Смекни!
smekni.com

Правление Ивана IV грозного (1533-1584 гг.) относится к тому периоду отечественной истории, который выдающийся российский ученый В. О. Ключевский назвал временем (стр. 1 из 6)

Введение.

Правление Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) относится к тому периоду отечественной истории, который выдающийся российский ученый В.О. Ключевский назвал временем Московской Руси или Великорусского государства, определив хронологические рамки данного этапа с 1462 г. (вступление Ивана III на великокняжеский престол) до 1613 г. (появление на московском престоле новой династии – Романовых). Основным содержанием исторического процесса в это время являлось завершение объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство, оформление и утверждение его политического и социально-экономического строя. Московская Русь складывалась как самодержавно-крепостническое государство. Однако процессы, происходившие в русских землях, отличались сложностью и противоречивостью, что и вызвало неоднозначные оценки многих явлений отечественными и зарубежными исследователями. Пожалуй, наиболее дискуссионной является оценка деятельности внука Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог Ивана IV, прозванного Грозным.

Хронологически в правлении Ивана IV выделяются два этапа: первый (его можно условно назвать «реформаторским») – когда проводились активные реформы по укреплению российской государственности; и второй, связанный, в основном, с опричниной. Поэтому в целях более глубокого изучения темы представляется необходимым выделение в данном учебно-методическом пособии следующих разделов:

1. Внутренняя и внешняя политика России 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана IV.

2. Внутренняя и внешняя политика Российского государства 60-х – начала 80-х гг. XVI в. Опричнина.

При рассмотрении первого раздела, прежде всего, уясните сущность исторических условий, в которых началось правление Ивана IV. Ответьте на вопрос: каковы предпосылки реформаторской деятельности первого официально титулованного российского царя? Анализируя реформы Ивана IV, определите, каким образом укреплялась российская государственность, шли процессы централизации.

Переходя к изучению второго раздела, обратите внимание на точки зрения, имеющие место в историографии, относительно причин резкого изменения внутренней политики Ивана IV, перехода к опричнине. Уясните сущность опричнины. При рассмотрении ее итогов и последствий, проанализируйте концепции, разработанные видными отечественными историками.

Изучая проблематику внешней политики, ответьте на вопросы: как внешняя политика России в рассматриваемый период связана с внутренней политикой? Каковы результаты внешнеполитической деятельности Ивана IV?

Время правления Ивана IV Грозного является одним из самых сложных и драматических периодов в отечественной истории. Поэтому при анализе темы особенно важно избежать односторонности в оценках исторических событий. Необходимо стремиться к реализации таких правил принципов объективности и историзма как изучение явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним; рассмотрение каждого положения лишь исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории.

1. Внутренняя и внешняя политика России 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана IV.

В историографии принято считать, что процесс образования единого, централизованного государства в русских землях завершился в годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). По мнению В.О. Ключевского, в данный период вся великорусская народность «соединяется под одной государственной властью, вся покрывается одной политической формой».

Действительно, великий князь всея Руси в отличие от предшественников, уже систематически пользовался титулом государь, а в его власти проявлялись черты самодержца. Так, Иван III стал именоваться в правительственных актах «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси». К этому титулу присоединялись географические названия, обозначавшие новые пределы Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных» (т.е. земель). Во время торжественных церемоний государь облачался в особый наряд, частью которого являлись бармы – драгоценное оплечье с изображением святых и «шапка Мономаха» - великокняжеская корона. В руках он держал символы верховной власти – скипетр и державу. В 1472 г. Иван III вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье (Зое) Фоминичне. После этого на государственных печатях появился византийский герб, двуглавый орел.

Характер, который приобретала великокняжеская власть, нашел свое отражение, в частности, в решении Иваном III вопроса о престолонаследии. В 1490 г. умер его старший сын от первого брака Иван, прозванный для того, чтобы отличить от отца, «Молодым». В 1498 г. Великий князь-дед венчал в Успенском соборе своего внука Димитрия (рожденного от Ивана Молодого и дочери молдавского господаря Елены Стефановны – «Елены Волошанки») великокняжеским венцом. Но вскоре ситуация изменилась. Елена Волошанка была близка к еретикам. А после того, как Иван III, в начале сочувствовавший вольнодумцам, вернулся в стан ортодоксов, сноха и внук заключаются под стражу. На великое княжение был посажен Василий, старший сын, рожденный от Софьи Палеолог. Свои решения Иван III объяснял так: «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение». Таким образом, основой великокняжеской власти была не законность, а личное желание самодержца, деспотический принцип.

