Смекни!
smekni.com

Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца Х i Х в. Начала 30-х гг. ХХ в (стр. 13 из 16)

– Специфика процесса формирования национальной интеллигенции была связана с мощным культурным влиянием Западной и Восточной цивилизаций, находившихся на протяжении столетий в состоянии конфронтации, что обусловило появление в составе национальной интеллигенции носителей различных типов ценностей (западных и восточных).

– В отличие от европейских государств, где интеллигенция возникла в результате социально-экономического развития и углубления процесса общественного разделения труда, у адыгов определяющую роль в развитии процесса формирования национальной интеллигенции сыграли соци­ально-политические изменения, связанные с включением Северо-Западного Кавказа в состав Российской империи. Создавая реальную угрозу для дальнейшего существования адыгов как этноса, они обусловили усиление эмоционального восприятия этнической принадлежности и выделение интеллигенции как социокультурного слоя, способного сформировать ценностно-ориентированный комплекс представлений, соответствующих новой системе отношений и обеспечивающих самосохранение и развитие адыгов.

– Учитывая существование жесткого культурно-идеологического давления извне и отсутствие соответствующего уровня политического, социального и культурного признания самоценности адыгов, первостепенное значение для интеллигенции приобретало создание таких условий, в которых бы возможно было самосохранение адыгского народа и развитие его национальной жизни. Поэтому основным содержанием общественно-политической деятельности интеллигенции стало осмысление сложных национально-политических проблем.

– Характер и социальное значение общественной деятельности адыгского духовенства, его место в культурно-образовательном процессе дает основание определить его как «духовную интеллигенцию». Данное положение имеет большое теоретическое значение для конкретных исследований по истории адыгской интеллигенции и национальной культуре.

– С мероприятиями советской власти связана утрата интеллигенцией своих национальных корней и ее денационализация. Интернациональное воспитание молодежи, широко тиражируемые представления о культурной отсталости национальных меньшинств и «засилии патриархально-феодальных пережитков», подлежащих решительному искоренению, постепенно формировали у «новой» национальной интеллигенции отторжение национальных основ культуры. Оставаясь национальной по этническому признаку, интеллигенция становилась носителем и проводником ценностей, ориентированных не на сохранение и развитие национально-культурной специфики своего народа, а на интернационализацию его сознания и быта.

– Несмотря на существенное изменение групповых черт «новой» национальной интеллигенции, представляется возможным рассматривать ее как социокультурную группу в собственном смысле утвердившегося понятия. В то же время есть все основания говорить о серьезной трансформации интеллигенции под влиянием изменившихся общественно-политических обстоятельств.

– Исходя из способности осуществления широкой познавательной и духовной деятельности во всех сферах общественной жизни, «новая» национальная интеллигенция продолжала обобщать и делать достоянием своего народа достижения других народов и цивилизаций, несла народу просвещение, общественные идеалы, т.е. формировала ценностно-ориентированную основу его последующей общественной деятельности.

Основные положения диссертации изложены в следующих

публикациях:

Монографии:

1. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: история становления и общественная деятельность (конец ХIХ – начало ХХ вв.). – Краснодар: изд-во «КубГТУ», 2004. – 156 с.

2.Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. – Краснодар: «Издательский Дом – Юг», 2010. – 352 с.

Коллективные монографии:

3. Емтыль З.Я. Адыгское просветительство / Емтыль З.Я. // История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в.: в 2 т. / Адыг. респ. ин-т гуманитар. исслед. им. Т.М. Керашева. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2009. – Т.1. – С. 347–356.

4. Емтыль З.Я. Распространение образования в Адыгее (вторая половина ХIХ– начало ХХ в.) // Там же. – С.335–346.

Брошюры:

5. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало ХХ века. Становление исторических взглядов. – Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1999. – 46 с.

Статьи, опубликованные в реферируемых изданиях ВАК:

6. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция и проблемы развития национального образования в начале ХХ в. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. – №5(37). Ч.2. С.63–70.

7. Емтыль З.Я. Мусульманская система образования в адыгских национальных автономиях в 1920-х годах (К истории мусульманской интеллигенции) // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – №3. – С.19-22.

8. Емтыль З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е – начале 1930-х гг.// Вестник российского университета дружбы народов. Серия: история России. – 2010. – №1. – С.155–161.

9 Емтыль З.Я. Политический курс советской власти в отношении старой интеллигенции (1917–20-е гг . ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №4. – С.234–238.

10. Емтыль З.Я. Практика привлечения адыгской интеллигенции на сторону советской власти в 20-е гг. ХХ в.: трудности и противоречия // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №3. – С.202–205.

