Смекни!
smekni.com

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (стр. 4 из 37)

· государственное устройство.

· структура власти, в первую очередь верховной, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

На форму, т.е. способ организации заключенного в К. материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание К.. Изменение содержания влечет за собой изменение формы. Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в К. заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В К. это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы К. имеет в известной мере условный характер. К. как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания. Форма К. имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру. Система К. это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система К. дает представление о ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин, система К. обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами. Структура К. - эго логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте К. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах К., но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов. В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.

Каждая часть К. - это элемент ее композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в К. заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта.

Содержание К. оказывает непосредственное воздействие на ее систему. Изменение содержания К. влечет за собой изменение ее системы. Система К. - это обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система К. - это способ организации заключенного в ее тексте нормативного материала. Помимо других причин система К. обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.

Элементами системы К. выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система К. представляет собой определенную взаимосвязь ее элементов. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных структурных элементов К.. Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование.

Действующая К. РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения. Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения

содержания К., ее особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства.

В преамбуле К. России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков.

На первое место в К. выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия. Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2, Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент РФ. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство РФ. 7, Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр К.

Второй раздел К. РФ 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы К. нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идет о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в К. и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей.

Вопрос 10. Виды конституций.

В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков. Различаются писаные и неписаные К.. Под писаной К. понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название конституция не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной К. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии. По порядку установления К. подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и народные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом). По порядку изменения и дополнения К. бывают гибкими и жесткими. Если Конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то ее принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то Конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные К.. К этому следует добавить, что бывают и смешанные в этом отношении К., одни статьи которых вообще не подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — в обычном порядке.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские К. Современными монархическими конституциями являются К. Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся К. Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в ее составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства К. подразделяются на федеральные и унитарные (иногда приводят и конфедеративные). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства; цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и ее субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются К. США. ФРГ, Индии, России, унитарными (К. Италии, Испании,

В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином "фактическая конституция" или "материальная конституция", обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система соц.-эк. и общеполитических отношений. Юридическая конституция - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность юридической К., ее содержание предопределены фактической К., соц.эк. и общеполитическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах К. реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической К. по сравнению с юридической.

К. могут классифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на старые (или старого (первого) поколения, т.е. принятые до XX в, или даже до его середины, до Второй мировой войны (например, К. США, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и новые (или нового (второго) поколения), т.е. принятые в послевоенный период (например, К. Италии, Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституции новых, освободившихся от колониализма государств, а также К. России и других самостоятельных государств, возникших в результате распада бывшею СССР и бывших Югославии и Чехословакии.

По времени своего действия различают К. постоянные и временные. Постоянные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянство указанных конституции нельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянные К. могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Америки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Временные К. особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.

Более точной и распространенной в настоящее время является классификация конституций по закрепляемому в них политическому режиму на демократические, авторитарные и тоталитарные. Опыт показал, что К. авторитарного и тоталитарного типа могут иметь место как в капиталистических странах, так и в странах, которые ранее именовались социалистическими, а также в развивающихся странах. Следует, правда, иметь здесь в виду, что содержание конституций стран авторитаризма и тоталитаризма далеко не всегда адекватно отражает истинную суть их политического режима, ибо часто выполняет роль декоративной ширмы, призванной скрыть за внешне демократическими конституционными формулировками их антидемократическую сущность.