Смекни!
smekni.com

искусство вышивания у марийцев в прошлом (стр. 3 из 3)

Сернурская группа

Основным признаком данной этнической группы является также головной убор «шымакш», который представляет собой конусообразную форму колпачка и кусок холста («позатыльная»). Вышивкой покрывали сам колпачок и конец этого прямоугольного холста, который должен был виднеться из-под платка. Он бытовал у торъяльских, мари-турекских, сернурских, прикамских и приуральских марийцев, у марийцев Малмыжского уезда Кировской области.

Расположение вышивки на рубахе несколько отличается от других предыдущих групп. Здесь нет вышивки вдоль всего рукава, вместо нее у плеча расположена розетка, образованная из вписанных треугольников, ромбов, квадратов, крестов и других фигур, расположенных вокруг одной центральной фигуры, как квадрата, ромба, прямоугольника и др., и примыкающих к ней замкнутых в общую композицию дополнительных элементов. Розетка обычно резко очерчена контуром по всему рисунку. Разрез на груди несколько смещен вправо.

Грномарийская группа

Она имеет свои особенности при вышивке. Нагрудная и нарукавная вышивка почти отсутствовали, только рукав у кисти украшался узкой полоской вышивки, а в ранних образцах мы встречаем ее по краям грудного выреза женского платья в виде узкой декоративной каймы-заготовки с мелкой графически разработанной композицией чисто геометрического характера. Плечо по линии соединения рукава с основным полотнищем украшалось узкой полоской вышивки одной тональности (черный цвет). «Нашмак» и нагрудная вышивка «мел» представляли собой узкую полоску ткани с мелким узором геометрического характера. «Шарпан» покрывали мелкой вышивкой с изумительным рисунком и техникой исполнения. Концы «шарпанов» украшены горизонтальными рядами тонкого и сложного узора в несколько полос, каждая из которых состоит из равномерного чередующихся различных геометрических фигур. Длинная вертикальная сторона «шарпана» украшалось узкой полоской вышивки, дополнительной однотонной тесьмой, обычно красного цвета различных оттенков. Края «шарпана» очень часто оформлялись многими рядами петельного шва (краевого шва). Расцветка обычно была многоцветной.

В целом вышивка луговых мари отличается от горных. У горных она более мелка и изящна, отличается четкой графичностью узоров, луговая вышивка – декоративнее и ярко насыщенная по цвету.

2.5. Народная вышивка – основа эстетического воспитания

Эстетическое воспитание подразумевает развитие чувства прекрасного, потребности воспринимать и создавать его. Особое значение в эстетическом воспитании имеет народный костюм - яркое и неповторимое явление национальной культуры. В своих лучших образцах, особенно с использованием вышивок и бисера, украшений из раковин, металла и монет, марийская одежда поднималась до подлинных произведений искусства.

Вышивка – самый распространенный и развитый вид народного искусства в нашей республике. Она ярко и многогранно отражает художественную культуру марийского народа.

В прошлом вышивка занимала особое место в жизни и духовной культуре народа. Орнаментальное искусство ее восходит к древним традициям, перекликается с археологическими материалами. Вышивка – типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских женщин. Вышитая одежда была самодостаточным признаком различия этнографических групп марийского народа. Ее орнаментация соответствовало покрою костюма. А композиция, колорит, ритм были связаны с длительным развитием эстетических вкусов марийского народа в различные исторические периоды. Именно в народной вышивке наиболее отчетливо проявлялась высокая художественная одаренность марийских вышивальщиц, превращавших простую вещь быта в произведение искусства.

В первом классе на уроках ИКН мы начинаем знакомство с простыми элементами марийской национальной вышивки. Дети изучают простые швы, к примеру, шов «вперед иголкой», который впоследствии будут использоваться при украшении салфеток.

Во втором классе вводится вышивка крестом.

В третьем классе начинают познавать особенности национального костюма: женской, мужской и детской одежды, головных уборов.

А в четвертом классе учатся вышивать гладью. Хотя этот вид вышивки не является национальным, но он очень популярен в наше время.

Вступительная беседа должна быть содержательной и эмоциональной. Ведущая роль в ней отводится образцам изделий. Поэтому учителю приходится самому искать интересные материалы, привлекая к этому и учеников. Большим подспорьем являются материалы из журнала «Кече» и газеты «Кугарня». Из собранного материала оформляем тематические альбомы. Эти альбомы помогают детям лучше познакомиться с марийской культурой. Особую значимость приобретает демонстрация национальной одежды, вышивок. Чтобы дети могли оценить красоту изделий марийских женщин, они должны видеть подлинники.

Аппликация относится к декоративно – прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды предметов быта, декоративных панно.

Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные и роговидные элементы, широко распространенные в декоративно – прикладном искусстве. Целенаправленное использование орнаментов в работе с младшими школьниками имеет большое значение в развитии у них интереса к родному искусству, содействует формированию их художественного вкуса.

Сам марийский орнамент очень сложен, а путём рисование детей быстрее осваивают данный материал. При комментирование своих действий во время рисование и изготовления фрагментов марийского орнамента у детей развивается речь, память, зрительное восприятие, глазомер и мышцы мелкой моторики одновременно.

В конце изучения раздела даём оценку изделия, организуем выставку работ. То, что сделано руками детей, дарит в качестве сувениров на праздник родным и близким.

Каждый урок даёт детям небольшую информацию о народной культуре, но постепенно из отдельных крупиц складываются ее целостная картина, рождается чувство исторической общности поколение.

Уроки, на которых дети узнают о древних национальности обычаях, обрядов, позволяют школьникам приобщится к истории народа, дают возможность понять цельность народной этики, постичь ее мировоззренческий смысл в последующим при более детальном изучение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если взять профессиональных художников нашей республики, то можно сказать, что в большинстве случаев, обращаясь к национальному костюму, они подходят к его разработке творчески, фольклорное начало в нем преобладает. Художникам удается передать стиль, особенности кроя, отделки, орнаментов с учетом технических возможностей самодельных ансамблей при изготовлении костюмов на местах.

Форма и цвет при моделировании костюма имеют также большое значение. Об этом надо помнить всегда и обращать на них особое внимание, так как цвет является особой эстетической мерой декоративного начала. В отражении взглядов марийского народа на реальный мир, сам подход к цвету определяет известные границы условности. Так в создании вышивальщиц белый цвет ассоциировался с понятием чистоты, с символом верности. Столетиями марийцы называли себя «Ош мари» («белый мари»).

Разнообразие и приметную особенность в белый цвет всего одеяния вносили красные узоры вышивок. Красный цвет означал цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле.

Черный цвет использовался для ограничения пространства, выполненного красной ниткой, как бы замыкая этот цвет определенными рамками времени. Им обычно обводили контуры задуманного рисунка.

Искусство вышивания, создание костюма развивалось вместе с жизнью, трудом и верой. В одних случаях в традиционном орнаменте отразился духовный склад, мир представленный о вселенной, о природе. В других случаях марийки стремились выражать любовь к природе и способность радоваться ее красоте.

Список литературы

1. Соловьева Г. И. Программа сбора по марийскому искусству – Й-Ола, 1979 г.

2. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма – М., 1975 г.

3. . Крюкова Т. А. Марийская вышивка – Л., 1951г.

4. Яковлева В. Я. О марийской вышивке – Труды МарНИИ – Й-Ола, 1951г.

5. Сафронова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки – М. 1978 г.

6. Салтыков А.Б.Самое близкое искусство. - М., 1978г.

7. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья - Чебоксары, 1960г.