Смекни!
smekni.com

книги И. Фэнга «Теленовости, радионовости», Сент-Пол, 1985) (Москва, 1997) (стр. 5 из 20)

Немного скромности

Наконец, у репортера должно присутствовать чувство меры. "Репортер выступает как посредник в разъяснении и освещении новостей. И только. Репортер, в конечном счете, — это лишь одно звено в цепи, начинающейся на месте происшествия или на пресс-конференции и заканчивающейся в гостиной зрителя" (с. 150).

Репортеров и всех других телеличностей в США называют "талантами". Это обозначение творческих работников сохранилось с первых дней вещания. Между "талантами" и талантами часто нет никакой связи. Некоторые "таланты" действительно талантливы, но в любом случае им надо "знать свое место", считает И. Фэнг.

"Репортер представляет на событии, достойном программы новостей, интересы аудитории, это ее уши, глаза и иногда совесть. Вопросы задаются от ее имени. Репортер, представляющий в конфликте одну из сторон, нарушает основные принципы журналистики. Степень нарушения бывает разной — от оказания услуги той или иной компании в виде безвозмездного рекламного упоминания до попытки сформировать мнение аудитории о кандидате на пост мэра. Все это подрывает доверие к нему" (с. 150).

Работа репортера нелегка, но приносит огромное удовлетворение. Это самая не рутинная и интересная работа в редакции новостей, полагает Фэнг. Не считая режиссера и ведущего программы, репортер — самая популярная должность в теленовостях, на нее всегда много претендентов.

Ш. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Журналистское расследование — одно из самых сильных средств в арсенале теленовостей, подчеркивает Фэнг. Однако репортаж-расследование может быть столь же спорным, сколь и популярным. Возможно, ни в какой другой области журналистики правовые и этические вопросы не переплетаются так сильно, как здесь. Риск окупается ростом аудитории, хотя многие считают расследование неудачной попыткой ТВ и радио реализовать функции сторожевого пса, возложенные на "четвертую власть", т. е. прессу.

Тягу американских журналистов к расследованиям Фэнг объясняет тем, что в отличие от обычных сообщений и даже редакционных комментариев этот жанр часто дает определенный положительный результат, приводит к ощутимым изменениям в конкретной сфере. Например, в результате расследования, проведенного одной вашингтонской телестанцией, была запрещена продажа опасного для здоровья детского питания и конгресс законодательно утвердил стандарты продуктов для детей. Следствием другого расследования той же станции стало полное исчезновение из продажи фенов с асбестовой изоляцией.

"Если информационное сообщение представляет собой сбалансированный отчет о конкретном событии и изложение фактов без комментария, то журналистское расследование ставит своей целью показать правду или ложь. Автор расследования занимает определенную позицию, обычно начиная с посылки, что что-то не так. Предвзятость запрещена. Предположение проверяется до подведения итогов, когда исходная гипотеза либо подтверждается, либо отвергается. Основой журналистского расследования является обширная, подробная информация, собранная в беспристрастной манере, но его цель – что-то доказать или опровергнуть, а не просто изложить спорные факты" (с. 168-169).

Редакция заинтересована в том, чтобы журналистское расследование было сделано на хорошем уровне, благодаря этому она завоевывает доверие зрителей. Станция, прославившаяся удачным журналистским расследованием, выходит в лидеры как источник новостей.

Персонал

В подготовке журналистского расследования участвует от двух человек (исследователя и репортера) до целой группы из пяти-шести человек (нескольких репортеров, продюсера, оператора и исследователя). Исследователь отличается от репортера только тем, что не появляется перед камерой.

Для проведения журналистских расследований в штате станции создается специальная группа. На подготовку одного сюжета уходит порой до четырех месяцев, за год группа может сделать пять-шесть материалов. Таким образом, расследование требует много времени и денег. Скажем, цикл передач о мошенниках, получивших страховку по поддельным свидетельствам о травмах в результате автомобильных аварий, обошелся одной местной станции в 38 тысяч долларов. Станция, например, купила машины, использованные в инсценированных автокатастрофах. У общенациональных сетей расходы на эти цели тоже велики. Так, Брайну Россу, мастеру журналистских расследований из "Ежевечерних новостей Эн-би-си" было предоставлено два месяца и 10 тысяч долларов в месяц на создание одного сюжета.

Выбор темы

За год группа, ведущая журналистские расследования, рассматривает до 300 потенциальных тем. Из них только 12-15 достигают этапа съемки, а в эфир выходит и того меньше. Для окончательного выбора сюжета нет точных критериев. Иногда это зависит от того, насколько данная тема актуальна, от личности участников и характера предполагаемого преступления, от телегеничности материала. Расследование не может быть двусмысленным с моральной точки зрения. Другими словами, темами журналистских исследований не должны быть такие спорные идеологические и моральные проблемы, как атомное оружие или аборты. Ответ на вопрос расследования может быть только один — белое или черное, о чем бы речь ни шла — об убийстве, мошенничестве или любом другом преступлении.

