и бескорыстия всегда и во все времена были актуальными

Несмотря на традиционные для изображения богатыря фантастические качества, в образе Ильи Муромца есть и личностное содержание, которое позволяет обнаружить прототипы этого образа.

В данной теме заинтересовал вопрос: когда и как появляются богатыри-воины в былинах и имеют ли они прототипов в реальной жизни.

Цель работы: Рассмотреть в образе былинного героя Ильи Муромца прототипы обычного русского человека, воина — богатыря.

Задачи:

1). Рассмотреть теорию историзма былин и теорию образа богатыря в былине.

2). Изучить литературу: очерки, научные труды, исследования об устном народном творчестве.

3). Изучить эпические песни — былины, былины об Илье Муромце.

4). Исследовать и сделать выводы о личностном содержании в образе Ильи Муромца.

Предмет исследования: Образ Ильи Муромца как былинного богатыря и как человека обычного, хотя и героя.

Объект изучения: Русские былины об Илье Муромце.

Метод исследования: Сравнения, сопоставления, анализ и выводы.

Глава 1. Героика былинного эпоса.

Зарождение былин можно отнести к эпохе первобытно- общинного строя. Но, окончательно, как особый вид народного художественного творчества, былины сформировались в условиях существования классов и государства. Всякое классовое государство имеет две задачи. Во - первых, оно помогает господствующему классу, меньшинству, держать повиновении эксплуатируемое большинство.

Вторая задача государства — охрана независимости, борьба с внешними врагами. Народ вёл непрерывную борьбу с угнетателями, а, следовательно, и с государственной властью. Но он поддерживал государство и власть, когда речь шла о внешних врагах, о сопротивлении захватчикам. Отсюда и двойственное отношение былин к князю Владимиру. Когда он воспринимается как представитель господствующего класса, бояр- феодалов, он ненавистен народу, былина высмеивает, осуждает его.

А как глава единого и сильного Русского государства он — герой положительный, он «ласковый», «красное солнышко». Его как главу государства охраняют богатыри, они отстаивают его достоинство, его честь, его семью, когда иноземные захватчики приходят в Киев.

Русский былинный эпос — государственный эпос. Центральная идея, проходящая почти через все былины — идея защиты государства, русской земли.

Русские былины складывались постепенно, на протяжении десятилетий, даже столетий.

Каждая эпоха вносила в былины какие-то свои черты. В каждой былине есть и очень древние, и более поздние детали. Например, в одном произведении соединяются персонажи, которые жили в разных столетиях, называются города и поселения, существовавшие в разные эпохи, нередко смешиваются события, происходившие в разных местах и разное время. Новые исторические события, новые жизненные детали, новые герои входили в старые былины естественно, органично. Происходила непрерывная художественная переработка нового материала.

Каждый раз, в каждом исполнении былины представала перед слушателями законченным художественным произведением, со своим замыслом, со своей идеей.

Жизнь народа — это основа, на которой создавались былины и другие произведения народного творчества. Но история не закрепляется в былине, как каком-нибудь научном сочинении. История здесь становится литературой, устной литературой.

А у литературы, как и у всех видов искусства, свои цели и задачи. Искусство стремится не только рассказать о жизни, но и изменить жизнь в лучшую сторону, воспитать человека, сделать активным борцом за изменение жизни.

Именно этими особенностями искусства объясняются некоторые загадки фольклора.

Важнейшие события и факты действительной истории фольклор как бы не желает знать, не замечает их. Почти не отразилось в фольклоре крепостное право, в былинах нет ни слова о трехвековом татаро-монгольском иге. Былины рассказывают только о двух моментах: о том, как страшные полчища завоевателей подошли к Киеву (чудовище — Идолище), и о том, как богатыри освобождают Киев, уничтожают татарскую силу (или чудовище Идолище). Большинство ученых считает, что былины о разгроме татаро-монголов создавались, жили в народе, исполнялись. Былина, как и всякое художественное произведение показывает не только то, что было, а и то, что должно быть. Захватчики и насильники, должны быть разгромлены! Былины воспевали единое, могучее Киевское государство.

Русь должна быть единой!

Все былины показывали, учили, какой должна быть Русь, какими должны быть князья и как народ должен отстаивать свой мирный труд и свободу, честь и справедливость.

По былинам можно составить представление о Киеве, каким он был до разгрома татаро-монголами в 1240 году. Киев долгое время считался столицей древнерусского государства. Былины нас ведут в 13,12, 11 века. Какое же оружие имели в Киевской Руси богатыри, защищая Киев? Тугой лук, стрелы каленые, палицу, копье мурзавецкое («мурза» (татарск.) — «князь»), кинжал, саблю (иногда).

