ЛИТЕРАТУРА по социализации личности так же обширна, как и по социологии личности вообще.
1. Филатова О.Г. Социология. Конспект лекций. – СПб., 2003. Лекция 4. Социология личности. § 2. Основные теории социализации личности.
2. Основы социологии и политологии. Учебное пособие под ред. проф. Бороноева А.О. и Василика М.А. – М., 2000. Глава 6. Социализация личности.
3. Трошихин В.В., Шилов В.Н. Социология и политология. Учебное пособие. – М., 2003. Раздел 1. Социология. Тема 6. Социология личности. § 4. Социализация личности.
4. Рачев Ю.И. Основы социологии и политологии. Курс лекций. – М.: МКГиК, 2000.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.
1. Социализация личности как процесс.
2. Объективные факторы социализации.
3. Субъективные факторы социализации.
4. Основные теории социализации личности.
5. В чем суть теории диспозиции?
ТЕМА 2.2. Культура как социальное явление.
Социологический анализ культуры – это прежде всего выяснение тех аспектов, через призму которых можно выяснить влияние культуры на общество и общества на культуру.
В современных условиях, когда культурологию вычленили в особую науку, существует множество позиций, точек зрения, аспектов, которые характеризуют культуру как социальный феномен. Нам прежде всего важно уяснить, что в настоящее время существует две разновидности культуры: материальная и духовная; что в условиях "информационного" общества выделяется еще и третья разновидность – "экранная" культура, которая является синтезом материальной и духовной культуры и оказывает огромное влияние на развитие общества и человека.
Особая роль отводится выяснению соотношения культуры и цивилизации и уяснению места и роли культуры в становлении цивилизаций. При социологическом анализе понятия "культура" важно уметь различать: доминирующую культуру и субкультуры, молодежную субкультуру и контркультуру, элитарную, народную и массовую культуру, а также функции культуры.
Важное место при социологическом анализе культуры отводится рассмотрению универсалий культуры и основных её элементов: язык, знания, убеждения, традиции, идеологии, наука, искусства, а также место и роль личности в культурном процессе.
ЛИТЕРАТУРА по данной проблеме обширна и разнообразна.
1. Трошихин В.В., Шилов В.Н. Социология и политология. Учебное пособие. – М., 2003. Тема 5. Культура и общество.
2. Основы социологии и политологии. Учебное пособие под ред. проф. Бороноева А.О. и Василика М.А. – М., 2000. Глава 2. Общество и культура.
3. Социология. Учебник. /Под ред. Кончанина Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. – Р.-н/Д., 2001. Глава 16. Культура как фактор социальных изменений.
4. Рачев Ю.И. Основы социологии и политологии. Курс лекций. – М.: МКГиК, 2000.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.
1. Что такое культура?
2. Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?
3. Каковы основные разновидности культуры?
4. В чем особенности "экранной культуры"?
5. Что такое "доминирующая" культура?
6. Перечислите известные вам субкультуры.
7. Каковы основные признаки "массовой культуры"?
8. Назовите основные универсалии культуры.
ТЕМА 2.3. Регуляция поведения в обществе.
Понятие и сущность социальных норм.
Формирование и развитие множества социальных отношений, их упорядочивание и регулирование составляют плоть и кровь общества как системы, дают возможность развиваться обществу как некой организованной доступной пониманию сложной среды обитания людей.
Центральное место здесь принадлежит понятию норма.
Социальная норма – правило, которым определяется ожидание в обществе в отношении действий индивидов при определенных обстоятельствах.
Нормы являются критерием того, что воспринимается обществом как нормальное. Понятие норма многозначно и связано с понятием ценности. Ценности являются основой всякой культуры и создаются людьми для удовлетворения своих многообразных потребностей. На формирование норм оказывает влияние ряд факторов:
- процесс производства со всеми его сложностями и атрибутами;
- национально-этнические особенности населения;
- вероисповедание, сложившиеся обычаи и традиции;
- социально-историческая среда и т. д.
Можно выделить несколько групп социальных норм:
- институциональные и неинституциональные;
- правовые и неправовые;
- этические, эстетические, религиозные, бытовые и т. п.
