На доске записаны 3 столбика примеров, ниже их - рисунки самолетов. Выше каждого примера три ответа, один из ним правильный, другие - неверные:
4 7 5 3 4 5 6 7 93+2 2+2 5+2
................. ................. .................
Класс делится на три команды. В каждой команде назначается летчик, остальные контролеры. Каждый из них производит расчеты (решает свой столбик примеров) и правильно ведет свой самолет к намеченному курсу. В конце игры подводятся ее итоги. Контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета.
Игру «Парашютисты» можно включить в эту же игру, где каждый парашют на обратной стороне написан пример, должен приземлиться на свое определенное место.
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, игра "Круговые пример", где учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера:
7-5=2 2+6=8 8+2=10 ...
Игра "Математическая эстафета". Класс разбивается по рядам на три команды. Аля каждой команды учитель пишет пример вида: 10+5 10+9 10+7
Вызывается к доске по одному ученику от каждой команды одновременно. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить пример, составить другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Например:
10+5=15 5+10=15 15=10+5 15=5+10 15-10=5 15-5=10 и т.д.
Побеждает та команда, которая раньше других и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров.
3) Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это "Угадай загадки Веселого Карандаша". Содержание: На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Учитель говорит детям, что в гости к нам пришел Веселый Карандаш, предлагает загадки: "Что можно нарисовать, используя квадрат? (Домик, парусную лодку). Треугольник? (Флажок). Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше всего нравится".
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
1. Н.Б. Истомина. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах.
2. Л.А. Горбушина, А.И. Елкина. Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах.
3. Журнал "Начальная школа", № 12, 1997 г.
4. Журнал "Начальная школа", № 5, 1997 г.
5. Журнал "Начальная школа" № 10, 1997 г.
6. Журнал "Начальная школа", № 7, 1997 г.
7. Журнал "Начальная школа", № 2, 1997 г.
8. Т.К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике, 1 класс.
9. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей.
10. В.П. Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе.