1.10. Реалистическое жанровое искусство
Реалистическое жанровое искусство, одним из родоначальников которого был Перов и развитию которого столь много способствовал Третьяков, достигло в 1880-х годах своих высот. Центральными фигурами русской художественной жизни этого периода стали И.Е.Репин и В.И.Суриков. Обращаясь к сложным, драматическим историко-социальным сюжетам и психологическим жанровым темам, они не могли уже удовлетворяться небольшими по размеру полотнами, какие любили в основном художники 60-х, и отображением событий. Сложность замысла их лучших картин требовала глубокого психологического проникновения в тему, влекла за собой «широкоэкранное», как правило, многофигурное построение и совершенство живописного мастерства. Все больше появлялось в галерее монументальных полотен. К картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича над половцами», купленной в 1880 году, прибавились «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Березовке» В.И.Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» Репина. В 1884 году коллекционер купил «Неутешное горе» Крамского, писанное художником во многом с собственной жены, оплакивающей их умершего сына. В январе 1885 года он приобретает картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали».
Собирая в первую очередь лучшие картины, Третьяков не забывал заботиться и о полноте собрания, должного, по его мнению, отражать историю развития русской живописи в целом. Новый пейзажи, жанровая живопись постоянно пополняли собрание. В 1885 году собиратель приобрел большую серию замечательных этюдов В.Д.Поленова (более ста), написанных им во время поездки на Восток – в Турцию, Египет, Сирию, Палестину – в начале 80-х годов. Очередная пристройка стала насущной необходимостью К осени 1885 года ее строительство завершилось
1.11. П.М.Третьяков в кругу семьи
Коллекционер очень любил сам лакировать картины и реставрировать. Запершись в своем кабинете, он получал от своего занятия истинное удовольствие. Никто не осмеливался тревожить его в такие часы. Домашние всячески старались соблюдать тишину, понимая, что «священнодействуя» над картинами, Павел Михайлович отдыхает душой.
Иногда Павел Михайлович присутствовал и на домашних музыкальных вечерах, устраиваемых Верой Николаевной и старшими дочерьми с приглашением знакомых музыкантов, русских и даже иностранных, гастролировавших в России. Замечательное исполнение притягивало на эти вечера многих художников, и без того часто захаживавших к Третьякову. Суриков всегда с особым удовольствием слушал своих любимых Бетховена и Баха. Частым посетителем был В.Маковский. В.Васнецов не пропускал почти ни одного такого вечера.
1.12. Конец 80-х годов ХУШ века. Творчество нового поколения художников.
Кризис творчества ранних передвижников
Павел Михайлович ни на день не оставлял дела, ни торговые, ни галерейные. Так же внимательно продолжал он следить за всем новым, что являлось на художественном поприще, не уставал посещать все выставки и мастерские не только известных, но и совсем молодых, начинающих художников. В 1886 году купил у младшего брата В.М.Васнецова, Аполлинария Михайловича, картину «Родина» (это была уже вторая картина А.Васнецова, приобретенная собирателем, первую – «Серенький денек» – он купил в 1883 году).
Художественная жизнь России того времени стала несоизмеримо более емкой и интересной, нежели в начале собирательской деятельности Третьякова. В 1886 году в Петербурге было, например, 22 выставки, а в Москве – 12. На них демонстрировались работы более чем 400 художников[12]. Публика ходила на выставки гораздо охотнее, чем раньше. И все же количество людей, посетивших выставки и музеи, следовало было признать незначительным даже по сравнению с Польшей, не говоря уже о Германии или Франции. Музеи же почти не делали новых приобретений. Историк искусства Н.П.Собко в статье «Русское искусство в 1886 году» писал: «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи П.М.Третьякова в Москве. Она обогатилась в отчетном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретенных в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию ее владельца, посвятившего всю свою жизнь на созидание действительно настоящего национального музея для русского искусства /…/ который завещается им своему городу.»[13]
В январе 1887 года страшная беда пришла в дом Третьяковых – тяжелая скарлатина, осложненная менингитом, оборвала жизнь любимого сына Павла Михайловича – Ванечки. Траур остался навечно в душе у Третьякова. Если и раньше он нечасто улыбался, то с этого момента и вовсе перестал. Скрепя сердце Павел Михайлович дал согласие на замужество дочери Веры. Первая половина 1887 года была самой тяжелой полосой в жизни коллекционера. В марте Третьяков лишился доброго советчика и друга, с которым почти двадцать лет его связывали глубокая взаимная симпатия, общие интересы и убеждения: скоропостижно скончался Крамской.
Однако служение великой цели помогало ему преодолевать себя. Уже в феврале 1887 года, через месяц после смерти сына, он сделал одно из самых бесценных приобретений – «Боярыню Морозову» Сурикова, над которой художник работал четыре года.
