Смекни!
smekni.com

Методические материалы вопросы для повторения и контрольных работ > Вопросы проблемного (аналитического характера) Темы эссе > Темы ов (стр. 5 из 6)

15. Город постоянно рождает проблемы, и сам же их решает. Причем, выходя из одного неравновесного состояния, город создает другое. Но при этом уровни организации и потенции города как организма непрерывно повышаются.

16. Город постоянно порождает новые, качественно нетождественные субъекты. Он формирует разные настроения, новые смыслы, интенции, нормы и ценности. И, наконец, новые слова и символы для выражения этих сущностей. В городе рождаются разные мироощущения и нетождественные интересы различных субкультур, страт, срезов и групп, формирующих городское сообщество.

17. Все формы произведения человека читаются как текст и оказываются элементом городского диалога. Политика, ухаживание, любовные игры, искусство, архитектура, публицистика, наука, городской фольклор - все это и многое другое – формы диалога. Число субъектов такого диалога практически неисчислимо: и коллективные, и индивидуальные, и город как целое. Субъекты диалога в городе образуют сложную, постоянно изменяющуюся и как бы мерцающую структуру. Они появляются и исчезают.

18. «Псевдоурбанизация» – увеличение численности городского населения, не сопровождающееся принятием и развитием городского образа жизни. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в Латинской Америке и в России.

19. «Слободское непременно означало временное, в любой момент готовое к изгнанию, сносу и перемещению, обустраивающееся кое-как, чтобы день прожить, принципиально чуждое и даже враждебное всякому оттенку стабильности, наследуемости, вкореняемости. Панслободской мир являет собой отрицание цивилизации, но он не стал смертью культуры городской ориентации ни в коей мере».

20. В больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости, скорее, в них формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне.

Список высказываний (для студентов)

1. Город как искусственно созданный объект является функциональной системой для реализации расширяющихся потребностей. Однако не только это составляет смысл города. Город – это особый способ поддержания и развития социальности, способ сохранения и воспроизводства ценностей и стереотипов, создание и распространение особой интеллектуальной и духовной атмосферы, традиций поведения.

2. Город – концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью.

3. На территории города имеются различные центры, вокруг которых складываются однородные по своему внутреннему составу, но разнородные по характеру и функциям территории – административная, финансовая, торговая, рекреационная и др. Наиболее яркий пример – Лондон.

4. Город постоянно рождает проблемы, и сам же их решает. Причем, выходя из одного неравновесного состояния, город создает другое. Но при этом уровни организации и потенции города как организма непрерывно повышаются.

5. Город возникает на месте пересечения путей сообщения и по мере развития экономики развивается как торговый и транспортный центр.

6. Ситуация города – это ситуация бесконечных изменений, борьбы нового со старым, соперничество взглядов и образов жизни.

7. Город постоянно порождает новые, качественно нетождественные субъекты. Он формирует разные настроения, новые смыслы, интенции, нормы и ценности. И, наконец, новые слова и символы для выражения этих сущностей. В городе рождаются разные мироощущения и нетождественные интересы различных субкультур, страт, срезов и групп, формирующих городское сообщество.

8. «Новое индустриальное пространство и новая экономика организует свои операции вокруг динамики единиц, вырабатывающих информацию, пространство мест заменяется пространством информационных потоков».

9. Материальное пространство города превращается в овеществлённые атрибуты сообществ. Городская среда – социокультурная экология горожанина, и разрушение её приводит к деформации личности и наоборот.

10. «Псевдоурбанизация» – увеличение численности городского населения, не сопровождающееся принятием и развитием городского образа жизни. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в Латинской Америке и в России.

11. Города феодализма – это прото- (недо-)города. Производственно-экономическая функция не была главной в докапиталистических городах. Они были, прежде всего, административно-управленческими центрами и, в сущности, мало чем отличались от других поселений по образу жизни для большинства жителей.

12. Cтановление и развитие города совпадает по своей сущности со становлением и развитием цивилизационных основ ценностно-мировоззренческого и социально-регулятивного аспектов социального взаимодействия.

13. Город явился решающим фактором перехода к цивилизации, поскольку именно на базе профессионального разделения труда в городах возникли: 1) кооперации как особый тип сообществ, 2) стоимостной механизм взаимодействия, 3) преодоление обычая и возникновение институционального механизма интеграции.