11. Емтыль З.Я. Развитие мусульманского образования у адыгов в исторической динамике первой трети ХХ века. (К истории мусульманской интеллигенции) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – №3. – С.42–47.

12. Емтыль З.Я. Теоретические аспекты исследования истории адыгской интеллигенции 1917–1920-х гг. ХХ в. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №3. – С.35–41.

Статьи:

13. Адыгская интеллигенция и проблемы создания письменности // Диалоги с прошлым. – Майкоп, 2010. – Вып.6. – С. 21–27.

14. Емтыль З.Я. Вопросы социально-политической истории горцев Северо-Западного Кавказа в трудах адыгской интеллигенции начала ХХ века // Вопросы теории и методологии истории. Сборник научных трудов. – Майкоп, 2006. – Вып.5. – С.76–90.

15. Емтыль З.Я. Культурно- просветительская деятельность адыгской интеллигенции в конце ХIХ – начале ХХ вв. // Неделя науки МГТИ (Материалы научно-практической конференции). – Вып.3. – Майкоп, 1998. – С.38–46.

16. Емтыль З.Я. Некоторые проблемы национальной психологии в трудах адыгских просветителей (конец ХIХ – начало ХХ вв.) // Вопросы теории и методологии истории. – Майкоп,1997. – С.127–134.

17. Емтыль З.Я. Общественно-политическая деятельность адыгской интеллигенции. (Начало ХХ века) // Труды Кубанского государственного технологического университета. – Т. ХVII. Серия: Гуманитарные науки. – Вып.2. – Краснодар, 2003. – С.41–54.

18. Емтыль З.Я. Политика Российской империи в области образования горцев Северного Кавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ века // Научный вестник Южного федерального округа. – 2008. – №3 (7) . – С.11–14.


[1] Фонды: 17 (Центральный комитет КПСС (ЦК КПСС) (1898–1991)); 62 (Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б) (1922–1934); 65 (Юго-Восточное бюро ЦК РКП(б) (1921–1924)); 76(Дзержинский Феликс Эдмундович (1877–1926)); 85 (Орджоникидзе Григорий Константинович (1886–1937)).

[2] Фонды: а–296 Отдел по просвещению национальных меньшинств наркомата просвещения РСФСР; комитет по просвещению национальных меньшинств РСФСР (КОМНАЦ) наркомата просвещения РСФСР (1918-1934); р–1235 (ВЦИК), р–1318 (Наркомат по делам национальностей РСФСР, представительства Наркомнацца РСФСР в договорных и автономных республиках и их представительства при Наркомнаце РСФСР), а–1565 (Главное управление профессионального образования (главпрофобр) наркомата просвещения РСФСР.1920–1930.)

[3] Фонд: 7 (Северокавказский крайком ВКП(б)).

[4] Фонд: р–1485 (Краевой исполнительный комитет Юго-Востока России).

[5] Фонды: 252 (Войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска (1870–1888), 260 (Управление начальника Черноморской береговой линии (1839–1865), 261 (Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии, Черноморского казачьего войска (1794–1864), 427 (Попечитель Кавказского учебного округа (1839–1917), 449 (Кубанское областное правление (1870–1917), 454 (Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана кубанского казачьего войска (1860–1917), 460 (Кубанский областно статистический комитет (1870–1916)), 470 (Директор народных училищ Кубанской области), 711 (Управление атамана Екатеринодарского отдела (1888–1917)), 742 (Управление атамана Майкопского отдела (1898–1915)), 774 (Канцелярия помошника Кубанской области по управлению горцами (1862–1870)), 799 (Документальные материалы, собранные профессором Сиотоковым к работе: «История борьбы магометанства и христианства в ХIХ веке за свое влияние на Западном Кавказе»),

102 (Кубано-Черноморский областной отдел управления), р–158 (Кубано-Черноморский областной революционный комитет), р–1542 (Кубанская Законодательная рада).

[6] Фонды: 1 (Кубано-Черноморский обком РКП(б) (1920–1924 гг.))

[7] Фонды: р–1 (Адыгейский (черкесский) исполком Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и горских депутатов), р–21 (Адыгейский областной отдел народного образования. Министерство народного образования РА), р–281 (Адыгейский областной отдел по изучению истории Октябрьской революции и Коммунистической партии) р–327 (Материалы второго Съезда трудящихся горцев. Выступления делегатов второго съезда трудящихся горцев); р–328 (Горская секция при областном отделе управления Кубано-Черноморского революционного комитета), р–466 (Исполком горского отдельного Совета рабочих и крестьянских депутатов), р–480 (Майкопский механико-строительный техникум), р–629 (Адыгейское педагогическое училище им. Андрухаева), р–1114 (Коллекция воспоминаний участников установления Советской власти, гражданской войны и социалистического строительства в Адыгее).