Функционирование социальных норм осуществляется через контроль. Существует множество институтов, которые занимаются контролем. Важнейшим из них является государство.
Отклонение от исполнения социальных норм называется девиантным поведением.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Основы социологии и политологии. Учебное пособие под ред. проф. Бороноева А.О. и Василика М.А. – М., 2000. Глава 7.
2. Трошихин В.В., Шилов В.Н. Социология и политология. Учебное пособие. – М., 2003. Тема № 7.
3. Филатова О.Г. Социология. Конспект лекций. – СПб., 2003. Лекция № 7.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.
1. Для чего необходима регуляция поведения в обществе?
2. Что такое социальные нормы?
3. Что относится к социальным ценностям?
4. Что влияет на формирование социальных норм?
5. Перечислите основные группы социальных норм.
6. Какие институты занимаются контролем социальных норм?
7. От чего зависит эффективность контроля социальных норм?
ТЕМА 2.4. Социальные отклонения. Виды и типы девиации.
Система социальных норм общества создает представление о должном поведении людей. Реальные отношения между людьми в обществе сложнее и богаче, чем выработанный стереотип должного поведения.
Отклонение от социальных норм, обусловленное целым комплексом биопсихосоциальных причин, называется девиацией.
Различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.
К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки, которые наносят ущерб обществу и вызывают осуждение. Различают 2 типа отклоняющегося поведения: деликвентное – несоблюдение норм-правил (чаще всего преступное); девиантное – сводящееся к отступлению от норм-правил, но не влекущее за собой тяжелых последствий для общества, ближайшего окружения (например, пользование шпаргалкой на экзамене).
В девиантном поведении различают несколько типов: деструктивное, асоциальное, противоправное. Существует много теорий девиантного поведения, которыми занимаются психологи, психиатры, криминологи, социологи.
Среди теорий девиантного поведения особое место занимает теория "аномии" (Э. Дюркгейм). Аномия – это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм социального поведения (как правило, при системном кризисе общества).
Социологи считают, что девиантное поведение связано не столько с психологическими свойствами личности, сколько с социальными условиями, в которых она проживает и действует. Искоренение девиантного поведения в его крайних формах они связывают с изменением условий жизни людей.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Филатова О.Г. Социология. Конспект лекций. – СПб., 2003. Лекции 7, 8.
2. Трошихин В.В., Шилов В.Н. Социология и политология. Учебное пособие. – М., 2003. Тема № 7.
3. Основы социологии и политологии. Учебное пособие под ред. проф. Бороноева А.О. и Василика М.А. – М., 2000. Глава 7.
4. Социология. Учебник. /Под ред. Кончанина Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. – Р.-н/Д., 2001. Глава 20.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.
1.Что такое девиантное поведение?
2. Основные причины девиантного поведения.
3. Каковы два основных типа отклоняющегося поведения?
4. Основные типы девиантности.
5. Что такое "аномия" и при каких условиях она возникает?
6. Каковы основные пути борьбы с девиантным поведением?
ТЕМА 2.5. Социальные институты.
Социальный институт есть исторически сложившаяся устойчивая система отношений, организационно оформленная и законодательно закрепленная. Социальный институт, как правило, служит для организаций и контроля общественных отношений.
Существует множество социальных институтов. Процесс законодательного закрепления социальных институтов называется институционализацией.
Социальные институты, хотя они разнообразны и выполняют различные функции, имеют однотипную структуру: люди, материальные ценности, средства связи, информация, субординация, организационная оформленность.
Кроме исполнения функций, социальные институты обладают способностью к дисфункции, т. е. функции "наоборот": вместо соблюдения порядка и наблюдения за исполнением порядка они сами нарушают его ("оборотни" в МВД, взяточники в органах власти и т. п.).
Социальные институты находятся в постоянном движении, развитии: изменении, старые отмирают, новые появляются. На основе старых СИ (семья, школа, церковь, армия, государство) строятся новые отношения.
Социальные институты выступают в качестве "скреп", которые делают общество динамичным, развивающимся, устойчивым.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Основы социологии и политологии. Учебное пособие под ред. проф. Бороноева А.О. и Василика М.А. – М., 2000. Глава 5.