Большинство ученых считает, что в образе Святогора отразились древние представления: олицетворение стихии. Святогор — он ничем не взволнован, никуда не торопится, ему никто не нужен и он никому не нужен, он сам по себе. Когда складывался образ Святогора, не было еще государства, а значит защищать ему было нечего.

На смену старым богатырям пришли новые. Вот почему Святогор обязательно погибает.

А преемником его, наследником его силы всегда являлся Илья Муромец — самый любимый герой русских былин. Он герой эпохи становления государства. И самое важное для него, смысл жизни — защита Руси. Илья Муромец — Могучий богатырь, но это уже богатырь- человек, а не богатырь — стихия как Святогор.

Глава 2. Мужицкий богатырь Илья Муромец.

Несмотря на традиционные изображения богатыря фантастические качества, в образе I4льи Муромца есть и личностное содержание, которое позволяет обнаружить прототипы этого образа.

Илья — это обыкновенный человек, но побеждает всегда во всех схватках и боях. Всего известно около ста былинных сюжетов. Илья Муромец в них является главным героем. Трудно расположить эти сюжеты в каком-то порядке. Не всегда можно сказать, какое событие произошло раньше, а какие позже. В былинах время истории стоит на месте, возраст у богатырей один и тот же: Илья — старый, с седой бородой, но на богатырской заставе он старший, атаман.

Но одна былина показывает молодым Илью. Это былина о чудесном исцелении.

С нее и начинается история жизни и подвигов Ильи Муромца. Илья настолько любим народом, судьба его так интересовала слушателей и исполнителей, что они обязательно хотели узнать подробности о его жизни, как приобрел он свою силу, как стал непобедимым богатырём.

Первого января в России празднуют не только Новый год. Православная церковь отмечает в этот день память русского святого и по совместительству богатыря — Ильи Ивановича Муромца. Возможно, кому-то это может показаться странным. Но былинный герой — не просто сказочный персонаж. Его прототипом стал реально существовавший богатырь. В 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота, посетивший Киев, писал о могиле Ильи Моровлина, знаменитого героя, о котором рассказывают много басен. В народе этого героя называли Чоботком за то, что однажды он побил врагов сапогом — чоботом. В 16З8 году могилу Ильи Муромца описал в своей книге ученый монах Афанасий Кальфонийский. Вскоре Илья удостоился официальной канонизации вместе с другими 69 иноками, прославленными праведной жизнью. Мощи святого хранились в подземельях Киево-Печерской лавры. Благодаря сухому воздуху пещер его тело, закутанное в рясу, хорошо сохранилось (не хватает только ступней).

Рост Муромца при жизни составлял 178 сантиметров — в эпоху, когда люди были ниже, чем сейчас, он казался великаном. На груди, в области сердца, след от глубокой раны, нанесенной копьём или другим оружием. Ещё одна рана — на руке. По мнению ученых, которые, исследовали тело в 1988 году, этот человек умер возрасте от 45 до 55 лет. Существует почти два десятка былин (сами сказители называли их «старины», с ударением на первом слоге), повествующих о подвигах Ильи Муромца.

В них говорится, что богатырь родился близ города Мурома, в селе Карачарове. Называют имена его родителей — Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны. Были они простыми крестьянами, все дни проводили за работой. а сын Илья тридцать лет сиднем сидел на печи:

«А не имел Илья во ногах

хожденьица.

А во руках не имел Илья

владеньица,

Тридцать лет его было веку

долгого».

Потом случилось чудо: в дом явились три старца — «калики перехожие», просящие милостыни. Они попросили Илью принести им воды (в другом варианте — «зелена вина»), но он ответил, что не может встать. Старики продолжали настаивать, чтобы он встал на свои «резвые ноги», и неожиданно калека почувствовал, что может это сделать. Он поднялся и принес старцам питья, но они заставили его самого выпить ковш, а потом и второй. Тут Илья ощутил в себе такую «силу великую», что мог перевернуть землю. Тогда гости дали ему третий ковш, и сила богатыря уменьшилась наполовину. Тут же они предсказали, что ему не угрожает смерть в бою — «во чистом-то поле тебе да смерть не писана». После этого калики совершили и третье чудо: указали Илье камень, под которым его дожидались богатырский конь, «шуба соболиная» и «палица булатная».

Каждой из этих деталей можно найти немало параллелей в мифах разных народов.

Знакомы им чудесные исцеления, и герои, которые до зрелых лет сидят на печи, а потом отправляются совершать подвиги. Удивительно другое. При исследовании тела, погребенного в лавре, у него обнаружилась редкая болезнь — частичный паралич конечностей. Она возникает в детстве и может пройти сама собой. Здесь былина снова подтверждается наукой. Известно, что калики были не просто нищими бродягами: они знали толк во врачевании и действительно могли исцелить Илью.