Смекни!
smekni.com

Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца Х i Х в. Начала 30-х гг. ХХ в (стр. 1 из 16)

На правах рукописи

Емтыль Зарема Январбиевна

АДЫГСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ:

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ДИНАМИКЕ КОНЦА ХIХ в. – НАЧАЛА 30-х гг. ХХ в.

Специальность 07.00.02 – отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Майкоп

2010

Диссертация выполнена на кафедре Отечественной истории

Адыгейского государственного университета

Научный консультант: доктор исторических наук,

профессор Э.А. Шеуджен

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Н.Д. Мининков

доктор исторических наук,

профессор Б.А.Трехбратов

доктор исторических наук,

профессор А.Ю. Чирг

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Защита состоится «8» ___апреля ______________ 2011 г. в 11.00_____

на заседании Диссертационного совета ДМ 212.001.08 по историческим наукам при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208. Конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.

Реферат разослан «____»_______________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук,

доцент В.Н. Мальцев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследуемой проблемы. Принципиально значимые изменения, происходящие в теоретико – методологических основаниях современного исторического знания, поиск новых способов изучения сложных социокультурных объектов, к которым относится интеллигенция, делает актуальным создание наряду со ставшими уже традиционными исследовательскими моделями изучения интеллигенции новых, позволяющих расширить границы научного поиска и обеспечивающих глубину научного познания.

Одним из перспективных направлений углубления отечественной историографии интеллигенции является раскрытие ее многообразия и сложного устройства. В этой связи изучение истории интеллигенции отдельных регионов и национальных групп приобретает особое научное значение. Исследование процесса формирования и деятельности адыгской интеллигенции в особой исторической ситуации, связанной с резкими изменениями среды функционирования, позволяет выявить типологию явления, задающую в историческом познании параметры специальной модели развития интеллигенции, свойственной численно незначительным этносам, существующим в рамках полиэтнических, поликонфессиональных государственных образований.

Диссертационная работа представляет первое системное исследование адыгской интеллигенции, предполагающее ее рассмотрение не только как некой целостной качественной определенности со своими элементами и способами функционирования, но и во взаимодействии с политическими, социально-экономическими, культурными процессами в стране и регионе. Такой подход к изучению проблемы способен отразить сложность интеллигенции как явления общественной жизни, выступающего одновременно в роли объекта и субъекта социальной реальности, и тем самым расширить научное видение проблемы, осуществить комплексную реконструкцию сложной истории адыгской интеллигенции.

Проведенное исследование имеет и историографическую значимость. Для современного этапа развития исторического знания характерен поворот в историографии, связанный с развитием интеллектуальной истории, что создает объективные условия для отхода от традиционных подходов к изучению интеллигенции и концентрации внимания не столько на истории развития интеллигенции, выявлении ее социального, профессионального состава, сколько на движении идей в среде интеллигенции, влияющих на интеллектуальное состояние общества.

Актуальность изучения истории адыгской интеллигенции, опыта ее общественной деятельности обуславливается и этнокультурной ситуацией на Северном Кавказе, характеризующейся обострением национального самосознания северокавказских народов, активным поиском ими форм национальной и культурной идентичности в условиях существования в рамках полиэтнического российского государства, что предъявляет новые требования к интеллигенции, далеко выходящие за ее профессиональные или культурно-образовательные функции. Перед интеллигенцией встает задача переоценки ценностей, духовного синтеза, способствующего осознанию народом не только своего этнокультурного своеобразия, но и специфичности национальных потребностей и интересов. Именно на национальную интеллигенцию ложится задача определения места и роли своего народа как в системе глобальной, так и общероссийской совокупности народов.

Разработка темы работы имеет практическое значение. В связи с происходящими на протяжении последних двух десятилетий процессами трансформации во всех сферах общественной жизни, обнаруживается стремление переосмыслить социальную роль и место интеллигенции в обществе, понять масштабы последствий, связанных со сведением функций интеллигенции к удовлетворению профессионально-кадровых и пропагандистских запросов власти.

Степень изученности проблемы. Учитывая значимость проблемы и специфику ее изучения, историографическому анализу посвящен специальный раздел работы. Во введении обозначаются лишь его основные результаты. В частности, отмечается, что отечественная историческая наука накопила значительный опыт изучения истории интеллигенции: процесса ее формирования, методов подготовки профессиональных кадров, социального и профессионального состава интеллигенции, ее участия в революционно-демократическом движении. Однако, исходя из развития теоретико-методологических оснований современного научного познания, этого явно недостаточно для воссоздания сложной, многогранной, временами противоречивой истории отечественной интеллигенции.

В работе подчеркивается, что история адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. не являлась предметом специального изучения. В то же время отдельные ее составляющие нашли отражение в работах по самому широкому кругу проблем истории и культуры адыгов, что привело к фрагментарности и отсутствию целостности сложившихся представлений. Современное состояние историографии адыгской интеллигенции, как и северокавказской в целом, обнаруживает настоятельную потребность в преодолении сложившегося положения, согласно которому национальная интеллигенция исследовалась, главным образом, как объект, а не субъект социального действия.

Объектом диссертационного исследования является история России конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. с ее сложными трансформационными процессами, кардинальным образом отразившимися на историческом развитии адыгов.

Предметом исследования является процесс формирования и деятельности адыгской интеллигенции в исторической динамике конца ХIХ в.– начала 30-х гг. ХХ в., характеризовавшейся трансформацией всей системы общественных связей, обусловленной интеграцией адыгов в состав Российской империи, а затем Советской России.

Географические границы исследования носят условный, этнически ориентированный характер. Учитывая изменение форм этнического сознания адыгов начиная со второй половины ХIХ в., усиление их территориальной и административной обособленности, в данной работе исследуется интеллигенция, чья деятельность имела непосредственное отношение к общественной жизни адыгов Кубанской и Терской областей в дореволюционный период, Адыгейской, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных областей в постреволюционный. В ее число была включена как национальная интеллигенция, проживавшая на территории обозначенных административно-территориальных образований, так и за их пределами – в российских городах и эмиграции.

Хронологические рамки диссертационной работы обусловлены эволюционным характером предмета исследования. Конец ХIХ в. – начало 30-х гг. ХХ в., несмотря на всю сложность и противоречивость, представляет собой период формирования национальной интеллигенции. Его нижняя граница связана с постепенным выделением из среды адыгского общества новой социокультурной группы, по своим характеристикам соответствующей понятию «интеллигенция». В начале 30-х гг. ХХ в., обозначенных в качестве верхней хронологической границы исследования, завершается формирование интеллигенции как преемственной социокультурной группы. К этому времени «старая» интеллигенция «вытесняется» из всех сфер общественной жизни и складывается социальный, идейно-политический, духовный «облик» «новой» адыгской интеллигенции.

В работе подчеркивается, что характер проведенного исследования в некоторых случаях предполагал выход за обозначенные хронологические рамки с целью выявления истоков сложных социальных, политических и культурных процессов, определивших формирование и содержание общественной деятельности адыгской интеллигенции.

Целью работы является исследование процесса формирования и деятельности адыгской интеллигенции в исторической динамике конца ХIХ – начала 30-х гг. ХХ в.

Для реализации данной цели ставились следующие задачи:

– выработать теоретические подходы к разработке истории адыгской интеллигенции в общей концепции российской интеллигенции;