Смекни!
smekni.com

«Права собственности. Приватизация.» (стр. 2 из 4)

От исключительности того или иного права собствен­ности следует отличать его защищенность. Под защищенностью права собственности понимается наличие препятствий для осуще­ствления другими субъектами не разрешенных владельцем действий с объектом собственности. Чем больше таких препятствий, тем выше уровень защищенности права.

Защита права собственности от неразрешенного использования физическими лицами может осуществляться посредством: примене­ния тех или иных технических средств (замки, ограждения, охранные системы), собственной физической силы или найма сторожей; обращения к услугам частных охранных или государственных правоохра­нительных организаций.

Для защиты права собственности от неразрешенного использования юридическими лицами необходимо прибегнуть к защитным услугам частных охранных или государственных правоохранительных организаций.

Защита права собственности от не разрешенного его владельцем использования государством наиболее затруднительна. Во-первых, государство как правоустанавливающий субъект всегда может ввести законодательство, легализующее изъятие прав на активы у их част­ных владельцев в тех или иных случаях, например законодательство об изъятии земельных участков, необходимых для прокладки автодо­рог, улиц и т.п., как с компенсацией, так и без компенсации. Во-вто­рых, отдельные государственные организации (ведомства) могут уста­навливать правила, ограничивающие ранее специфицированные пра­ва собственности, тем самым уменьшая возможности владельца по ис­пользованию права собственности, которым он был наделен, то есть нарушая эти права. В-третьих, отдельные государственные служащие, используя свое служебное положение, могут, опираясь на угрозы раз­личных негативных воздействий со стороны тех или иных контрольно-надзорных и правоохранительных органов, фактически пользоваться тем или иным правом собственности, хотя формально такое право бу­дет оставаться в распоряжении прежнего владельца (типичный слу­чай — захват бизнеса влиятельным чиновником).

Очевидно, средством защиты от нарушений прав собственности со стороны законодательной ветви государственной власти (при на­личии в стране Конституции, запрещающей, например, изъятия без адекватной компенсации) выступает Конституционный суд.

Средством защиты от нарушений прав собственности со стороны органов исполнительной власти могут служить: специальные процедуры принятия правил, вводимые законом, предусматривающим ответственность за нарушение таких процедур; наличие независимой от политических воздействий судебной системы.

Особым случаем защиты прав собственности является случай защиты прав на активы внутри отдельных (как частных, так и госу­дарственных) организаций. Речь идет об использовании активов на­емными работниками в целях, не соответствующих тем, которые определил собственник. Достаточно эффективными внутри организаций оказываются средства физической защиты активов от их не­санкционированного использования. Кроме того, действенный способ защиты — использование так называемых стимулирующих контрак­тов, ориентирующих наемного работника на достижение целей соб­ственника. Эффективными могут быть также разработка и примене­ние специального корпоративного законодательства.

Защита прав собственности в ходе их передачи — это защита контрактных прав. С точки зрения защи­ты прав собственности важно различать контракты между част­ными агентами и контракты между частными агентами и государ­ством (в лице как одной из организаций, реализующей властные пол­номочия, так и государства в целом).

Защита прав собственности в рамках контрактов между частны­ми лицами может быть осуществлена различными способами, один из которых — обращение к судебной ветви власти. Частота такого об­ращения составляет в среднем около 30% (эта цифра не слишком варьирует как в развитых рыночных экономиках, так и в странах с переходной экономикой).

Защита прав в рамках контрактов между частным лицом (частной организацией) и государством, напротив, может опираться практически только на судебную защиту, для эффективной рабо­ты которой требуются:

- наличие законодательства, юридически предполагающего и практически обеспечивающего ответственность государства за наруше­ние контрактных обязательств перед гражданами и организациями;

- независимость судебной системы от политических воздействий.

Состав и структура возможных препятствий для несанкциониро­ванного доступа к тому или иному праву собственности определяются в ходе процедуры, получившей название спецификация прав собствен­ности. Специфицировать какое-либо право собственности — значит определить, кто, с каким объектом, что именно, при каких условиях и ограничениях может беспрепятственно делать, и какой гарант или га­ранты будут препятствовать вмешательству других субъектов в реа­лизацию своего права данным субъектом. Спецификация того или иного права собственности может носить как формальный, так и неформальный характер. Формальная спецификация осу­ществляется государством, органами его исполнительной или судеб­ной власти. Неформаль­ная спецификация осуществляется обычно членами той или иной груп­пы — семьи, соседской общины.

