Смекни!
smekni.com

на право сдачи кандидатского экзамена по истории философии (стр. 5 из 6)

Человеческая душа представляет собой неполную субстанцию, предназначенную образовать вместе с телом единую природу или единое начало действия. Поэтому в определённом смысле человек обладает большим достоинством, чем душа, ибо в нём достигается большая степень полноты. Личностью является только человек, а не душа сама по себе, хотя она и может существовать независимо от тела. Душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится во всём теле и в каждой из его частей. И поэтому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни: вегетативной, чувственной и интеллектуальной.

Собственным, исключительно человеческим атрибутом является интеллектуальное познание. Его собственным предметом выступают абстрактные сущности. Верно, что любое человеческое познание берёт начало в чувственном. Но верно и то, что интеллектуальная способность обладает абстрагирующей силой, которая всегда ищет в случайном абсолютное и в чувственном интеллигибельное, objection enim intellectus est quod quid est (ведь объектом разумения является то, что есть)". Человек познаёт единичное посредством органов чувств, ощущений, так как их собственным объектом служит именно единичное. Затем, посредством разумения, он познаёт общее или сущностное. Восхождение от порядка чувственного к порядку умопостигаемого возможно благодаря действующему разуму, просвещающему и абстрагирующему. Эта тема много дискутировалась среди платоников, аристотеликов, мусульман, иудеев и христиан. Кроме того, душа обладает возможностным разумом, в котором выраженным образом осуществляется формальное познание. Возможностный разум способен к простому схватыванию, суждению и соотнесению, то есть к собственно познавательным актам. Однако он не обладает интеллектуальной интуицией в собственном смысле. Чувственное, рассудочное и интеллектуальное познание дополняют друг друга.

На основании духовных актов человек может несовершенным образом познать свою собственную душу посредством того «полного обращения к самой себе» (reditio completa in seipsum), которое свойственно только духу. Будучи простой и духовной, душа не умирает вместе с телом. Именно она способна в полноте принимать Бога. Но такое принятие зависит от осуществления свободной человеческой воли. Оно есть не что иное, как разумное стремление, душевная способность, имеющая своим объектом благо как таковое, а в качестве последнего блага — Абсолютное Благо. Итак, конечную цель человека составляет полное постижение Бога как Высшей Истины и Высшего Блага. Поэтому мудрость заключается не только в познании, но и в любви. Бог св. Фомы — это не Бог Аристотеля, а Бог евангельского откровения.

Для того чтобы человек достиг конечной цели, Бог дал ему естественный закон. Он представляет собой не что иное, как причастность вечному Закону, выраженную в разумном творении. Этот Закон можно описать с помощью разума; но Бог своим откровением облегчил человеку его познание. Естественный закон научает человека и предписывает ему жить личностно. От него происходят и на него опираются суждения quid agendum, quid vitandum sit (как надлежит действовать, как жить), а также расположения, которые мы зовём добродетелями. Далее, на этом законе основана легитимность позитивных законов, устанавливаемых церковной и гражданской властью. И, наконец, в нем укоренены все человеческие обязанности, а следовательно, и все права.

Доктрина св. Фомы, прокомментированная его последователями, надолго утвердила метафизическое представление о человеке. С незначительными различиями его разделяли все теологи и философы томистской школы и даже других школ, вплоть до наших дней. Несомненно, многие идеи св. Фомы и сегодня остаются в силе и принимаются христианскими мыслителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реферате была рассмотрена специфика схоластики как рационального типа мировоззрения, выяснены ее особенности на различных этапах развития. Суть схоластики состояла не только в опоре на сверхразумное созерцание Бога, но и в поиске рациональных путей его познания. Апофатическое богословие дополняется в период схоластики боословием катафатическим, которое ориентировано на познание Бога по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира. Рациональное обоснование теологии потребовало развития логики.

В этом отношении была решена поставленная задача выявления основных особенностей схоластики в контексте средневекового мировоззрения и показан период расцвета схоластической философии, а также выяснены причины и условия ее кризиса.