14. В жизни города, в поведении горожан имеет место динамика предпочтений локусов городской среды. В территориальном плане это представлено в виде неравномерной концентрации населения на отдельных территориях, в виде неравномерного распределения транспортных потоков. В социо-пространственном плане это представлено в виде неравномерного распределения видов жизнедеятельности и образов жизни среди населения, что опять же, в конечном счёте, приобретает территориальную форму. Городская жизнь как бы «перетекает» из одного локуса – в другой, «наполняет» одни районы и здания, «оскудевает» в других.

15. Капиталистический промышленный, а особенно, финансовый центр является концентрированным сосредоточением основных событий и инноваций в материальной, социальной и культурной жизни.

16. Современное производство становится всё менее связанным с физическими особенностями территории и всё более – с центрами, вырабатывающими информацию – городами. Фактическими центрами экономической и культурной жизни становятся те города, которые в большей степени производят информацию.

17. «Слободское непременно означало временное, в любой момент готовое к изгнанию, сносу и перемещению, обустраивающееся кое-как, чтобы день прожить, принципиально чуждое и даже враждебное всякому оттенку стабильности, наследуемости, вкореняемости. Панслободской мир являет собой отрицание цивилизации, но он не стал смертью культуры городской ориентации ни в коей мере».

18. Город появляется в ситуации разложения сложившихся социальных структур и ослабления традиции как регулятивного механизма. Городская жизнь в нормативном плане характеризуется перманентной аномией и девиацией.

19. Все формы произведения человека читаются как текст и оказываются элементом городского диалога. Политика, ухаживание, любовные игры, искусство, архитектура, публицистика, наука, городской фольклор – все это и многое другое – формы диалога. Число субъектов такого диалога практически неисчислимо: и коллективные, и индивидуальные, и город как целое. Субъекты диалога в городе образуют сложную, постоянно изменяющуюся и как бы мерцающую структуру. Они появляются и исчезают.

20. «Идея, что в городе была какая-либо другая цель кроме как привлечь торговлю, повысить стоимость земли, добиться роста капитала, могла придти на ум какому-либо Уитмену (американский поэт-романтик конца ХIХ века, воспевавший город как пространство развития личности, появление «гражданина мира»), но она никогда не овладевала умами наших сограждан».

21. Деньги – «кровь» не только экономики, но и жизни вообще. Эти обстоятельства притягивают людей, приводят к быстрому росту городов. В ситуации расширенного производства – деньги (абстрактная стоимость) становятся привлекательней и важнее натурального продукта (потребительная стоимость). В город устремляется масса людей, но далеко не все из них разбогатеют. Город начинает концентрировать социальные проблемы и антагонизмы.

22. «Как человек не исчерпан пределами его тела или области, которую он непосредственно заполняет своей деятельностью, но лишь суммой влияния, которое он оказывает во времени и в пространстве, – так и город равен совокупности оказанного им за его ближайшими пределами влияния. Это только и есть его настоящий объём, в котором выражается его бытие».

23. Город – это, прежде всего, особый образ жизни, а образ жизни обусловлен прежде всего ценностно-мировоззренческими интенциями людей. Древние городские поселения трансформировались в европейские города в результате смены ценностно-мировоззренческих ориентаций людей, появления нового типа культуры – западной, рациональной.

24. Город - «нечто большее, чем совокупность индивидов и удобств ..., нечто большее, чем набор социальных институтов и административных единиц. Город – скорее, умонастроение, тело обычаев и традиций…, продукт природы, в особенности человеческой природы».

25. «Города не возникли, как часто думают, из гильдий, напротив, гильдии, как правило, возникали в городах». При этом «…регулирование хозяйства не составляло единственный предмет и смысл политики города».

26. Информация о конкретной специфике производственно-функциональной ситуации в городе и регионе является составной частью социологической диагностики городской жизни.

27. «Как ветряная мельница даёт нам общество во главе с сюзереном, так паровая мельница даёт нам общество во главе с капиталистом».

28. Универсалионализация и космополитизация представлений и понятий, воплощённая в языке и тексте города, является основой аккумуляции культурно-исторического опыта, а также базой и средой его индивидуального раскодирования, личностного прочтения, осмысления и порождения новых смыслов, целей, интересов и моделей поведения.