И вот Прохор в Сарове.
Саровская пустынь, далекая от больших дорог, затерянная в глубине темниковских лесов, отличалась строгой жизнью иноков. В ней прожил Прохор полвека в великих подвигах.
Ревностный смолоду, великий постник, неустанный работник и молящийся, он в зрелые годы увеличил свои подвиги. Он один совместил в себе такие подвиги, которые и в отдельности возводили людей до вершины духовный силы: он был отшельник, молчальник, столпник. ( Приложение, фото 1 )
Во время его отшельнической жизни в Саровском лесу, к нему приходили медведи, которых он кормил хлебом из своих рук. Тысячу ночей и тысячу дней молился он, стоя неподвижно на двух камнях, под открытым небом, а днем у себя в келье. ( Приложение, фото 2 )
После явлений и указания ему Богоматери, он открыл двери своей кельи, для наставления монахов и мирян. Народ ехал к нему со всех сторон, принять его благословление, просить его совета, порадоваться на этого ангела Божия, слетевшего с неба на бедную землю. Он жил на земле, как бы в небе. После дневной жизни он скончался тихо, уединенно 2 января 1833 г он был найден отошедшим, стоя на коленах в своей келье перед иконой Божьей Матери. ( Приложение, фото 3 )
И все, что сияло русскому миру в лице старца Серафима, что горело в нем самом и грело своим огнем других, все это выросло из тех семян, которые заложены в душу Прохора Мошнина его праведною матерью. Слава праведной наставнице и великому ее сыну! ( 1, 13 )
Старец Серафим отличался особой любовью к детям. Госпожа Надежда Аксакова, бывшая у старца маленькой девочкой и дожившая до открытия его мощей, передает свои воспоминания о старце:
«Из Нижнего приехало в Саров большое общество. Старца Серафима не оказалось в келье; он уединился в лесу, прячась от народа.
- « Вряд ли вам его отыскать в бору, _ говорил озабоченно игумен, - в кусты спрячется, в траву заляжет. Разве сам откликнется на детские голоса. Собирайте детей побольше, чтобы наперед вас шли, непременно бы вперед вас бегли».
Весело было бежать детям одним, совсем одним, без присмотра и без надзора, по мягкому бархатному слою сыпучего песка. Лес становился все гуще. Детей все более и более охватывало лесной сыростью, лесным затишьем, терпким непривычным запахом смолы. По счастью, где-то вдали блеснул, засветился солнечный луч между иглистыми ветвями. Дети ободрились, побежали на мелькнувшей вдалеке просвет и вскоре все врассыпную выбежали на зеленую, облитую солнцем поляну. Смотрят: около корней отдаленно стоящей ели работает, пригнувшись чуть ли не к самой земле, низенький худенький старец, проворно подрезая серпом высокую лесную траву. Серп же так и сверкает на солнечной припеке. Заслышав шорох в лесу, старичок быстро поднялся, настороживши ухо в сторону монастыря, и затем, точно вспугнутый заяц, проворно шарахнулся к чаще леса. Но он, не успев добежать, запыхался; робко оглянувшись, юркнул в густую траву и скрылся у детей из виду. Тут только вспомнился детям родительский наказ при входе в бор, и дети чуть ли не в двадцать голосов дружно крикнули:
- «Отец Серафим, отец Серафим!»
Случилось как раз то, на что надеялись богомольцы. Заслышав неподалеку от себя звуки детских голосов, отец Серафим не выдержал в своей засаде, и старческая его голова показалось из-за высоких стеблей травы. Приложив палец к губам, он умильно поглядывал на детей, как бы упрашивая ребяток не выдавать его старшим, шаги которых уже слышались в лесу. Протоптав к детям дорожку через всю траву, старец, опустившись на траву, поманил детей к себе. Самая маленькая из девочек, Лиза, первая бросилась к старичку на шею, прильнув нежным лицом к его плечу, покрытому простым рубищем.
- «Сокровища, сокровища», - приговаривал он едва слышным шепотом, прижимая каждого из детей к своей старческой груди.
Дети обнимали старца, а между тем замешавшийся в толпу подросток, пастушок Сеня, бежал со всех ног обратно в сторону монастыря, зычно вскрикивая:
- «Здесь, сюда! Вот он! Вот отец Серафим! Сюда!»
Когда подошли взрослые, старец был смущен, как домохозяин, застигнутый врасплох среди разгара своего рабочего дня.
- « Нечем мне угостить вас здесь, милые, » - проговорил он мягким тоном.
Но тут же он, как бы обрадовавшись собственной догадке, прибавил:
«А вот, деток, пожалуй, полакомить можно».
И затем, обратившись к мальчику- подростку сказал:
- «Вот, у меня грядки с луком. Видишь? Собери всех деток. Нарежь им лучку. Накорми их луком и напои хорошенько водой из ручья».
