Смекни!
smekni.com

на тему: Патриотическое воспитание учащихся (стр. 1 из 3)

МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная

Школа №2»

Реферат на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Выполнил: учитель истории Самсонов A.M.

п. Красногорский 2006


Содержание:

Введение......... ……………………………………………3

Глава 1. История темы……………………………………5

Глава 2. Современное состояние

патриотического воспитания…………………..9

Заключение………………………………………………11

Приложение, План работы клуба «Китеж»…………….13

Список источников и литературы…………………...….16

Введение.

Патриотизм (от греч. Раtris - родина) - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримости к врагам России.

Цель данной работы: проанализировать современное состояние патриотического воспитания учащихся, молодежи; выявить положительные и отрицательные стороны патриотического воспитания дореволюционной (императорской) России, Советского Союза.

Задачи: показать актуальность данной тематики для современной России; анализ ошибок и достижений патриотического воспитания в прошлом; наметить пути выхода из сложившейся ситуации, развитие патриотического и нравственного воспитания в России.

Актуальность и современность этой темы для современной России трудно оспорить. Русская цивилизация переживает тяжелый кризис, связанный с крушением Советского Союза, реформами девяностых годов двадцатого века.

Многие причины этого кризиса лежат в истории России, ее прошлом. Россия потеряла целостную идеологию, целевые ориентиры (для чего живем, куда идти?!). Молодежь и дети пострадали особенно сильно, так как не подверглись воспитательному воздействию советской школы (при всех «минусах» было много и положительного). «Школу захватили такие негативные явления, как вандализм, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность»*, растет агрессивность школьников по отношению к своим сверстникам, учителям, родителям, окружающим. Молодежь эмоционально глуха к истинной культуре, не развито эстетическое начало, отсутствует чувство сострадания и милосердия. Но человеку нужны не только знания, но и внутренняя нравственная опора, не только критическое мышление, но и любовь к богатствам культуры, уважение и почитание традиций. Общество, в котором нет надежных ценностных ориентаций имеет и шаткое воспитание и обречено на поглощение более сильными культурами и растворение в них. Поэтому возрождение патриотизма, национально-культурного самосознания народа просто необходимы для будущего нашего народа, цивилизации. В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Чтобы понять это, достаточно вспомнить русский былинный эпос, сказания, произведения литературы. ____________________________________________________________

* Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е.

«Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»

Москва 2006 год

Стр. 35

Во всех странах, которые являются в современном мире ведущими, помнят и уважают свою историю и своих героев: Китай, Япония, США, Франция; патриотическое воспитание там является одной из главных задач воспитания.

Источниками данного исследования являются работы В.А.Сухомлинского, автор наиболее ярко и выразительно обосновал советскую систему воспитания: советского патриотизма, интернационализма, коммунистической идейности, гражданственности, социалистического гуманизма, любви к знаниям.*

Использованы материалы Концепции Общественной Безопасности (КОБ), которая прошла в 1995 году режим парламентских слушаний в Государственной Думе, была одобрена и рекомендована для внедрения.** В ней анализируется современное состояние российского общества и даются пути выхода из кризиса, в том числе на основе введения новой системы воспитания и образования - на основе патриотического и добронравного воспитания. Сделан вывод (в КОБ), что современная российская культура безнравственна по своей сути, нет четких критериев объективного «добра» и «зла».

Из современных авторов использованы работы Ю.Е.Антонова, Л.В.Левина, О.В.Розова***. Они являются сторонниками предмета «Народная культура», считая, что «подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью...изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней»****. Изучение народной культуры - одна из основ патриотического воспитания учащихся. С любви к родному городу, краю, малому народу, семье начинается любовь к Отчизне.

Н.К.Беспятова и Д.Е.Яковлев раскрывают сущность военно-патриотического воспитания детей и молодежи в новой социальной обстановке начала двадцать первого века. Рассматривают его с трех сторон : в семье, в образовательных учреждениях, в социальном пространстве, окружающем молодого человека. Дают методику военно-патриотического воспитания, программы, планы, мероприятия.

* Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»

Минск 1978 год. ** Концепция Общественной Безопасности

Новосибирск 2002 год. *** «Как научить детей любить Родину»

Москва 2005 год **** Указанное сочинение стр. 3.

Глава 1. История темы.

Россия всегда была страной, где любовь к Родине стояла на первом месте, и предательство считалось самым страшным преступлением. Наши предки считали, что честь Родины выше личной жизни, и поэтому были непобедимы.

