12. f(x)=(1-x) lg x/√(1-lg x); a=2; b=7;
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4.1. Что такое массив? индекс элемента массива?
4.2. Как ввести и вывести элементы вектора в строку и в столбец?
4.3. Способы описания и инициализации массивов.
Лабораторная работа №5
Работа с символьными данными
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение описания символьных данных и операций над ними.
2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Символьная константа - это символ (единственный), заключенный в одиночные кавычки, как, например, 'Х'. Значением символьной константы является численное значение этого символа в машинном представлении набора символов. Все символы упорядочены в соответствии с принятым в ПК коде (например ASCII). При этом порядковый номер символов называется кодом (например, код латинского символа 'А ' равен 65; символа '3' равен 51). Для символьных данных не определены никакие арифметические операции, но они могут сравниваться по своим кодам, участвовать в чтении, печати, операторах присваивания.
Строка - это последовательность (массив) символов, заключенная в двойные кавычки, заканчивающаяся нуль-символом (\0 – символ с кодом равным нолю). По положению нуль-символа определяется фактическая длина строки. Например, длина строки char text[ ] = "Моя программа!" равна 14 байт (включая пробел).
Для форматного ввода и вывода символьных констант используется спецификатор %с, строк - %s и специальные функции: getchar(),gets()- ввод и putchar(), puts()-вывод. Библиотека Си содержит функции обработки строк, прототипы которых определяются в заголовочном файле string.h. Например:
strlen(str) – определяет длину строки str;
strcat(str1,str2) - сцепление строк в порядке их перечисления;
strncat(str1,str2,kol) – приписывает kol символов строки str2 к строке str1;
strcmp(str1,str2) – сравнивает две строки str1 и str2 и возвращает 0, если они одинаковы; результат отрицателен, если str1<str2 и положителен, если str1>str2;
strncmp(str1, str2, kol) – сравниваются части строк str1 и str2 из kol символов. Результат равен 0, если они одинаковы.
strcpy(str1,str2) – копирует строку str2 в строку str1.
Рассмотрим пример:
// lab6.c
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <string.h>
main ( )
{ char gwords [10] [40], temp [40];
int i=0;
printf (“Введите 10 слов, начинающихся с д: \n”);
while ( i < 10 )
{ gets (temp);
if (temp [0] != ‘д’) // проверка первого символа
printf (“ %s не начинается с д! \n”, temp);
else { strcpy (gwords [i], temp); i++;}
}
puts (“Следующие слова соответствуют условию:”);
for (i=0; i< 10; i++) puts (gwords [i] );
getch();
return 0;
}
Вводятся слова, сравнивается первый символ, если это не 'д', то вводится следующее слово, иначе слово копируется в новый массив слов gwords.
3. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Выполнить приведенную выше программу с разными исходными данными.
2. Текст вводится с клавиатуры. Исходный текст и результаты распечатать. Составить программы согласно вариантам заданий.
Варианты заданий
1. Вывести на печать список слов, имеющих приставку (несколько букв), задаваемую с терминала.
2. Раздвинуть заданный текст, вставив введенную с клавиатуры последовательность символов после 1-го символа каждого слова.
3. В заданном тексте слова разделены запятыми. Напечатать список слов, начинающихся с символа, введенного с клавиатуры.
4. Определить количество слов в заданном тексте, содержащих сочетание символов, задаваемое с экрана.
5. Из заданной последовательности слов удалить слова, содержащие числа.
6. Каждое слово текста переписать наоборот.
7. Подсчитать количество слов, содержащих k гласных букв (k-задается с экрана).
8. Из введенного текста сначала распечатать слова, заканчивающиеся на согласную букву, а потом на гласную букву.
9. Во введенном тексте найти повторяющиеся слова.
10. Список фамилий вводится через запятую в виде строки. Упорядочить фамилии по алфавиту.
11. Из введенного текста распечатать отдельно гласные и согласные каждого слова.
12. Из введенного текста распечатать слова, в порядке убывания частоты повторения.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4.1. Ввод и вывод символов и строк.
4.2. Функции для работы со строками.
4.3. Чем отличается инициализация символа от инициализации строки?
Лабораторная работа № 6
Функции
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение методов использования функций языка Си.
2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Часто в программе требуется повторить определенную последовательность операторов в разных частях программы. Для того, чтобы описывать эту последовательность один раз, а применять многократно, в языках программирования применяются подпрограммы. Подпрограмма - автономная часть программы, выполняющая определенный алгоритм и допускающая обращение к ней из различных частей общей программы.