Дети побежали вприпрыжку исполнять приказание отца Серафима и засели между грядками на корточках. Луку никто не тронул. И все дети, залегши в траву, смотрели из-за нее на старичка, так крепко и с любовью прижимавшего их груди своей…
И сколько, сколько раз потом помогал детям старец Серафим, уже из небесных обителей. ( 8 )
В июле 1856 г. единственный восьмилетний сын костромского вице-губернатора занемог схватками в желудке. Болезнь осложнилась. Появились припадки с тоской. Врачи никак не могли помочь. Родители опасались за жизнь сына. В это время госпожа Давыдова, впоследствии знаменитая игуменья костромского монастыря, мать Мария, подарила матери больного книгу об отце Серафиме. В одну ночь ребенок видел во сне Спасителя в красной одежде. Спаситель говорил: «Ты будешь здоров, если исполнишь то, что прикажет тебе старец, которой к тебе придет». Потом явился старец, назвал себя Серафимом и сказал: «Если хочешь быть здоровым, возьми воды из источника, находящегося в Саровском лесу и называемого Серафимовым, и три дня утром и вечером омывай голову, грудь, руки, ноги и пей ее».
Ребенок рассказал сон няне, а няня родителям. Им же сон повторил и сам мальчик. На следующее утро он рассказал, что после первого сна ему являлась еще Пречистая Дева с ангелами и с любовью приказывала исполнять слова старца. Воды из Серафимова источника достали через госпожу Давыдову и ребенок выздоровел. ( 7 )
А вот – еще один пример благодатной силы старца Серафима, проявленной к семье Муромского купца Ивана Засухина. 3 марта 1882 года, будучи в станице Урюпинской, Засухин заболел брюшным тифом. Доктор отправил его домой, и до Мурома он доехал совершенно больной. Приглашенный к больному доктор Стабровский тоже признал тиф и стал лечить. Но болезнь осложнилась страшными опухолями за ушами и на ноге. Был сделан прорез для выпуска скопившегося гноя на ноге, но неудачно. Опухоль увеличивалась. Врач посоветовал ехать в Петербург на операцию. Но в Петербурге опытные хирурги профессора Богдановский и Мултанов нашли, что операцию делать невозможно. В Муроме болезнь Ивана Засухина еще осложнилась воспалением легких. Больной окончательно ослабел, а врачи признали его положение безнадежным. Пригласили священника, который исповедал умирающего.
Соседка умирающего, госпожа М. О. Бычкова, очень жалела купца. Она принесла ему воды из Серафимова источника и просила жену дать ее больному. Жена поднесла воду ко рту мужа, но он не в силах был пить, и она влила ложкою несколько капель, а остальное с ложечки вылила ему на голову. Тогда больной затих. Думая, не умирает ли он, жена нагнулась над ним; но он спал тихим, спокойным сном несколько часов. Затем проснулся и попросил пить. Наступило чувствительное улучшение. Но вот нога оставалась болезненной и опухшей. Тогда больной, уже познавший на себе целебную силу о. Серафима, решил лично ехать на поклонение ему. Жена больного на случай его смерти захватила все нужное для погребения. С собой взяли и детей, чтобы отец, умирая, мог благословить их. В дороге он сильно страдал. 5 июня привезли его в Серафимо – Дивеевский монастырь, где он хотел передохнуть от мук. Он решился идти на службу в храм. От гостиницы его принесли к церкви на носилках, в храме же стоял на костылях. Когда он увидел икону Богоматери «Умиление», перед которой молился и скончался о. Серафим, то почувствовал, что нога его меньше болит. Он стал молиться и совсем перестал ощущать боль в ноге. Из церкви его дожидались люди с носилками, но ему носилки уже были не нужны. Он отдал костыли и шел до гостиницы сам. Окончательное же исцеление купца произошло, когда он искупался в чудесном источнике о. Серафима. ( 4, с. 3 – 9 )
Старца Серафима просили о заступничестве, со всех уголков России приезжали люди к источнику в Саров: больные, искалеченные, сломленные духом, находили они здесь исцеление и покой.
Преподобный Серафим Саровский причислен к лику святых в июле 1903 года. Происходило это при огромном стечении людей разных сословий и состояний: здесь, в Саровской и Дивеевской обителях, торжествовала вера Православная, возносилась всенародная молитва Богу. И спасительная благодать изливалась на всех стоящих, от мужика в лаптях до самого самодержца Николая II. ( Приложение, фото 4,5 )
«Я для вас всегда живой», - говорил батюшка Серафим своим духовным детям. ( 9, с. 4 ) Он и поныне живой для всех православных.
Не умолкает слава Саровского чудотворца и как величайшего прорицателя. Многое сбылось из того, что он предсказал. Вот некоторые из его пророчеств.
...До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое кровопролитие будет ужаснейшее. Французская революция ничто по сравнению с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; уничтожение и разграбление богатства добрых людей. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…
… Два брата приехали в Саров и пошли к старцу ( это были братья Волконские ); он одного из них принял и благословил, а другому и подойти к себе не дал, замахал руками и прогнал. А брату его сказал: « Замышляет твой брат недоброе, смуты не окончатся хорошим, много будет пролито слез и крови», и советовал образумиться вовремя. И точно, тот из двух братьев, которого он прогнал, вскоре участвовал в восстании декабристов и был сослан на каторгу в Сибирь. ( 9, с. 5 )