ТЕЛЕНОВОСТИ:
СЕКРЕТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА
(Реферат книги И. Фэнга «Теленовости, радионовости», Сент-Пол, 1985)
(Москва, 1997)
Вот уже более трех десятков лет постоянно переиздаваемая и обновляемая книга "Теленовости, радионовости" Ирвинга Фэнга служит учебным пособием для студентов факультетов журналистики американских университетов. Автор — профессор журналистики — рассказывает об основных участниках и этапах процесса подготовки новостей (одна из глав книги "Теленовости, радионовости" И. Фэнга легла в основу брошюры "Оператор теленовостей", выпущенной ВИПК в мае 1991 года). Предлагаемое изложение отдельных глав из этой книги является своеобразным введением в практику журналистики. Наряду с прописными истинами, известными каждому работнику редакции новостей, брошюра содержит много полезной информации для всех тех, кто стремится обогатить свои знания на основе творческого переосмысления зарубежного опыта.
В реферате в основном сохранена структура оригинала, позволяющая проследить логику авторской мысли, а также терминология, не всегда совпадающая с нашей. Основное место занимает описание таких компонентов репортерской работы, как интервьюирование, ведение журналистских расследований, подготовка текста к информационным видеоматериалам и т. п.
I. ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОР НОВОСТЕЙ
В последнее десятилетие, отмечает И. Фэнг, американская телеинформация значительно повысила свою оперативность и мобильность, и это связано прежде всего с изменением ее производственно-технической базы. С внедрением портативной записывающей аппаратуры и прямых трансляций с любой точки земного шара в Соединенных Штатах заговорили об "электронном сборе новостей" (электроник ньюз гэзэринг). Этот широкий термин подразумевает процесс, в котором для передачи теленовостей используются такие средства, как видеомагнитофоны, аппаратура для монтажа и редактирования, видеокамеры, компьютеризованные студии, системы прямой микроволновой связи, вертолетные ПТС и спутниковая связь.
Для тележурналиста особый интерес представляют удобные портативные видеокамеры. Появившиеся еще в 1970-х годах они произвели подлинный переворот на ТВ. В начале 1980-х годов более 80 процентов американских телестанций перешли на электронный сбор новостей, благодаря чему новости местных телецентров поднялись по качеству на уровень новостей общенациональных телекомпаний.
Преимущества видеозаписи
Подготовка обычного сюжета для новостей занимает на три часа меньше времени, если вместо кинопленки используется видеолента. Видеолента экономит время и деньги (стоит дешево и годится для многократного использования). С помощью видеокамеры можно сделать больше кадров, чем при работе с кинопленкой. Благодаря тому, что лента рассчитана на запись в течение продолжительного времени, репортер может взять более пространное интервью. Материал, снятый утром, можно заменить более информативным, записанным днем.
В результате возрастает объем собираемой информации, и поэтому приходится подходить к ее отбору с большей тщательностью. Видеокамера расширяет возможности сочетания слова и изображения. Когда у репортера сложилось окончательное представление о том, что войдет в сюжет, он вместе с оператором отправляется на место события, чтобы снять фоновый видеоряд. Его свободу не сковывают кадры, снятые заранее, еще до того, как определились точные контуры сообщения.
Прямая трансляция бросает репортеру серьезный вызов: ему надо одновременно думать не только о содержательной, но и о технической стороне передачи. Надо иметь ответы на все, даже самые неожиданные вопросы ведущего программы, а иногда единственным ответом бывает: "Пока я не располагаю этой информацией, но постараюсь ее получить".
Техника для прямых трансляций породила новый вид новостей — не отчеты о событиях дня, а рассказы о том, что происходит в данный момент. Автор иллюстрирует это следующими примерами.
...Однажды зимним днем съемочная группа сент-луисской телестанции, возвращавшаяся с задания, застревает в дорожной пробке на заснеженной скользкой дороге. Она везет два видеосюжета для шестичасового выпуска новостей, а уже 15.30. Ясно, что добраться до телецентра в срок не успеть. Съемочная группа быстро выходит из положения: ПТС съезжает на обочину, видеоинженер поднимает на крыше антенну, а репортер связывается с редакцией по системе мобильной связи. За несколько минут видеосюжеты переданы на станцию, несмотря на сильный буран. Одновременно репортер по радиосвязи передает указания относительно монтажа. Редактор быстро приводит материал в надлежащий вид. На все уходит 20 минут. Более того, застрявшая съемочная группа решает использовать свое положение на благо информации: в конце концов, пурга — тоже важное событие дня. Прямой репортаж из пробки идеально ложится в раздел о погоде и состоянии дорожного движения.
