Смекни!
smekni.com

Мотивация адвокатского труда (стр. 1 из 2)

МОТИВАЦИЯ АДВОКАТСКОГО ТРУДА

Основными инструментами, традиционно применяемыми для мотивации труда, являются меры поощрения и наказания работника.

В соответствии с ч. 6 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

1) замечание;

2) предупреждение;

3) прекращение статуса адвоката;

4) иные меры, установленные собранием (конференцией) соответствующей адвокатской палаты в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 30 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

При этом необходимо отметить, что подп. 11 п. 2 ст. 30 названного Закона содержит обратную ссылку на Кодекс профессиональной этики адвоката, т.е. фактически нормативно закреплено три меры дисциплинарной ответственности (замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката).

Перечень мер поощрения закреплен в Положении о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Положения профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов являются:

1) награждение орденом "За верность адвокатскому долгу";

2) награждение медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" первой степени;

3) награждение медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" второй степени;

4) поощрение почетной грамотой;

5) вынесение благодарности;

6) награждение памятной медалью;

7) награждение дипломом;

8) вручение благодарственного письма.

Памятной медалью и дипломом могут быть награждены только адвокатские коллективы: адвокатское образование и адвокатская палата субъекта Российской Федерации.

Вышеперечисленными мерами поощрения и взыскания исчерпывается применяемый в настоящее время на уровне Федеральной палаты адвокатов мотивационный инструментарий. Однако дисциплинарная практика по отношению к лицам юридических профессий знает и иные действенные меры мотивации трудовой деятельности, применение которых может оказать высокое влияние на повышение уровня предоставляемых адвокатами услуг населению.

Во-первых, в отечественной адвокатуре возможно введение классных чинов в зависимости от уровня квалификации и стажа работы адвоката, а также от наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий за определенный период. Классные чины и специальные звания установлены и успешно применяются в большинстве отечественных правоохранительных органов. Специальные звания либо классные чины имеют сотрудники милиции (ст. 17.1 Закона РФ "О милиции"), служащие федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о классных чинах государственных служащих Федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин" от 19 июля 2001 г. N 876), прокурорские работники (ст. 41 Федерального закона РФ "О прокуратуре" от 7 января 1992 г. N 2202-1), работники органов юстиции и нотариата (Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР") и проч. Систему классных чинов для адвокатуры необходимо организовать с учетом тех принципиальных положений, которые применяются в управлении кадрами правоохранительных органов. Присвоение очередного классного чина должно зависеть от выслуги лет, от отсутствия наложенного и не снятого дисциплинарного взыскания. Для лиц, повышающих свой образовательный уровень и имеющих ученые степени и звания, должны быть установлены сокращенные сроки выслуги в очередном классном чине. Введение на федеральном уровне системы классных чинов будет стимулировать в адвокатской среде добросовестное отношение к своим обязанностям и повышение квалификации. Основа же механизма влияния системы классных чинов на отношение адвокатов к труду будет заключаться в том, что классный чин станет одним из критериев выбора адвоката гражданами и руководителями юридических лиц для оказания юридической помощи. Кроме того, наличие более высокого классного чина будет выгодно адвокату с точки зрения подтверждения уровня его профессиональных и деловых качеств, что может оказать значительное влияние на его профессиональное сознание и удержать от совершения дисциплинарного проступка, а также положительно повлиять на принятие решения о повышении своей квалификации.

Во-вторых, в системе управления кадрами правоохранительных органов с успехом применяются процентные надбавки за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "заслуженный юрист Российской Федерации" (ст. 44 Закона РФ "О прокуратуре"; ст. 120 Указа Президента РФ "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 5 июня 2003 г. N 613; ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"). Данный инструмент хорошо зарекомендовал себя и должен применяться при оплате труда адвокатов с учетом ее специфики. Как известно, заработок адвоката состоит из оплаты юридической помощи по соглашению и по назначению правоохранительных органов. В настоящее время оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, производится на основании Приказа Минюста РФ и Минфина РФ от 6 октября 2003 г. N 257/89н. Данный нормативный акт предполагает дифференциацию оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от подсудности уголовного дела, наличия суда присяжных заседателей, количества обвиняемых (подсудимых) и инкриминируемых эпизодов, объема собранных материалов, исчисляемого количеством томов уголовного дела, особенностей судебного заседания (открытое стационарное, закрытое, выездное), особенностей личности подзащитного (несовершеннолетний, не владеющий языком судопроизводства, не имеющий возможности самостоятельно осуществлять свое право на защиту в силу физических или психических недостатков). Личность и уровень профессиональных способностей адвоката здесь не учтены. В указанный нормативный акт должны быть внесены изменения, в соответствии с которыми труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и имеющего ученую степень или звание, должен оплачиваться в большем размере относительно оплаты труда адвоката, не имеющего ученой степени или звания.

В-третьих, необходимо отдельно остановиться на оплате труда адвоката по назначению в случае защиты им нескольких подзащитных. В настоящее время оплата труда адвоката, защищающего по назначению в суде нескольких подзащитных, производится с учетом мнения Верховного Суда РФ, сформулированного в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 7 сентября 2004 г. N 11-О04-85, согласно которому размер оплаты труда адвоката по назначению связывается не с числом подзащитных, а только с количеством занятых дней, затраченных на оказание юридической помощи. Таким образом, при защите адвокатом в суде по назначению нескольких подзащитных, его труд оплачивается так же, как и в случае защиты одного подзащитного. В некоторых случаях, когда интересы и показания нескольких подсудимых по уголовному делу не находятся в противоречии, целесообразно привлечение к участию в уголовном судопроизводстве одного адвоката. Однако при сложившемся положении вещей адвокаты не заинтересованы в том, чтобы осуществлять защиту нескольких подзащитных. И дело здесь не только в том, что один адвокат в суде при защите нескольких подзащитных затрачивает больше усилий, чем при защите одного, а в том, чтобы предоставить возможность оказать услуги и получить оплату за них нескольким адвокатам. Ни для кого не секрет, что для значительного количества адвокатов основным, а порой и единственным, источником доходов являются выплаты за работу по назначению. В данном случае государство оказывается в проигрыше, так как, оплачивая на одном уровне труд адвоката без учета количества подзащитных, оно вынуждено оплачивать труд нескольких адвокатов там, где справился бы и один. Если оплата труда адвокатов будет увеличиваться кратно числу его подзащитных в суде по назначению, государство опять не выиграет. Представляется, что действующее законодательство, регламентирующее порядок оплаты труда адвокатов по назначению правоохранительных органов, должно быть скорректировано в сторону оплаты труда адвоката с учетом количества его подзащитных, однако сумма оплаты каждого дополнительного подзащитного не должна составлять 100% от суммы оплаты труда при защите одного подзащитного. Видится справедливым при наличии более одного подзащитного у адвоката, работающего в суде или на предварительном следствии по назначению, оплачивать его труд таким образом, чтобы за защиту каждого "дополнительного" подзащитного ему проводилась доплата в размере 25% от ставки оплаты юридической помощи одному подзащитному. Такое регулирование данного вопроса будет взаимовыгодным для государства и адвоката. Разумеется, речь идет лишь о случаях, когда интересы и показания нескольких подсудимых не находятся в противоречии.

На основании изложенного можно сделать вывод, что применяемая в настоящее время система мотивации труда российских адвокатов может быть значительно усовершенствована. Основными направлениями модернизации системы мотивации адвокатского труда могут стать: введение классных чинов для адвокатов, дифференциация оплаты труда адвокатов, работающих по назначению правоохранительных органов в зависимости от уровня их квалификации и количества подзащитных.