Еще более усилилась власть государя всея Руси при Василии III. Посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн отмечал в своем сочинении, что этот великий князь превосходит едва ли не всех монархов на свете. В Москве про Василия III говорят: «Воля государя – Божия воля, государь исполнитель воли Божией».

Укрепление политической власти российских государей (термин «Россия» стал употребляться с конца XV в.) потребовало своего идеологического обоснования. В начале XVI в. Было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». В нем говорилось, что род русских князей происходит от обладателя всей вселенной, римского императора Августа. Тот, будучи в преклонных летах, посадил на берегах Вислы своего брата Пруса, «а от Пруса четырнадцатое колено –великий государь Рюрик». В «Сказании» предпринимаются попытки осветить историей и идею византийского наследства. Неизвестный автор повествует, что, став киевским князем, Владимир Мономах начал войну против царя греческого Константина Мономаха. (На самом деле дед Владимира Константин умер более чем за пятьдесят лет до вступления внука на киевский престол). С целью прекратить войну византийский император, якобы, отправил в Киев крест из животворящего дерева, чашу императора Августа и царский венец со своей головы, т.е. «шапку Мономаха»[1]. Отвечая на запросы времени, псковский монах Филофей в послании Василию III утверждал, что Москва – это «третий Рим». Собственно Рим пал из-за ересей, «второй Рим» (Константинополь, Византия) – из-за унии с католичеством (так называемая «Флорентийская уния», подписанная в 1439 г.). «Два Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не быти», - так писал Филофей.

Итак, во второй половине XV – первой трети XVI вв. в России идет процесс становления самодержавной монархии. Московская Русь начинает претендовать на роль нового православного и геополитического центра.

Однако ко времени начала правления Ивана IV процесс централизации не дошел до своего логического завершения. Не был создан разветвленный аппарат государственного управления, что ограничивало возможности великого князя. Боярская дума, возникновение которой относится ко времени древнерусского государства, осуществляла совещательные функции. В первой трети XVI в. Сложилось четкое разграничение думных чинов. Более высоким был статус боярина, более низким – окольничего. С образованием единого государства великий князь стал «жаловать» в бояре и бывших удельных князей. Из вассалов они превращались в подданных государя. «Обояривание» князей растянулось практически до середины XVI в.

В России существовало два общерусских ведомства: Дворец и Казна. Дворец контролировал личные (дворцовые) земли великого князя. При присоединении новых земель создавались местные дворцы, которые, с одной стороны, давали возможность управлять этими землями из Москвы. Но, с другой стороны, разные территории страны ведали разные учреждения, что являлось пережитком удельной системы. Казна была главным государевым хранилищем. В ней находились также государственный архив и государственная печать. Кроме того, казна руководила и внешней политикой.

Особенно заметны пережитки удельного периода в местном управлении. Страна делилась на уезды, как правило, совпадавшие с территорией бывших удельных княжеств. (Новгородская земля сохранила старое административно-территориальное деление на пятины). В уезд входили станы и волости. Уезды возглавлялись наместниками, а станы и волости – волостелями, получившими управление территориями «в кормление». Им полагались судебные пошлины – «присуд» и определенная часть налогов – «кормленичий доход». Это являлось платой не за выполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках. Поэтому кормленщики не были заинтересованы в добросовестной работе. Кроме того, наместникам и волостелям не починялись по гражданским и некоторым уголовным делам феодалы и их люди. В.О. Ключевский указывал, что «еще при Грозном до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, не отдавая отчета царю». Были известны и случаи, когда бывшие удельные князья продолжали управлять своими княжествами на правах наместников московского государя. Нередко они сохраняли и княжеские права: выдавали жалованные грамоты, имели своих вассалов. Все высшие должности в государстве занимали титулованные бояре.