В минувшем 20 веке, в частности, во второй его половине произошло принципиальное изменение в отношении к церкви. Среди сообщения и коммуникации поразительным образом изменили мир – так что никакие границы не способны более ограждать культурную историческую самобытность отдельного народа от влияния других цивилизаций, культур и народов.
Истекшее тысячелетие и в особенности его последние века многократно усилили возможности сбора, хранения и распространения информации. Появление книгопечатания, прессы, радио, телевидения и компьютерных технологий и информационных сетей породили феномен информационной и культурной глобализации. Вместе с религиозным, этническим и мировоззренческим многообразием человеческого сообщества современные технологии стали предпосылкой ныне совершающегося активного взаимопроникновения и взаимовлияния народов в планетарном масштабе. Это приводит к колоссальным культурно-этническим сдвигам, последствия которых мы еще не способны осознать в полной мере.
Никакая граница сегодня не способна оградить наш религиозный образ жизни от воздействия на него извне иных стандартов и образов жизни. Мир сделался открытым, взаимопроницаемым, диффузным.
Человеку, в чьей жизни нет стержня духовной нормы, легко поддаться влиянию чуждых ценностей, более того – он вовсе не замечает, что становится несвободен. Тем более что культурно-этнические сдвиги весьма способствуют этому.
Чрезвычайно важно иметь в виду, что молодежь особенно подвержена такого рода воздействиям, потому что в молодом организме инстинктивные начала проявляются гораздо сильнее по причине возрастной физиологии человека, сопряженной с отсутствием у него достаточного жизненного опыта и ощущения опасности. Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности, разжигающей инстинкты и страсти, высвобождающей звериное и животное в природе человека. Опьяненные этим состоянием и нередко наркотиками, молодые люди становятся способными на преступление. Желая подольститься к "продвинутой" молодежи, взрослые дяди и тети пытаются философствовать на тему о том, что все это вовсе не так плохо, что молодежная субкультура не должна отвергаться обществом, что таковы культурные коды нашего времени, над расшифровкой которых должны трудиться культурологи... Полагаю, что в этом проявляется либо лукавство, либо недомыслие. Прошу заметить: мы говорим не о жанре, не о стилистике, не о музыкальных инструментах, потому что все это вполне могло бы содействовать пробуждению совершенно других эмоций и устремлений. Однако мы видим молодых людей, в результате внешнего воздействия превратившихся в одинокую толпу, утратившую человеческий облик. Таков результат воздействия антикультуры на личность. Сейчас нередко говорят, что молодежь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна.
Потому молодым сегодня приходится делать трудный выбор. За то, чтобы оставаться самим собой, надо порой платить большую цену. Но дело того стоит. Для молодости вообще характерно глубокое и беспроблемное убеждение в своем собственном бессмертии. Поэтому молодой человек идет в храм не из-за страха смерти и не из желания избежать ада. Он ищет смысл. Он пытается избавиться от своего одиночества. Он уже знает свое тело. Теперь ему хотелось бы узнать лучше свою же душу.
Новизна радует молодого человека и пугает пожилого. Молодой человек всюду видит возможности, а взрослый —опасности. Молодой ставит вопрос:
-Что я могу сделать?
Пожилой спрашивает:
-А что со мной могут сделать, что оттуда может угрожать мне и моему привычному укладу жизни?
А ведь наш страх перед новизной (скажем, перед глобализационными процессами) означает нашу заведомую готовность капитулировать, отказаться от созидательной деятельности, перестать быть активными соучастниками и даже творцами истории, превратившись лишь в ее жертв.
Если в моем городке построили аэродром — это может означать, что теперь мои сограждане могут стать доступны для «глобалистской» деятельности иностранцев. Раз появился аэродром — на него может приземлиться и Билли Грэм. Чтобы этого не допустить, я могу все свободное время проводить в саперных работах — время от времени взрывая взлетно-посадочную полосу этого аэродрома.
Но возможна и иная реакция православного человека на «глобализационную» новость: «Раз теперь у меня под боком аэродром, то стану срочно учить английский язык с тем чтобы улететь в Америку и нанести там Билли Грэму ответный миссионерский удар!».