Основные выводы, к которым приводит рассмотрение вопросов реферата.

Мировоззрение средневекового человека основано на "семантическом коде культуры" (Ю.М. Лотман): оно имеет высокую знаковость и сориентировано на вечные и абсолютные ценности. В этом смысле можно сказать (с известной долей условности), что не только философия, но и все мировоззрение средневекового человека теоцентрично. Религиозность средневекового человека отличалась от античной религиозности строгим монотеизмом. Бог один, он творец человека и космоса, источник нашего знания.

Как показывают исследователи средневековья (М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.), понятие средних веков несправедливо ассоциируется с темнотой и мракобесием, обскурантизмом. В чем-то современный человек может даже позавидовать средневековому: целостности мировоззрения, оптимизму и т.д. Даже демократизм не чужд средним векам, как показал М.М. Бахтин в своих исследованиях "карнавальной культуры", поэтому остается актуальным диалог со средневековым человеком по вопросам спасения, смысла жизни, веры и знания, нравственности и духовности личности.

Индивидуальные события личной жизни и даже события всемирной истории - отражение священной истории. Человек – микрокосм, выражение макрокосма, образ и подобие Бога. Человек - это его душа, а не бренное тело. Цельность человека и мира не исключает элементов дуализма: Бог и дьявол, земное и небесное, праведность и греховность, священное и профанное и т.д. Все эти противоречия "снимаются" в загробной жизни, где устанавливается вечная справедливость.

Основные проблемы средневековой философии: сотворен ли мир, или существует от века? Познаваем ли Бог? Каково место человека в мире и истории? Откуда в мире зло? Как соотносятся вера и разум? Каков статус универсалий (общих понятий)? Можно ли доказать бытие Бога? Каковы пути спасения?

Схоластика - это "школьное" направление развития науки, философии, теологии, т.е. тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике, получил наиболее полное развитие и господствовал в Западной Европе в средние века (IX-XV вв.).

Ранняя схоластика (IX-XII вв.), стоящая еще на почве нерасчлененности и взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: в Германии Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторианский; в Англии - Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; во Франции - Абеляр, Жильбер Поретанский, Амальрик из Бена; в Италии - Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура.

Средняя схоластика (XIII в.) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. В это время формируется философская система Фомы Аквинского. Другие представители схоластики: Альберт Великий, Дунс Скот и др.

Поздняя схоластика (XIV-XV вв.) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, и, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Главные представители схоластики: Николай Кузанский, Жан Буридан, Уильям Оккам, Данте.

Фома Аквинский (1225-1274). В 1567 г. был провозглашен пятым учителем церкви. Основные труды Фомы Аквинского: "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". В этих трудах он подводит итоги теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядоченность "естественного" рассудка, над которыми надстраивается ярус сверхъестественной догмы, Фома Аквинский находит у Аристотеля. Главная задача, которую ставит перед собой Фома Аквинский, – систематизация, упорядочивание множества в единстве. Главная заслуга Фомы Аквинского - утверждение принципа единства веры и разума. С этих позиций Фома Аквинский высказывается по всем вопросам: о бытии Бога, о государстве, о душе и теле человека, этике, природе и т.д.

Через всю схоластику проходит проблема: существуют ли реально универсалии или нет? Эта проблема уходит корнями в философию Платона и Аристотеля: как соотносятся мир идей и мир вещей?

Если выразиться на современном философском языке, то номинализм и реализм - это историко-философские тенденции, которые преувеличивают и абсолютизируют либо общее (всеобщее), либо единичное (индивидуальное), отрывая эти диалектические противоположности друг от друга.

В самом первой приближении номинализм - утверждение о том, что универсалии существуют после вещей, а реализм - до вещей (и в самих вещах). Понятие реализм в современной философии часто употребляется в смысле совершенно ином - материалистическом. А средневековый реализм - это чистейший идеализм объективной разновидности. И наоборот, номинализм выражает материалистическую тенденцию в развитии всей философии, но особую остроту он придает средневековой философии.