Истоки такого понимания лежат в седой древности - языческой Руси. Богом-Вседержителем славянорусов был Род-батюшка, и все остальные боги были лишь его проявлениями, ипостасями. Родина была для них земным воплощением и проявлением Единого Бога - Рода*, и поэтому защищать ее -это святой долг любого русского человека. Отсюда же такие понятия, как природа - то, что окружает Рода, при нем, народ - ведущие свой род от Бога (славянорусы считали себя даждьбожьими внуками**, сынами и дочерьми богов и богинь, своих предков), родичи, родник.

Такое понимание сохранялось в народе долго, и поэтому Киевская Русь при Ярославе Мудром достигла уровня самой могучей державы Европы.

В последующий период - удельной раздробленности, «элита» - князья и боярство, забыв о единой Русской земле растащили ее по частям. Появляются новые понятия: «тверичи», «рязанцы», «москвичи» и так далее. Это привело к страшной катастрофе - нашествию хана Батыя (1237-1240 года), феодальным усобицам и войнам, игу Орды. Но в народе понятие «Русь, Русская земля» было живо, и это позволило московским князьям вести объединительную политику и создать новое единое государство. Патриотизм народа поддерживался героическими эпосами, песнями, былинами, сказаниями.

Причем это были не только былины и сказы эпохи становления Киевской Руси (о Илье Муромце, Добрыне, Алеше, Вольге, Святогоре и многих других), но новый, творческий дух народа был жив. После каждой победы или поражения появлялись новые произведения - «Повесть о разорении Батыем земли Русской», о гибели Рязани, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, «Задонщина» Софония (о Куликовской битве 1380 года), «Казанская история», песни и сказы о Ермаке Тимофеевиче, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о народном герое Степане Разине, «История Свейской*** войны» (о Северной войне 1700 — 1721 годов) и многое другое.

Патриотизм поддерживался в народе в то время (большинство были неграмотными) народными сказками, где добро всегда побеждало зло, герои были справедливы и сильны духом; былинами, песнями, сказаниями.. .Именно через них русский народ сохранял любовь к Родине и шло патриотическое воспитание.

Церковь тоже внесла определенный вклад в патриотическое воспитание, но

* «Ведическая культура» № 1 2004год стр.5.

** Даждьбог — дающий блага бог, эпитет Единого Бога

*** «Свеи» - шведы.


он явно не однозначен*. Лучшие представители церкви всегда были с народом и поддерживали в нем дух патриотизма: это митрополит Алексий, воспитатель и соратник Дмитрия Ивановича (в будущем Донского) и Сергий Радонежский, духовно поддержавший русскую рать в противостоянии с Мамаем, и патриарх Гермоген — в годы Смуты.

Но в целом установка церкви другая: поддержание любой власти. В начальный период церковная иерархия направлялась Византией (Константинопольский патриарх), и ничего не сделала, чтобы остановить распад Руси в семнадцатом веке, наоборот, поддерживая «своих» удельных князей; в период ига церковники смиренно молились о здравии золотоордынского «царя»**. Лишь немногие деятели могли подняться выше «священного писания» и осудить паразитизм церкви на крестьянском труде и ее смирение, и непротивление злу (Даниил Заточник, Нил Сорский -«нестяжатели»).

В семнадцатом веке церковь была расколота, поддавшись «диверсии»: исправление церковных книг по греческим образцам.

Петр первый подчинил церковь государственным нуждам, сделав ее частью государственного аппарата (Святейший Синод). В восемнадцатом -девятнадцатом веках церковь переживает тяжелый кризис, связанный со следованием догматам «Священного писания» (Библии). Церковь являлась подсистемой государственной власти и не осуждала ее за крепостничество и ничего не смогла противопоставить революционным тенденциям конца девятнадцатого - начала двадцатого веков.

Как итог: страшная катастрофа 1917 - 1920 годов, сотни разрушенных храмов, тысячи убитых священников.

В Российской империи (1721 - 1917) патриотическое воспитание было довольно хорошо организовано, начало ему положил Петр первый. Но слабостью его была ориентация России на Запад: в образовании , воспитании, науке, военном деле. В итоге дворяне, составлявшие офицерский корпус, французский и немецкий языки знали лучше русского, а зарубежную культуру лучше русской народной культуры. Французский язык вообще стал родным многим дворянам первой половины девятнадцатого века, позже, такое же положение занял английский язык и английская культура. С этим боролись, и небезуспешно: М.В.Ломоносов создал труд по русской истории, отвергнув изыскания германцев-«норманистов», заложил основу русской науке. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли: князь М.М.Щербатов, фельдмаршал А.В.Суворов (основал русскую военную науку), адмирал Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, «славянофилы» и многие другие.