Значения функции – ln (1-
) в зависимости от величины среднего коэффициента звукопоглощения в зале0,00 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | |
0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,21 |
0,2 | 0,22 | 0,24 | 0,25 | 0,26 | 0,27 | 0,29 | 0,3 | 0,32 | 0,33 | 0,34 |
0,3 | 0,36 | 0,37 | 0,39 | 0,4 | 0,42 | 0,43 | 0,45 | 0,46 | 0,48 | 0,49 |
0,4 | 0,51 | 0,53 | 0,54 | 0,56 | 0,58 | 0,6 | 0,62 | 0,64 | 0,65 | 0,67 |
0,5 | 0,69 | 0,71 | 0,73 | 0,76 | 0,78 | 0,8 | 0,82 | 0,84 | 0,87 | 0,89 |
0,6 | 0,92 | 0,94 | 0,97 | 0,99 | 1,02 | 1,05 | 1,08 | 1,11 | 1,14 | 1,17 |
Пример: Для
= 0,24 находим по таблице –ln(1- ) = 0,27; для = 0,32 по таблице определяем – ln (1- ) =0,39.Проверка разборчивости речи в зале
Результирующий эффект восприятия звука в помещении, с точки зрения его разборчивости, зависит от величины относительного воздействия на слушателя полезной и "бесполезной" частей звуковой энергии. К полезной звуковой энергии относятся энергия прямого звука и первых его полезных отражений (со временем запаздывания до 20 миллисекунд). К "бесполезной" - вся остальная звуковая энергия и "бесполезной" она названа условно, так как фактически она представляет собой реверберирующий фон в помещении.
Для лекционных залов и залов драматических театров разборчивость речи на местах зрителей имеет наиболее важное значение.
Коэффициент разборчивости речи Кр определяется из выражения по формуле (8):
Кр =
, (8)где А – эквивалентная площадь поглощения в зале в диапазоне 500-2000 Гц, м2 (берется из таблицы расчета времени реверберации);
- средний коэффициент звукопоглощения;r0 - расстояние между источником звука и рассматриваемой точкой, м;
r1, r2…rn - длина пути первых отражений от источника звука до рассматриваемой точки, пришедших в течение 20 миллисекунд, (r1….n = ), м;
a1, a2, … an – коэффициенты звукопоглощения поверхностей от которых пришли первые полезные отражения.
Минимальной величиной Кр считается 0,2, что соответствует 80% артикуляции, т.е. зрители правильно слышат 80% произнесенных звуков.
Таблица 4
Рекомендуемые параметры различных залов
Вид зала | Максимальная вместимость, человек | V удельный, м3/чел. | Максимальная длина (до авансцены) м |
Лекционные и конференц-залы | 400 | 4-5 | 24-25 (20) |
Музыкально- драматических театров (оперетта) | 1200 | 5-7 | 28-26 (25) |
Театры оперы и балета | 1500 | 6-8 | 30-32 (30) |
Концертные: камерные симфонические | 400 2000 | 6-8 8-10 | 20-22 42-46 |
Залы для хорового пения и органной музыки | 2000 | 10-12 | 42-46 |
Кинозалы | 4-5 | 45 (в летних 60) | |
Многоцелевого назначения | 500-1000 | 4-6 | 30-34 (32) |
Залы современной эстрадной музыки | 2500 | 4-6 | 48-50 |
Пример проектирования зрительного зала
Условие: Требуется разработать проект зрительного зала драматического театра на 750 зрительских мест.
Принимаем удельный объем 4,5 м3/чел, в этих условиях объем зала составит V = 4,5×750 = 3375 м3.
Принимаем пропорции зала
= 1,5; = 1,4, в этом случае ширина зала в =1,4h, l= 1,5в = 2,1h.Объем зала V = 2,1h × 1,4h × h = 2,94 h3; 3375 = 2,94h3; h3 = 1147,96; h = 10,47м.
Принимаем высоту зала h = 10,5, при этом ширина зала в = 1,4 h = 1,4 × 10,5 = 14,7 м, длина зала l = 1,5в = 1,5 × 14,7 = 22,05 м.
Корректируем длину зала с учетом того, что по длине зала 2 м занимает авансцена, 1,5 м – проход перед авансценой и 1,2 м проход в центре зала. Принимает шаг рядов 0,9 м, тогда количество рядов составит