Открытие границ, сближение людей — это улица с двусторонним движением. Мы можем двигаться по нашей стороне, в избранном нами направлении. А можем тратить свои силы на то, чтобы перекапывать противоположную сторону улицы. Я отказываюсь пугаться при слове «глобализация» потому, что средства современной коммуникации и передвижения помогают мне.
В одной из газет статья «Современная рок- и поп-музыка с точки зрения Православия» начинается с утверждения: «Нам уже никуда не уйти от океана этой музыки: дома, на работе, на улице, в транспорте, в магазине, по телевидению, радио — она повсюду. От нее не скрыться нигде, кроме храма. Церковный порог ей не переступить. Тем яростнее звуковые волны бьются в него, оставляя свои меты: вот известный богослов и православный публицист выступает со "вступительным словом на рок-фестивале, вот прекрасно ориентирующиеся в современных рок- и поп-течениях батюшки, вот музыканты рок- и поп-групп, по совместительству поющие на клиросе или прислуживающие в алтаре, и так далее... Как к этому относиться и как это оценивать?». Казалось бы, надо радоваться, что музыканты приходят в Церковь. А журналистка видит в них источник инфекции, от которой ей хочется увернуться. Не было никогда конфликта между роком и Церковью. Это противостояние поколений. Социалистическое брюзжание, слегка адаптированное на церковный лад, вот и все. Общесоветское неприятие — оно здесь первично.
Подросток и церковь
Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержки вне семьи. Такова возрастная особенность у подростков - им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела. Таких дел в церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов в самых живописных местах и еще очень много другого. Например, в нашей коченевской церкви существует воскресная школа. Молодые люди часто собираются для проведения времени вместе. Группа нашего прихода ездила в город Новосибирск для участия в православной викторине. При Церкви также существует хор, где поют подростки.
Современная молодежь, прежде всего, очень разная. Было бы огромной ошибкой судить поверхностно, говорить о том, что молодое поколение нравственно дезориентировано ложными идеями свободы без берегов, что они далеки не только от церковных канонов, но даже от элементарных принципов морали. Все же тяга к высокому идеалу молодым свойственна даже в большей мере, чем людям старшего возраста, которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью и цинизмом. Молодежь к тому же более чувствительна ко всякой фальши и проявлениям косности.
Кстати, если заглянуть в статистику, то картина кажется и вовсе не безотрадной, как видится некоторым: среди молодежи людей верующих больше, чем среди людей среднего возраста. И это обнадеживает. Возможно, знания взрослых в сфере христианства уже не восполнить, но молодое поколение еще не потеряно. Ребенка необходимо развивать во всех направлениях, чтобы, когда перед ним встанет выбор, он имел информацию о наибольшем количестве направлений развития. Где можно найти наиболее полные, достоверные, неискаженные знания о нормах морали, законах чести, долга, совести? Конечно, в священном писании – Библии. Человеку, не стремящемуся к глубокому изучению, основу для формирования взглядов могут дать десять заповедей.
Десять заповедей
Богооткровенное учение Ветхого Завета о духовной жизни человека раскрыто во многих заповедях, среди которых десять заповедей Моисея, или Декалог, сохраняют свое значение и для христиан. Первые четыре из них раскрывают заповедь о любви к Богу, а остальные – о любви к человеку. Большинство из них имеет отрицательную форму запретов, указывая основные препятствия на пути к богоугодной жизни.
Первая истина провозглашает главную истину, что Бог один: «Я Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме Меня».
Вторая заповедь поясняет первую: «Не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле или что в воде, не поклоняйся и не служи им». Это предупреждение против языческого поклонения ложным богам. Между тем идолопоклонство существует и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан. Идолопоклонник – тот, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина, угождения чреву или других наслаждений. Все это – измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему. Это извращение жизни, уродство, грех, ведущие к распаду личности человека.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» охраняет основу общения с богом – молитву.
«Помни субботу, чтобы освятить ее. Трудись шесть дней, седьмой отдай Господу Богу твоему». Эта четвертая заповедь – напоминание, что наши дела – путь к Богу, вне которого нет успокоения.
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» - это не только призыв любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех, кто нам ближе. Почитание родителей и внимание к их советам – основание культуры. Неуважение к ним – начало распада всякого человеческого общества и отпадения от Церкви.