Темы для репортажей черпаются из обычных источников: писем граждан, сообщений полиции, из газет и т. д. Одни станции категорически против оплачивания услуг информаторов, другие жертвуют этическими нормами ради получения нужных сведений.

Журналисты, занимающиеся расследованиями, обычно устанавливают контакты с секретарями и руководителями среднего звена в правительственных учреждениях. Порой случайно оброненная ими фраза наводит на злоупотребления. Особенно важны, но весьма скользки связи с полицией. Хотя полицейские иногда по дружбе раскрывают крайне интересную информацию, время от времени между репортерами и полицией возникает антагонизм, в частности, тогда, когда журналистское расследование вскрывает участие полицейских в афере или когда объектом расследования становится сама полиция. Получая информацию от "своих" людей, репортер обязан учитывать мотивы, толкающие информаторов на контакт, подчеркивает автор.

Обычно работа идет одновременно над несколькими репортажами, информация собирается по частям. Когда происходит какое-нибудь событие, ожидаемое группой, все ее члены сосредоточивают внимание только на нем.

Досье

Имя каждого американца где-нибудь да зарегистрировано, отмечает Фэнг. В обширных государственных и частных архивах можно отыскать важные сведения, а порой даже найти все, что нужно для репортажа. Журналисту надо только определить, где искать и как потом получить эту информацию.

Для начала репортер должен познакомиться с местным судом и правилами юрисдикции относительно доступа к материалам следствия. Репортеру также следует ознакомиться с законом о свободе информации, в котором четко разграничивается, какие документы федерального правительства могут стать достоянием общественности, а какие нет.

Дэвид Андерсон и Питер Бенджаминсон приводят в книге "Журналистское расследование" подробный перечень различных видов источников информации о гражданах. Вот некоторые из этих источников: телефонные книги и иные справочники, акты ревизий и отчеты консультантов общественных организаций, деловые бумаги (о корпорации можно узнать по оригиналу свидетельства о ее регистрации, так как все компании обязательно подают заявку на регистрацию, по ежегодным финансовым отчетам и т. д.), взносы в фонд кандидатов во время избирательной кампании и расходы во время выборов, которые по закону предаются гласности, данные о благотворительных пожертвованиях и расходах.

Некоторые источники обычно недоступны для широкой общественности. Чтобы получить нужную информацию, репортеру следует попробовать уговорить какого-нибудь сотрудника фирмы или убедить служащего правительственного учреждения выдать ордер на просмотр документов. К ним относятся декларации авиакомпаний, отчеты телефонных компаний, декларации таксистов, декларации о доходах (в отдельных случаях их могут предоставить репортеру), списки получающих пособия по социальному обеспечению и др.

Интервью для расследования

Интервью в журналистских расследованиях имеет свою специфику. Практика показывает, что примерно в половине случаев, интервьюируемый враждебно относится к журналисту. Это определяет характер проведения интервью с первой минуты, когда идет установка аппаратуры, до последней, когда выключается свет и убирается микрофон.

Подготовку к интервью можно считать его первым этапом. Репортер должен быть готовым к разговору с интервьюируемым. Предварительное интервью может лишить журналиста возможности позднее снять более значительный материал.

Организация интервью предполагает осторожное топтание вокруг да около истины. Репортер нередко пытается создать у собеседника впечатление, что разговор будет намного мягче, чем можно было бы ожидать. Иногда он говорит собеседнику, что интервью будет касаться совершенно другой темы, чем требуется для расследования. В начале беседы репортер может задать несколько общих вопросов на нужную тему, прежде чем перейти к жесткому допросу. При этом не следует допускать обмана. Каждый репортер должен подумать, стоит ли опускаться до лжи ради того, чтобы провести необходимую съемку.

На месте проведения интервью репортеру приходится пережить несколько неприятных минут. Враждебно настроенный собеседник обычно заранее знает, что разговор будет отнюдь не дружеским обменом вопросами и ответами. Поэтому пока оператор устанавливает аппаратуру для съемки, журналист может задать невинные вопросы о погоде и т. п., стараясь, однако, не проявлять дружеских чувств. Задав нейтральный вопрос, репортер может в течение нескольких минут разговаривать по телефону, как бы привязав собеседника к месту, или просто выйти из комнаты по делу. Во многих случаях журналист знакомит собеседника с самыми общими проблемами, которые будут затронуты в их разговоре, не сообщая никакой важной информации.