Сердце собирателя всегда принадлежало передвижникам. Их произведения составляли основу его коллекции. Но теперь новые силы бурно входили в художественную жизнь России. И Третьяков понимал, что талантливая художественная молодежь открывает новую интереснейшую страницу в истории русской живописи – И.И.Левитан, В.А.Серов, А.Е.Архипов, И.С.Остроухов, М.В.нестеров, К.А.Коровин.
Коллекционера очень огорчала нетерпимость Стасова и некоторых старших передвижников, особенно Мясоедова, В.Маковского, Прянишникова, Лемога, к исканиям молодежи. Тем более, что ее творчество вовсе не отвергало достижения передвижников. Оставаясь на завоеванных теми реалистических позициях, молодые художники проявили острый интерес к пленэрной живописи, к воспроизведению на полотнах солнечного света, к постоянной работе с этюдниками на природе. Они ушли вперед от живописи «стариков», восхищались прекрасной колористической живописью Сурикова, преклоняясь перед Репиным, учились на достижениях Поленова, постигая метод его художественного письма. Третьяков тоже любил творчество В.Д.Поленова, особенно его задушевный, солнечный «Московский дворик», купленный в 1878 году. А вот «серенькие» жанровые картины старых передвижников молодежь отвергала.
В письмах Третьякова 1890-х годов постоянно слышится неудовлетворенность передвижными выставками. Чутко и верно реагируя на все происходящее, Павел Михайлович раньше самих передвижников интуитивно почувствовал их отставание в плане чисто художественном. Потому-то он отнесся к новому поколению живописцев, заявивших о себе в конце 80-х, с вниманием, интересом и заботой. Третьяков покупал их картины, перенося нападки старых друзей со свойственными ему выдержкой и твердостью, он пытался понять, к чему же идет русская живопись, и «писал» своим собиранием ее историю.
В 1889 году ему пришлось испытать много неприятных минут по поводу купленной картины Серова «Девушка, освещенная солнцем». Нечто подобное повторилось в отношении работы Нестерова «Пустынник» и особенно «Видение отроку Варфоломею». Против «Варфоломея» стали в решительную оппозицию Мясоедов, В.Маковский, Волков, Лемох, Стасов.
Несмотря не на что, Третьяков все больше пополнял галерею произведениями молодых, понимая, что их творчество – новый этап развития русской живописи. Один за другим появляются у него в 1888-1890-х годах «По реке Оке» Архипова, «На Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес», «Верхний дворик. Плес» Левитана, «Сиверко» Остроухова – произведения глубоко лирические. В каждом чувствовалось и сердце художника, и несомненное живописное мастерство.
Не прекращал, конечно, коллекционер собирать и произведения ранних передвижников, и старую русскую живопись. Одной из удачных в 1880 году была покупка около двадцати картин у петербургского коллекционера Н.Д.Быкова. Среди приобретенных произведений имелись две картины А.Г.Венецианова, в том числе «Пряха», портреты работы В.Л.Боровиковского и О.А.Кипренского, пейзажи М.И.Лебедева. Коллекционер продолжал оставаться «Нестором-летописцем русской живописи», по образному выражению художественного критика С.Голоушева.
В декабре 1889 года Репин сообщает Третьякову, что в одном из английских журналах появилась статья о новой русской живописи и Третьяковской галерее. Галерея получила мировую известность.
В ней теперь всегда было много народа. Помимо публики приходили молодые художники и ученики Московского училища живописи – копировали произведения мастеров. Фотографы с разрешения хозяина галереи снимали картины для публикации их в различных художественных изданиях. Устроители различных выставок брали для них картины из третьяковского собрания. Мало того, коллекционер всегда помогал устроителям добиться выдачи картин из других частных коллекций.
Коллекционер принимал участие в издании переписки Крамского, предпринятом В.В.Стасовым, в работе над монографией о Перове Н.П.Собко, предоставляя имевшиеся у него материалы и делясь необходимыми сведениями. Роль Третьякова в художественной жизни страны была огромна. Его музей сделался необходимым для всех центром искусства. 1890 год увенчался коронной цифрой посетителей - 50070.[14] Павел Михайлович с радостью видел, что общество всерьез заинтересовалось отечественной живописью. Его цель была достигнута.
2.1. Временное закрытие галереи
22 августа 1890 года Третьяковы отпраздновали серебряную свадьбу. Дважды в день он непременно бывал в своей галерее. Приходил, внимательно вглядываясь в дорогие его сердцу полотна. Однажды он обнаружил пятна на нескольких картинах. Выяснилось, что некоторые молодые художники и ученики Училища, копируя произведения и ища нужный тон, пробовали его прямо на висящих полотнах. На рынках стали появляться копии картин, выдаваемые за оригиналы. С тяжелым чувством Третьяков запретил копирование.