В конце ноября Павлу Михайловичу стало хуже. 4 декабря его не стало.
2.8. Москва прощается с П.М.Третьяковым
Грустная весть о смерти П.М.Третьякова быстро разнеслась по Москве. «Художественная семья потеряла глубокого ценителя искусства и создателя замечательной художественной галереи, близкие люди – приветливого человека и доброго друга, а Россия – неподкупного честного гражданина.
7 декабря, в день похорон, к дому Павла Михайловича шел нескончаемый поток людей. Москва провожала в последний путь своего Почетного гражданина. Возглавляли процессию художники: Васнецов, Поленов, Репин, за ними Левитан, Остроухов, Серов, Архипов, К.Коровин, Неврев, Касаткин, Переплетчиков…, профессора Училища живописи, Университета, коммерческих училищ, торговая Москва, коллекционеры и меценаты, студенты, почти вся Московская Дума.
Вечером в своем дневнике профессор Московского университета И.В.Цветает запишет: «Ныне опустили в могилу на Даниловском кладбище Павла Михайловича Третьякова – одного из больших людей, да, пожалуй, самого большого человека в Москве. Да и в Москве ли одной? Его деяния служат украшением и гордостью всей России. /…/ Где же причина такой удивительной репутации этого человека? Она заключается в верности служения принятой на себя задаче, которую он поставил выше всех остальных интересов и забот жизни…».[20]
На следующий же день после похорон галерея, закрытая на это время, вновь распахнула для посетителей свои двери. Дело, которому П.М.Третьяков отдал всего себя, продолжало жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы показали, как осуществлял мечту своей жизни – собирание картин русской живописи – П.М.Третьяков, талантливый предприниматель и удивительный человек. Павел Михайлович стоял у истоков отечественного искусствознания и внес серьезный научный вклад в наше знание о русских художниках и о времени написания ими тех или иных произведений. Глубокое, научное отношение Третьякова к искусству подтверждалось всей его многогранной, долголетней деятельностью на этом поприще. Он делал для родного искусства все, что мог.
Еще в молодые годы Третьяков поставил перед собой задачу – создать общедоступный национальный художественный музей, показать миру русскую школу живописи, всячески содействовать ее развитию. Именно эта цель, так рано им осознанная, определила его судьбу. Он уже знал, что будет коллекционировать не лично для себя и своей семьи, а для всего русского общества. Вся его жизнь – неустанное служение обществу во имя всепоглощающей любви к искусству, к своему народу. Бесценные письма, которыми обменивался Третьяков с художниками, - интереснейшие документы эпохи. Эта переписка с годами составила целую летопись художественной жизни России второй половины Х1Х века, летопись зарождения и создания национальной галереи. Третьякова роднили с художниками не только любовь к живописи, дружеские отношения, человеческая забота коллекционера об их делах. В первую очередь их сближала общность взглядов на жизнь, на развитие русского искусства.
Обращение к истории деловой России, изучение славных больших дел, трудностей и проблем, с избытком выпавших на долю предков, это и путь к познанию себя и общества, реальному пониманию возможностей того огромного потенциала, который необходим для возрождения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова Д.Я. Третьяков и история создания его галереи. – М., 1970.
2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М., 1951.
3. Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории. 1836-1917. – Л., 1981.
4. Грязнов А.И. Почетный гражданин Москвы. – М., 1982.
5. Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты. – СПб., 1993.
6. Мартынов С.Д., Павлова О.К. История. Российское предпринимательство: Учеб.пособие / С.-Петерб. гос. техн. ун-т. – СПб: Изд-во СПб ГТУ, 1996. – 166 с.
7. Ненарокомова И.С. Почетный гражданин Москвы П.Третьяков. – М.: Мол.гвардия, 1978. – С. 224.
8. ОР ГПБ. Фонд Н.П.Собко (ф. 708).
9. Переписка В.В.Верещагина и П.М.Третьякова. 1874-1898. – М., 1963.
10. Переписка И.Н.Крамского. И.Н.Крамской и П.М.Третьяков. 1869-1887. – М., 1953.
11. Переписка Л.Н.Толстого с П.М.Третьяковым. Публикация М.Бабенчикова. – Лит.наследство, 1939, кн. 2.
12. Переписка П.М.Третьякова и В.В.Стасова. 1874-1897. М.-Л., 1949.
13. Письма художников П.М.Третьякову. 1856-1869. – М., 1960.
14. Письма художников П.М.Третьякову. 1870-1879. – М., 1968.
15. Репин И.Е. Переписка С П.М.Третьяковым. 1873-1898. – М.-Л., 1949.
16. Стасов В.В. Павел Михайлович Третьяков и его картинная галерея. – Русская старина, 1893, дек., т. 80.
17. Эйгес И. Материалы из архива П.М.Третьякова. Переписка П.М.Третьякова. – Искусство, 1929, №№ 5-6.
[1] Только после смерти Третьякова его мечта осуществится: в 1925 г. желанная им коллекция вольется в собрание Третьяковской галереи в составе прекрасных коллекций Румянцевского музея.
[2] Письма художников П.М.Третьякову. 1856-1869. – М., 1960.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Ненарокомова И.С. Почетный гражданин Москвы П.Третьяков. – М.: Мол.гвардия, 1978. – С. 224.
[6] Эйгес И. Материалы из архива П.М.Третьякова. Переписка П.М.Третьякова. – Искусство, 1929, № 5-6.
[7] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[8] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[9] Переписка П.М.Третьякова и В.В.Стасова, 1874-1897. М.-Л., 1949.
[10] Переписка И.Н.Крамского . И.Н.Крамской и П.М.Третьяков. 1869-1887. – М., 1953.
[11] Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. – М., 1951.
[12] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[13] ОР ГПБ. Фонд Н.П.Собко (ф. 708).
[14] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[15] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[16] Письма художников П.М.Третьякову. 1874-1898. – М., 1963.
[17] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[18] ОР ГБЛ. Воспоминания И.В.Цветаева (ф. 324).
[19] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.
[20] Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994.