Смекни!
smekni.com

Методические указания специального курса «композиция в художественном творчестве» (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

«КОМПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

Для студентов факультета философии и культурологии

Ростов – на - Дону

2006 г

Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики и эстетики Е.Ю.Бабиной

Рецензент: к.ф.н. Волошина А.С.

Печатается по решению кафедры теории культуры, этики и эстетики права Ростовского государственного университета от 24 апреля 2006 года (протокол № 7)

Тематический план лекций

п/п

Наименование тем лекций

Часы

1

Вводная лекция. Возникновение творческого процесса.

2

2

Художественная реальность и художественная концепция.

2

3

Росписи Рафаэля в Ватиканском дворце. «Афинская школа».

2

4

Композиция. Определение композиции.

4

5

Художественный образ – форма художественного мышления.

2

6

Предпосылки к пониманию искусства. Феномен художественного творчества.

2

7

Индивидуализированное обобщение.

2

8

Художественное творчество и личность художника.

4

9

Художественные взаимодействия.

2

10

История создания картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

2

11

Знаки и их роль в художественном творчестве.

2

12

Механизмы функционирования художественной культуры.

2

13

Художественное произведение.

2

14

История создания картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».

2

Итого:

32

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА 1. Вводная лекция

Возникновение творческого процесса. Реализация творческих замыслов.

Основные понятия и предпосылки возникновения творческого процесса. Роль эстетики, культурологии, истории искусства, литературы в формировании предмета и методов исследований. Интегрирующая роль культуры в системе гуманитарного знания. Традиция и классика. Творчество и художник. Взаимосвязь творчества с природой, обществом. Творческие попытки художников прошлых столетий.

ТЕМА 2. Художественная реальность и художественная концепция

Художественная реальность. Определение. Художественная концепция образов.

Пластичность литературных образов. Художественные миры и их представители: Гомер, Бетховен, Толстой, Данте, Шекспир. Структура художественного мира: обобщенность персонажей, ситуаций, деталей. Единство художественной мысли. Художественная реальность. Художественный мир в экзистенциалистских, экспрессионистских, сюрреалистических произведениях. Природные стихии художественного мира. Художественная реальность и жизнеподобие. Вероятность художественной правды.

ТЕМА 3. Росписи Рафаэля в Ватиканском дворце. «Афинская школа»

Творческая биография Рафаэля. Анализ картины «Афинская школа».

Краткий экскурс творческой биографии Рафаэля. Знаменитые работы и история их создания. Подробный анализ шедевра «Афинская школа». Композиционное построение в картине. Христианское мировосприятие и картины Рафаэля. Важные аспекты художественного замысла и реализации художественной идеи. Значимость данной работы в рамках мировой художественной культуры.

ТЕМА 4. Композиция. Определение

Построение произведения. Законы композиции. Приемы и основные аспекты композиции.

Композиция – как построение произведения. Законы композиции – итог эстетического познания. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного. Архитектоника и структура. Композиция канонических жанров (античность, классицизм). Композиция литературного произведения. Композиция стихотворных произведениях отмечена строгой соразмерностью интонационно - синтаксических и метрико-ритмических единиц. Приемы композиции. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст. Композиционные каноны. «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Дж. Мильтон и т.д.

ТЕМА 5. Художественный образ – форма художественного мышления

Художественный образ. Основные концепции становления художественного образа. Структура художественного образа.

Художественное творчество – основные трактовки: гносеологическая и онтологическая. Концепции Бердяева, Соловьева. Художественный образ – форма мышления в искусстве. Метафорическая природа художественного мышления. Способность художественной мысли соединять реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей. Художественная мысль не навязывает предметам мира извне, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия. Структура художественного образа. Художник и художественный образ. Многозначность художественного образа. Реципиент и художественный образ.

ТЕМА 6. Предпосылки к пониманию искусства. Феномен художественного творчества

Феномен художественного творчества. Рассмотрение подходов и методов феномена художественного творчества.

Рассмотрение феномена художественного творчества. Основные подходы и методы существующие на данном этапе. Идеологическое, христианское понимание искусства. Данность картины (произведения) и потребность зрителя. Реальный талант художника — в способности изумить и очистить душу. Показательный момент – появление различных течений и направлений. Каждое действительное произведение (арте-факт) имеет внутреннее духовное пространство (духовное бытие) осознанное художником и отрефлексированное произведением — тем самым открытое зрителю для осознания и приобщения.

ТЕМА 7. Индивидуализированное обобщение

Общее и индивидуальное в искусстве. Диалектика индивидуализированного обобщения.

Художественный образ – индивидуализированное обобщение. Общее и индивидуальное в искусстве. Диалектика всеобщего и единичного в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. Пример: сцена из романа Толстого «Анна Каренина». Художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя. Реалистическое искусство и типизация художественного обобщения. Конкретно – чувственная природа явлений. Концепция художественного мира и обобщения.

ТЕМА 8. Художественное творчество и личность художника

Художественное творчество. Определение. Личность художника. Становление художника под влиянием общества, эпоха и т.д.

Трактовки художественного творчества. Психология творчества. Механизм создания произведений и личность творца. Автор – творческая личность, обладающая рядом специфических качеств. Творчество это сложный, радостный и одновременно мучительный процесс. Степень предрасположенности к творчеству. Талант и одаренность – как основные характеристики творческой личности. Проявление гениальности художника в разных формах и видах искусства. Воздействие на публику, творческое ядро личности. Биографические ссылки: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Шопенгауэр.

ТЕМА 9. Художественные взаимодействия

Взаимодействия в художественном процессе. Роль общества в развитие художественного взаимодействия.

Возникновение взаимодействий в ходе художественного развития. Определяющая роль общественного сознания на развитие художественного взаимодействия. Влияние творчества одного писателя на творчество другого. Художественные взаимодействия – это разнообразные влияния одних художественных явлений на другие, это взаимосвязи между элементами искусства как развивающейся системы, это разные формы культурного диалога внутри искусства данной эпохи или современного искусства с прошлым. Особенности диалога, накладывающие печать на механизм художественных взаимодействий, рассмотрим на примере отношений современной литературы с литературой 19 века. Художественные взаимодействия наблюдаются на разных уровнях: отдельных произведений, отдельных художников, художественных течений, направлений, школ, наконец, на уровне целых литературных эпох.

ТЕМА 10. История создания картины Леонардо да Винчи «Джоконда»