В языке Си существует один вид подпрограмм - функции. Каждая программа в своем составе должна иметь главную функцию main(), служащую точкой входа в программу. Кроме функции main(), в программу может входить произвольное число функций, выполнение которых инициализируется либо прямо, либо вызовами из функции main(). Каждая функция по отношению к другой является внешней. Для того, чтобы функция была доступной, необходимо, чтобы до ее вызова о ней было известно компилятору. Форма записи функции:
<тип > <имя функции>(<формальные параметры>){<тело функции >}
Если тип возвращаемого функцией значения не указан, то подразумевается int. Если с именем функции не связан результат, то нужно указать тип функции void. Параметры, записываемые в обращении к функции, называются фактическими; параметры, указанные в описании функции - формальными. Фактические параметры должны соответствовать формальным по количеству, порядку следования и типу. Объекты, объявленные вне функции, действуют в любой функции и называются глобальными. Объекты, объявленные в функции, действуют только в ней и называются локальными. В теле функции обычно присутствует оператор return <выражение>, определяющий возвращаемое функцией значение.
Все параметры функции, кроме массивов, передаются по значению, т.е. внутри функции создаются локальные копии параметров. Если необходимо передать саму переменную, а не её копию, то в функцию передаётся адрес этой переменной. Таким образом, через параметры можно передавать результат выполнения функции. То есть, параметры, с помощью которых результаты должны передаваться из функции в точку вызова, описываются как указатели. Вызов функции может быть оформлен в виде оператора, если с именем функции не связано возвращаемое значение, или в виде выражения, если возвращаемое значение связано с именем функции.
Прототип функции может указываться до вызова функции вместо описания функции для того, чтобы компилятор мог выполнить проверку соответствия типов аргументов и параметров. Прототип функции по форме такой же, как и заголовок функции. В конце него ставится «;».
Функции можно подключать с помощью директивы #include <имя файла>. Такие файлы с функциями удобно использовать в диалоговых программах с пользовательским меню, позволяющих выбрать один из режимов.
Пример 1: Функция с параметрами-значениями. Результат связан с именем функции. В программе объявляется прототип функции, а сама функция описывается ниже.
//lab8_1
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
int max(int,int); //Прототип функции
void main()
{ int x,y,z;
printf(" input x,y ");
scanf("%d %d",&x,&y);
z=max(x,y); //Вызов функции с фактическими параметрами
printf("x=%d y=%d max=%d",x,y,z);
getch();
}
int max(int a ,int b) //Заголовок функции с формальными параметрами
{ int c;
if (a>b) c=a;
else c=b;
return c;
}
Пример 2: Функция с параметрами-указателями. Здесь передаются адреса фактических параметров, по которым и получаем результат. Функция меняет местами переменные x,y.
//lab8_2
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
main()
{ float x,y;
void swap(float *, float *); // Прототип функции с параметрами - указателями
printf("\n введите x,y ");
scanf("%f %f",&x,&y);
swap(&x,&y); // Передаём адреса переменных
printf("\n x=%4.2f y=%4.2f ",x,y);
getch();
}
void swap(float * a, float * b)
{float c;
c=*a; // *a - содержимое по адресу a
*a=*b;
*b=c;
}
Пример 3: Подключение файлов с функциями и создание меню.
! Внимание! Следите за тем, чтобы константы, объявленные директивой #define, не переобъявлялись в функциях.
//lab8_3
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include "lab3.c"
#include "lab5.c"
#include "lab6.c"
main()
{ int nom;
while(1)
{ clrscr();
printf("\n 1. Сумма ряда \n");
printf(" 2. Матрица \n");
printf(" 3. Строки \n");
printf(" 4. Выход \n");
scanf("%d",&nom);
switch(nom)
{
case 1:lab3();break;
case 2:lab5();break;
case 3:lab6();break;
case 4:return 0;
default:printf("Неверный режим");
}
}
getch();
}
Пример 4: Передача в функцию массива с использованием указателя. Результат – элементы массива возводятся в квадрат. Функция описывается до вызова, поэтому прототип не объявляется.
//lab8_4
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
void quart(int n, float * x) // Можно void quart(int n, float x[])
{ int i;
for (i=0;i<n;i++)
x[i]=x[i]*x[i];
}
main()
{ float z[]={1,2,3,4};int j;
clrscr();
for (j=0;j<4;j++)
printf(" %6.2f",z[j]);
quart(4,z);
for (j=0;j<4;j++)
printf("\n %6.2f",z[j]);
getch();
}
3. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
3.1. Проанализировать приведенные выше программы.
3.2. Оформить свое задание по лабораторной работе 4 в виде функций. Организовать меню с вызовом этих функций.
3.3. Используя функции, написать программу по своему варианту.
Варианты заданий
Все значения передавать функциям в виде параметров.
1. Написать функцию, выводящую в порядке возрастания элементы одномерного массива. В главной программе вызвать функцию для двух разных массивов.
2. Написать функцию вычисления произведения прямоугольной матрицы A размера k x m на прямоугольную матрицу B размера m x n. В главной программе обратиться к этой функции.
3. Написать функцию вычисления суммы ряда s=s(1)+…+s(n),
где s(n)=(-1)n x(2n-1)/(2n+1) с точностью до eps=0.001. В качестве параметров выбрать x и eps.