Формальная специфика­ция не всегда надежнее, чем неформальная, как может показаться на первый взгляд. Ведь конкретные действия, из которых складывается спецификация права, реализуются конкретными государственными служащими, для ко­торых очень часто эти действия являются всего лишь средством получения дохо­да. Тем самым, они заинтересованы в обеспечении высокого качества своих действий только в той мере, в какой оно влияет на уровень их доходов. Если связь между уровнем их усилий по обеспечению каче­ственной спецификации прав собственности и уровнем оплаты труда слаба или просто отсутствует, можно ожидать, что государственный служащий будет выполнять требуемые от него действия с минималь­но допустимым уровнем качества, который может оказаться и ниже, чем при неформальной спецификации прав.

Процессом, противоположным спецификации прав собственности, является их размывание. Под размыванием права собственности по­нимается сознательное введение неопределенности и нечеткости в те или иные компоненты специфицированного права собственности. Субъектом размывания права собственности выступает тот же субъект, который выполняет функцию спецификации права, то есть гарант. В этом заключено отличие размывания права собственности от нару­шения: нарушителем прав обычно является некоторая третья сторона, отличная и от субъекта права, и от его гаранта.

Поскольку в современных обществах наиболее массовый гарант прав собственности — государство, то и размывание прав собственно­сти связано именно с его действиями. Для государства, стремящегося к пополнению своих бюджетных ресурсов, раз­мытость — незащищенность от безвозмездного изъятия — прав соб­ственности подданных часто оказывается выгодной, поскольку облег­чает решение проблемы обеспечения требуемого уровня государствен­ных расходов. Однако размытость прав собственности, выгодная в краткосрочном периоде, создает трудности с наполнением казны в долгосрочном плане. Ведь ослабление исключительности прав соб­ственности снижает степень определенности будущего для экономических агентов, увеличивает риски, снижая тем самым стимулы к инвестиционной активности.

На сегодняшний день уровень защищенно­сти прав собственности в России в целом оценивается как низкий. Соответственно этим объясняются низкий уровень инвестиционной активности и связанные с ним трудности с достижением высоких темпов экономического роста. Переход от нынешней си­туации с защитой прав собственности к системе, в которой у соб­ственников будут действенные стимулы к эффективному использова­нию своих активов, должен обеспечить:

- четкую спецификацию прав собственности;

- надежную защиту прав собственности на активы владельца;

- надежную защиту прав собственности при их легальной пере­даче другому владельцу;

- восстановление нарушенных прав собственности.

§3. Экономическое значение прав собственности.

В современной экономической теории практически общеприня­тым является положение о том, что наличие у индивида специфициро­ванных и защищенных прав собственности на ресурсы и результаты их использования выступает основой любой производительной деятельности, предпосылкой возникновения действенных стимулов к эффективному использованию этих ресурсов. Владелец незащи­щенных прав собственности будет использовать такие ресурсы с ми­нимальной эффективностью, поскольку создаваемый «излишек» про­дукции (сверх минимума, необходимого для выживания) может быть присвоен без какой-либо компенсации любым другим индивидом.

Ряд исследований в сфере обоснования экономического значения защищенности прав собственности были выполнены П. Мауро, С. Нэком и П. Кифером, Р. Барро и Дж. Свенссоном. Основываясь на эконометрическом ана­лизе межстрановых данных, они продемонстрировали достаточно тес­ную положительную связь между различными индикаторами каче­ства национальных институтов, в том числе и институтов, определяю­щих надежность защиты прав собственности, и темпами экономиче­ского роста. При этом авторы устано­вили, что плохо защищенные права собственности негативно сказыва­ются на инвестициях как в «физический» капитал, так в финансовые активы.

Качество институтов и экономический рост могут взаимодейство­вать двояко: «хорошие» институты положительно влияют на экономи­ческий рост, но недостаточный экономический рост может стимулиро­вать поиск ренты со стороны государства и властвующих элит (в форме коррупции, "захвата бизнеса", прямой экспроприации инвестиций). Поэтому обратная связь между экономическим ростом и каче­ством институтов также стала предметом ряда эмпирических исследова­ний.