МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»
История создания храма Серафима Саровского в поселке Рудничный города Анжеро-Судженска
Автор-составитель
Исхакова Марьяна,
8 класс.
Руководители
Никонова И.Ю.,
учитель истории
высшей категории;
Мантулло С.Б.
учитель географии
первой категории.
Анжеро-Судженск
2005
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….2
I. Жизнь и подвижничество преподобного Серафима Саровского……….3-9
II. История храма в поселке Рудничный………………………………….10-11
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15
Приложение…………………………………………………………………...16-22
Введение.
В истории много белых пятен, которые человек должен «закрасить», изучив различные проблемы. Порушенные храмы и монастыри, поруганные реликвии, запрещение религии… Все это не могло искоренить в душе русского человека веру. Ее не уничтожить, вера остается в нас всегда.
Данная работа является первым шагом в исследовании храма Серафима Саровского, который находится в поселке Рудничном города Анжеро – Судженска. Но, кроме этого, возникло желание узнать больше и о жизни Серафима Саровского, в честь которого был назван храм, и о наиболее ярких православных праздниках. Исходя из этого, определились цель и задачи представленной работы:
Цель: изучение и изложение истории образования, строительства, современной жизни храма Серафима Саровского.
Задачи:
1. Изучить жизненный путь Святого Серафима Саровского.
2. Познакомиться с традициями Православной церкви.
3. Исследовать этапы создания храма Серафима Саровского в поселке Рудничном.
В связи с исследовательским характером работы источниками для написания являлись документы из библиотеки храма, его летопись, беседа с местными прихожанами, фотографии, предоставленные служителями храма, православные книги.
Трудна дорога к храму… Да, сегодня наши соотечественники находятся в состоянии активного духовного поиска, своеобразного «пути к себе». Поэтому мы хотим помочь себе и другим, рассказывая о храме.
Глава 1.
Жизнь и подвижничество преподобного Серафима Саровского.
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Столько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный,
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатный силой всею
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.
Сергей Бехтерев
Трудно представить себе человека, который в земной своей жизни так сильно напоминал о небе, как Саровский старец Серафим. Все было в нем необыкновенно, особенно, непохоже на других людей.
Вот он идет, опираясь на суховатую палку, в неуклюжих больших кожаных чоботах, в тулупчике с дырами, подпоясанный полотенцем, с рук спускаются грубые кожаные четки, плечи покрыты полумантийкой
. В этом древнем ослабленном старце – он и выпрямиться не мог, так как напавшие однажды на него в лесу разбойники сломали ему спину – в этом древнем старце живет необыкновенная жизненность. Со своими седыми волосами, затрудненной походкой, он светится какой–то непобедимой юностью. Голубые глаза пронзительно смотрят в душу каждого… Ангел… (1, с. 3 )
Как же протекало детство старца Серафима, носившего в миру имя Прохора?
Родился Прохор 19 июля 1759 г. в г. Курске. Отец его, Исидор Мошнин, брал на себя работы по каменным подрядам, он строил обширный храм преподобного Сергия Радонежского, что ныне Курский собор. Не успел закончить эту работу, как умер. Дело его после смерти продолжала вести его вдова, Агафья, женщина разумная и деловитая.
