Смекни!
smekni.com

Моделирование преступного поведения рецидивов (стр. 3 из 4)

3. Моделирование преступного поведения рецидивов

Моделирование – метод криминологического прогнозирования в основе которого лежит построение статистических и динамических моделей, т.е. описание состояния и вероятностного развития преступности и ее детерминант, ее отдельных видов (групп), личности преступников, а также возможного преступного поведения.

Метод моделирования преступного поведения рецидивов в прогностических целях предполагает построение соответствующих моделей на основе имеющейся информации о предыдущих преступлениях лица. Под прогностической моделью понимается модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем. Следовательно, этот "заменитель", построенный по принципу структурного или функционального подобия реального преступного поведения, может давать информацию о возможном поведении моделируемого объекта[5].

Создание удовлетворительных гомоморфных моделей преступного введения в целях его изучения и индивидуального прогнозирования - дело перспективное. Первые шаги в моделировании генезиса преступления сделаны В.Н. Кудрявцевым (см.: Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования М. 1998). Оно вполне может быть использовано для индивидуального криминологического прогнозирования. Моделирование преступного поведения в какой-то мере позволяет восполнить отсутствие реальных возможностей создания экспериментальных ситуаций совершения преступных посягательств. "Заместителями" преступного поведения в данном случае могут быть модели идеальные, построенные в виде схем, матриц, формул, модели логические и математические. Сравнивая мотивацию субъекта, поведение которого протезируется, с моделируемой мотивацией (генезисом) преступного поведения и устанавливая между ними совпадения и различия, можно судить о глубине антиобщественной направленности лица, кримнногенности внешних условий мотивации и их возможном взаимосвязанном развитии на ближайшее будущее.

В последнее время метод моделирования постепенно становится одним из основных инструментов познавательной деятельности, выступает в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности.

Пожалуй, наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой к настоящему времени уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения самых разнообразных задач.

Моделирование преступного поведения рецидивов производится с использованием описанных методов моделирования на базе имеющихся статистических данных о совершенных данным лицом преступлениях в предыдущем периоде времени и личностных характеристиках указанного лица. Имеющаяся информация позволяет с высокой долей определить вероятность наступления того или иного события.

Сам же термин "модель" вошел в обиход криминалистов в начале 80-х годов благодаря работам И.М. Лузгина, получив широкое распространение в дальнейшем. Однако по мере усиления интереса ученых к проблеме моделирования понятие моделирования в криминалистике стало расплывчатым, неопределенным и многосмысловым. В связи с чем появилась необходимость в определении понятия, сущности моделирования и критериев использования этого метода в уголовном судопроизводстве.

Логическую модель (например, структурную схему мотивации или механизма преступного поведения) можно использовать как необходимую ступень на пути к математическому моделированию. Она задает пределы математической модели, раскрывает ее структуру и взаимосвязи элементов и выражается известной нам формулой:

Статистические карточки на преступление, лицо (подозреваемое, обвиняемое), уголовное дело и на осужденного несут огромную информацию о субъекте, мотивации преступления, обстоятельствах его совершения, поведении лица после осуждения и т.д. В статистических базах данных регионов и в федеральном центре (взятых за один год или несколько лет) находятся сведения о миллионах лиц, преступлений и других обстоятельствах. На этой основе могут быть рассчитаны удельные веса признаков личности субъектов преступлений, многочисленных криминогенных факторов (х1,х2,х3...), а также коэффициентов корреляционной связи этих признаков и факторов с различными видами преступного поведения (а1,а2,а3...).

Величина "у" отражает сумму произведений этих показателей. Определив опытным путем ее пороговое значение, приближение к которому свидетельствует о степени криминогенности личности рецидива, условиях ее жизни и деятельности, быта и досуга, на достаточно высоком вероятностном уровне можно судить о возможно отклоняющемся поведении изучаемого лица. Полученные условные показатели нередко сводятся в таблицы, которые могут служить фактической базой для практического применения малофактических моделей.

Приведенный подход - одна из возможностей использования многофакторного математического моделирования. В криминологической литературе есть и иные предложения по использованию математических прогностических моделей. Аналогичным образом эта проблема решается и в других странах. Тем не менее, проблема индивидуального прогнозирования преступного поведения рецидиво вообще и с помощью математического моделирования в частности находится в стадии научной и практической разработки. Последующая компьютеризация учета населения, правонарушителей, преступлений, условий их совершения и других криминологически важных обстоятельств позволит решать ее более эффективно.

Используемое в криминологии моделирование - это метод, заключающийся в создании мысленной или материальной модели, а также в последующем исследовании этой модели в качестве средства получения значимой информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступления[6].

В свою очередь, под используемой в криминологии моделью мы понимаем искусственно созданную материальную или идеальную систему, воспроизводящую и заменяющую исследуемое событие (рецидив) или отдельные ситуации и обстоятельства его совершения, а также ситуации и обстоятельства его расследования так, что ее изучение позволит получить об оригинале информацию, необходимую для успешного решения практических, научных и дидактических криминалистических задач.

Большинство экспертов единодушны в том, что первостепенным основанием классификации моделей является способ их построения. Так, разнообразные способы реализации моделирования позволяют выделить следующие его виды (а следовательно, и соответствующие классы моделей):

- материальное (предметное);

- мысленное (идеальное, умозрительное);

- логико-математическое и кибернетическое;

- информационно-компьютерное.

Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, вместе с тем подчеркнем и их тесную взаимосвязь.

Среди мысленных моделей, в свою очередь, выделяют:

1. Образные (иконические, неформализованные) модели, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте - одним из средств получения нового знания.

2. Образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). Многие исследователи подчеркивают, что при затруднениях мысли полезно обращаться к наглядным построениям (знаковым моделям), которые нередко становятся источником идей для новых исследователей. В криминологии к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, а также выраженные средствами графических построений приложения к протоколам следственных действий.

Таким образом, моделирование позволяет существенно снизить объем проявления преступного рецидива за счет просчета вероятности наступления указанного события на основе имеющейся информации, среди которой статистические данные о предшествующих преступлениях лица и характеризующие саму личность сведения.


Заключение

Метод моделирования охватывает различные уровни познания, позволяет осуществить связь между эмпирическим и рациональным. Он органически связан с другими методами познания - наблюдением, экспериментом, описанием и т.д. Вместе с тем применение названных методов в комплексе с моделированием приобретает и определенную специфику.

Таким образом, можно сделать вывод, что при общем сокращении количества преступлений и лиц, их совершивших, рост доли рецидива не всегда является показателем плохой работы органов, ведущих борьбу с преступностью, как не всегда и свидетельствует об ухудшении состояния преступности.

Проведя анализ рецидива преступлений в своей курсовой работе, я пришел к выводу, что проблема рецидива преступлений актуальна по сей день. Она интересна уже тем, что под понятием рецидива подразумевается совершение лицом нового, повторного преступления, после осуждения и отбытия наказания. Проблема рецидива требует комплексного исследования – в криминологическом, исправительно-трудовом и уголовно-правовом аспектах, при этом последний должен служить базой для первых двух. Понятие рецидива – прежде всего уголовно-правовое понятие, так как именно в уголовном законодательстве содержатся нормы регламентирующие ответственность за рецидив преступлений, сформулированы правила назначения наказания при рецидиве и т.п.