...Съемочная группа новоорлеанской станции, обнаружив пожар, вызывает пожарных и полицию, записывает на видеоленту их прибытие и их усилия по ликвидации огня и передает сюжет в эфир — всего за 15 минут.
...Чикагская станция уже начала выпуск новостей, когда сталкиваются два поезда надземки. Прямой репортаж с места катастрофы организуется 22 минуты спустя.
Разумеется, новая техника возлагает на журналистов новые обязанности. Благодаря прямым трансляциям редакции новостей получают большую возможность оперировать информацией. Находчивые журналисты приберегают важные сообщения для новостей бедного событиями дня, например, воскресенья. Были случаи, когда съемочная группа становилась заложницей террористов, требовавших прямого выхода в эфир в качестве условия ее освобождения. Прямые репортажи ставят перед телевизионной журналистикой целый ряд этических вопросов. Допустимы ли, например, трансляции о беспорядках в городе, когда редакция осознает, что передача может подтолкнуть зрителей принять участие в этих беспорядках или просто из любопытства выйти на улицу, в то время как полиция пытается утихомирить людей? "Только самый безответственный режиссер захочет еще больше разжигать страсти на улице. Но разве не эти беспорядки станут темой вполне правомерного сообщения на первой полосе завтрашних утренних газет? — задается вопросом И. Фэнг. — Если информация о волнениях в принципе правомерна, разве не логично подать ее своевременно, то есть прервав прямым репортажем обычные передачи? Является ли прямое освещение таких событий неэтичным, а отсроченное этичным? Насколько велика должна быть эта задержка? Час? Восемь часов? Когда улицы очистятся?" (с. 135). Однозначных ответов на эти вопросы автор не дает.
Когда техника для организации прямых трансляций только появилась, на некоторых телестанциях желание ее использовать превалировало над здравым смыслом. Некоторые редакции доходили до того, что включали в выпуски новостей прямые репортажи каждый вечер, в результате чего зрители видели много тривиального. Теперь увлечение новой техникой в США почти прошло: журналисты используют ее продуманно, себе в помощь, а не как игрушку или средство повышения популярности. Прямые репортажи постепенно теряют оттенок сенсационности. Средства электронного сбора новостей используются для передачи сути событий и повышения качества сообщений, а не для придания передаче внешнего лоска.
Журналист в кадре
Телерепортер, особенно работая перед камерой, должен передать значимость и атмосферу события. Так, Сэм Зелман из Си-би-эс считает: "Самая главная ошибка начинающего журналиста состоит в том, что в его манере подачи информации не чувствуется срочность сообщения. Новостям должны быть присущи срочность и волнение. Но в изложении многих из нас новости выглядят какими-то обычными, заурядными. Такой стиль не может привлечь внимание ни зрителей, ни слушателей, ни читателей. Чтобы выразить срочность, репортеру вовсе не нужно говорить громче или быстрее. Надо найти способ передать свое собственное волнение и интерес к материалу. Если это удастся, то на экране у вас будут живые глаза и бодрый вид, а это считается весьма привлекательным" (с. 135-136).
Наиболее сложно и важно убедить аудиторию в достоверности информации, подчеркивает Фэнг. Репортер должен знать то, о чем он рассказывает, и зритель должен это узнавать. Зритель, кроме того, видит в репортере живого человека, особенно если он идентифицирует себя с ним. Это вовсе не означает, что у репортера есть лицензия на комментарий и выпячивание своего "я". В принципе же репортер должен оставаться самим собой, а не копировать звезд тележурналистики.
Начинающий журналист обычно заранее пишет и запоминает то, что скажет перед камерой. Со временем нужда в этом пройдет, но большинство даже опытных репортеров готовят и заучивают запутанные и важные факты, а также цифры, прежде чем встать перед камерой.
Запись выступлений перед камерой начинается с отсчета: "Три, два, один... Муниципалитет проголосовал сегодня за введение особого налога..." Отсчет помогает репортеру найти нужный ритм, настроить себя на своего рода глубокое дыхание, необходимое для работы перед камерой. Если магнитофон оснащен автоматическим регулированием, обратный отсчет предотвращает искажение звука.
Для получения удовлетворительного результата требуется два-три дубля с разными формулировками и акцентами. Оператор помогает определить, какой дубль наиболее удачен, а в каком голос репортера звучит напряженно или вяло, в каком он выглядит излишне серьезным или безразличным и т. п.
Если сюжет предполагается показать в двух выпусках новостей, репортер должен приготовить два варианта, подающих новость под разными углами. Чтобы разнообразить материалы, в первом выпуске фрагмент "репортер в кадре" открывает сюжет, а во втором — служит мостиком между двумя видеозаписями.