Смекни!
smekni.com

Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца Х i Х в. Начала 30-х гг. ХХ в (стр. 3 из 16)

Методологическую основу диссертационной работы составили современные представления о гносеологических возможностях применения принципов и методов при проведении исторического исследования[24].

Основополагающее значение в проведении исследования имело следование принципу научности. Его соблюдение потребовало формирование адекватного корпуса источников по истории адыгской интеллигенции, являвшегося достаточным основанием для осуществления выводов и обобщений, которые позволили выйти на концептуальный уровень осмысления темы исследования.

Так как целью всякого научного исследования является получение истинных, объективных знаний диссертационная работа основывалась на стремлении реализовать принцип объективности. Осознавая тот факт, что процесс научного познания является субъективным, осуществляемым посредством «упорядочения» и систематизации действительности на основе субъективных по своей природе категорий, диссертант стремился реализовать принцип объективности за счет привлечения обширной многоплановой источниковой базы и специально организованного исследовательского процесса, предполагающего всесторонний охват исторических фактов, событий и процессов, связанных с формированием и деятельностью адыгской интеллигенции, а также за счет опоры на достигнутый уровень научных знаний в разработке проблем подобного порядка.

Важную роль в исследовании, организующую всю структуру работы, выступил принцип историзма, который позволил объединить все уровни исторического исследования от эмпирических фактов до теоретических конструкций и рассмотреть историю адыгской интеллигенции в генезисе и развитии. Он дал возможность исследовать не только условия становления адыгской интеллигенции, но и динамику ее деятельности и изменений в их связи с конкретными историческими условиями.

Большое значение при исследовании таких сложных и многогранных явлений, которым является интеллигенция, приобретает применение системного подхода. Несмотря на то, что адыгская интеллигенция была дифференцирована идейно - политически, социально и культурно диссертант исходил из понимания необходимости рассмотрения адыгской интеллигенции как некой целостной качественной определенности, выявления и раскрытия ее элементов, многообразных «механизмов» формирования и функционирования, сведения их в «единую картину». Системный подход создал возможность не только осуществления комплексного исследования адыгской интеллигенции как некой самодостаточной целостности, но и во взаимосвязи с политическими, социально-экономическими, культурными процессами в регионе и стране.

Для реализации обозначенных диссертантом исследовательских целей и задач большое значение имело применение ценностного подхода. Он позволил не только выработать определенное отношение, дать оценку исследуемому явлению и связанным с ним процессам, задать «точку зрения», позволяющую определенным ценностным образом «маркировать» историческое событие, используя такие научные категории, как «значение», «роль», «положительный эффект», «негативное значение» и т.д.,[25] но и, что представляется не менее важным, выделить его индивидуальные особенности, что, безусловно, связано с разделяемой исследователем системой ценностей.

Исследование многогранной, порой противоречивой истории адыгской интеллигенции, необходимость придания логической и структурной целостности диссертационной работе обусловило широкое применения проблемно-хронологического метода. С его помощью был изучен исходный уровень разработки темы работы, выявлены ее составляющие и определены направления разработки и структура диссертации.

Изучение истории формирования и деятельности адыгской интеллигенции не представлялось возможным без использования историко-генетического метода. Он позволил установить «генетические связи», обусловленность формирования адыгской интеллигенции, ее качественных и количественных характеристик, содержательного аспекта деятельности на каждом из рассматриваемых этапов существования.

Необходимость последовательного проникновения в историческое прошлое, реконструкции различных этапов в развитии адыгской интеллигенции с целью более глубокого познания сущности исследуемых процессов, раскрытия их причин и содержания определила широкое применение ретроспективного метода. Он дал возможность глубже вникнуть в исследуемые процессы, установить причинно-следственные связи.

Осознание того факта, что интеллигенция представляет собой универсальное явление социокультурной жизни различных народов и государств на определенных стадиях их исторического развития, создало большие возможности для применения историко-сравнительного метода. Учитывая, что интеллигенция у различных народов возникает и функционирует не в статичной, раз и навсегда заданной форме, а вполне определенном, конкретном проявлении, сочетающем в себе многообразие общего и единичного историко-сравнительный метод дал возможность установить специфику формирования и деятельности адыгской интеллигенции в исторических условиях существования общества в конкретном времени.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первое системное исследование адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца ХIХ – начала 30-х гг. ХХ вв., предполагающее ее рассмотрение не только как некой целостной качественной определенности со своими «элементами» и способами функционирования, но и во взаимодействии с политическими, социально-экономическими, культурными процессами в стране и регионе.

История адыгской интеллигенции в диссертации рассмотрена как «связующая» проблем политического, культурного, ментального уровня, что отличает данную работу не только от адыгской, но и северокавказской историографии интеллигенции в целом. Исследование углубляет новыми характеристиками традиционное для отечественной историографии представление о месте и роли интеллигенции в обществе, способствует выявлению нетрадиционных путей и способов ее формирования.

Диссертация является первым обобщающим исследованием по истории адыгской интеллигенции, направленным на преодоление фрагментарности существующих научных представлений. Работа носит комплексный характер, предполагающий анализ широкого круга вопросов: от выяснения природы происхождения адыгской интеллигенции, ее мировоззрения до общественной деятельности. Более того, в ее рамках на основе широкой источниковой базы впервые осуществлено изучение процессов формирования и деятельности интеллигенции на материалах адыгских народов, в силу исторических обстоятельств административно и территориально разъединенных.

Концептуальная новизна исследования заключается в преодолении утвердившейся в отечественной историографии интеллигенции традиции, в соответствии с которой история интеллигенции дореволюционного и советского периодов являлись предметами самостоятельного изучения. Диссертант руководствовался пониманием того, что, несмотря на серьезную трансформацию интеллигенции под влиянием общественно-политических обстоятельств, изменение групповых черт, она продолжала свое существование и развитие. Интеллигенция по-прежнему несла народу просвещение, общественные идеалы. Более того, в условиях неразвитости системы профессионального образования, в особенности в национальных регионах, широко привлекавшаяся к работе «старая» интеллигенция имела определенное влияния на формировавшуюся интеллигенцию советского общества.

При разработке темы исследования ключевое значение имело понимания того, что интеллигенция как социокультурная группа является одновременно объектом и субъектом социальной реальности. В результате в поле исследовательского внимания оказались не только факторы, обусловившие формирование адыгской интеллигенции, ее социальный и профессиональный состав, но и непосредственно деятельность самой интеллигенции в наиболее значимых сферах общественной жизни. Это выводит представленное исследование на качественно новый уровень осмысления проблем.

Диссертант стремился отойти от сложившейся традиции изучения интеллигенции, сконцентрировав исследовательское внимание на движении идей в среде национальной интеллигенции во взаимодействии не с абстрактным историческим окружением, а с теми политическими, культурными, религиозными и социальными контекстами, в которых эти идеи рождались, распространялись, модифицировались и трансформировались.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы при написании обобщающих исследований по истории интеллигенции, включены в монографии по истории и культуре адыгов. Не исключается возможность использования данных диссертации в лекционном курсе по истории России, в разработке специальных курсов и семинаров.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре Отечественной истории Адыгейского государственного университета, а также опубликованы в двух монографиях, научных статьях и докладах на разного рода научных конференциях. По теме диссертации автором опубликовано 18 работ, общим объемом 41 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В основу организации работы положен проблемно-хронологический принцип изложения материала.