Мошнины были люли старозаветные и благочестивые. Тогдашние родители воспитывали детей во страхе Божьем. Обучались дети дома у отца, в школу не ходили: отец боялся для них дурного товарищества. В праздники ходили в церковь, а когда возвращались домой, отец расспрашивал о службе. Таким строем текла жизнь в доме Мошниных. В чистых скромных комнатах, в углах теплятся перед старыми тяжелыми иконами лампады. Всякий день Мошнина идет к обедне. Она отличалась особым благочестием. Любимым делом ее была забота о девушках – сиротах, их она растила, выдавала замуж, отпуская им необходимое приданое. Эту чуткость матери ко всякой нужде унаследовал и развил в себе великий ее сын. Что–то необходимое чувствовалось в Прохоре. ( 1, с. 4 )
Довершая начатое мужем дело, Агафья достраивала высокую колокольню Сергиевского собора. Как–то пошла она осмотреть ее и взобралась до верхнего яруса. Перил еще не было, Прохор увязался за матерью. По живости своей подбежал к самому краю, перевесился и стремглав полетел на землю. Что пережила бедная мать! Не помня себя от ужаса, бросилась она бежать вниз по лестнице, чтобы подобрать не трупик, а лишенный всякого образа мешок с костями: все, что должно было остаться от ее сына. Спустившись вниз, с остановившемся сердцем выступила она из каменного строения наружу. Не верит своим глазам. Думает, наваждение: Прохор весело бежит к ней навстречу… Сон… Но нет, не сон, его голос зовет – «Мамка, мамка!» (1, с. 6 )
Никогда, до последнего издыхания своего, Агафья Мошнина не забыла этого часа, и быть может, когда взглядывала на своего сына, ей казалось, что за плечами у него трепещут белые крылья. Когда Прохора стали учить грамоте, он принялся за дело с большой охотой, быстро стал успевать в учении, как вдруг занемог. Тут снова проявилось над ним великое Божье чудо. Прохор увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она обещала посетить мальчика и излечить его. Сновидение свое он рассказывал матери. Как-то, вскоре, крестным входом несли по Курску чудотворную коренную икону Божьей Матери. Несли по той улице, где стоял дом Мошниных. Ударил сильный ливень. Для сокращения пути крестный ход свернул через дом Мошниных. Агафья воспользовалась этим случаем и поднесла к иконе больного мальчика. После этого он вскоре стал поправляться и совсем выздоровел. Прохор был рослый ребенок, с живыми, голубыми блестящими глазами. Он был с острым умом, впечатлительный, владел прекрасной памятью, был кроткий и благонравный. ( 1, с. 7 )
До сих пор хранится память в Курске о том, что Прохор Мошнин избегал шумных игр со сверстниками. Он предпочитал читать священное писание и постоянно ходил в церковь. Любил он зазывать к себе ребят своего возраста и читать им духовные книги. Прохор продолжал свое учение. Он прошел часослов, псалтырь, писание. У брата его Алексея была в Курске торговля разным деревенским товаром: ремнями, дегтем, бечевками, дугами, лопатами, железом. Прохора стали приучать к торговле, но сердце его к этому не лежало. До торговли он ежедневно ходил к обедне и вечерне. Теперь же он не мог посещать этих служб и вставал рано, чтобы побывать на заутрени. Сердцем чуяла умная мать Прохора, что иная ждет его доля. Когда из этого же Курска стремился в обитель отрок, будущий Киевопечорский Феодосий, его мать всячески противодействовала ему в его подвиге. Она жестоко наказала сына, когда увидела на его теле вериги. Когда же он потом ушел из дому со странником, она догнала его и привела домой, избила и заковала в цепь.
Иначе вела себя умная и благочестивая Агафья Мошнина. Она решила без ропота уступить своего сына Богу, в добровольную жертву.
Осторожно, чтобы не огорчать мать, и постепенно, Прохор старался вызнать мысли матери, пустит ли она его в монастырь. Он не мог не заметить, что противодействия не будет, и стал прямо заговаривать об этом предмете. (1 с. 9 )
С ним вместе пять человек из курской купеческой молодежи решили начать иноческую жизнь. Представим себе картину из святых отроческих дней юного Прохора.
Над старым именитым городом Курском раскинулась теплая ласковая ночь. Горят, мигают в небе звезды, полные каких-то высоких мыслей, сияет в небе неугасимая, не проходящая Божья слава. Среди утихнувшего города, в затихшем доме Мошниных тихие и бесстрастные огоньки лампад озаряют темные лики икон. Бережно, чтобы его кто-нибудь не услыхал, подобрался Прохор к иконам, опустился перед ними на колени, смотрит на них и молится без слов. Полна душа веры, полна душа восторга.
«Господи, Господи, Ты столько сделал для нас. Хотел бы воссоздать тебе хоть малым. Хотелось бы предаться Тебе, одного Тебя видеть в жизни, Тобою радоваться, Тебя слушать… чем мне воздать Тебе? Возьми Себе мою жизнь, отдаю Тебе все: чувства, мысли, желания, порывы, мечты – Тебе, Тебе одному…»
И ночь длится…И радость, и жажда жертвы, все сильнее и сильнее заполняет непорочную, не познавшую мирского зла, юную душу. И ангел взлетает над молящимся отроком, и чудный таинственный голос нарекает над ним то имя, которое прогремит потом по всей Руси: «Серафим… Серафим…» ( 9 )
Когда пришло время расставания с матерью, сперва, по русскому обычаю, все посидели. Потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги. Она дала ему приложиться к иконам спасителя и Богоматери, потом благословила его большим медным крестом. Этот крест хранил он, как величайшую святыню, никогда не снимал его с себя, носил открыто, поверх одежды, с ним он и скончался.