Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Политология» на тему: «Изменение понимания политической организации общества от древности до современности» (стр. 2 из 5)

Завершая краткий анализ основных этапов развития политичес­кой мысли за рубежом, следует выделить такой большой период, как весь XIX в. и начало XX в. пятый этап, который характе­ризуется целым рядом особенностей. Сформировавшись как поли­тическая доктрина, либерализм получает практическое воплощение сначала в основании Либеральной партии Великобритании (1832 г.) первой и самой массовой политической партии буржуа­зии, а затем в создании аналогичных партий в других странах. Па­раллельно с этим растет организованность рабочего движения, где на основе марксистского учения возникли свои политические пар­тии Союз коммунистов (1847-1852 гг.), СДПГ (с 1869 г.), нациовальные секции I Интернационала (1864-1889 гг.) и II Интерна­ционала (1889-1914 гг.). Весьма показательным для того времени было и появление идей сверхчеловека Ф. Ницше (1844-1900 гг.), теории насилия и расистских воззрений Л. Гумпловича (1838-1904 гг.), анар­хистских и анархо-синдикалистских идей политического переустрой­ства общества. Одновременно это был период зарождения ориги­нальных концепций, не потерявших своей актуальности в наши дни. Выдающийся немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920 гг.) в работе «Политика как призвание и профессия» впервые, например, выдви­нул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа по­литического господства и лидерства: традиционный, рациональный и харизматический, а также оригинальную концепцию так называе­мой «плебисцитарной деформации», согласно которой народ должен выбирать себе в лидеры человека с харизматическими чертами ха­рактера (чтобы избежать тирании и бюрократии), а задача лидера состоит в том, чтобы осуществлять постоянный контроль за деятель­ностью управленческого аппарата, не допуская его бюрократизации. По мнению М. Вебера, именно харизматический лидер в состоянии решить проблему взаимоотношения личности, общества и государ­ства.

История политических учений была бы неполной без рассмот­рения русской политической мысли.

Формирование государственности у славян осуществлялось на протяжении длительного времени. Одним из ранних источников, в котором уделяется значительное место решению политико-правовых проблем, является «Слово о законе и благодати» Иллариона. Даль­нейшее развитие эти идеи получили в «Повести временных лет» (1113 г.), «Новгородской летописи» (1136 г.), «Русской правде» и в «Слове о полку Игореве» (XIXIII вв.).

В XIVXVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного государства, в которой большое внимание уде­ляется роли России в мировой политике, ее взаимодействию с дру­гими государствами мира. Политические интересы боярства, дво­рянства отражены в работах А. Курбского (1528-1583 гг.), И. Пересветова (середина XVI в.).

Характерной чертой развития русского государства в XVII в. было преобразование сословно-представительской монархии в аб­солютную. Этот процесс завершился при Петре I. Крупнейшим по­литическим трактатом этого периода был труд Ю. Крижанича «По­литика».

Наиболее видными политическими мыслителями первой поло­вины XVIII в. были Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Василий Ни­китич Татищев (1686-1750 гг.), Иван Посошков (1652-1726 гг.).

Если идеи Прокоповича и Татищева базировались в основном на теории "просвещенной монархии", то И. Посошков в своей «Книге о бедности и богатстве» выдвинул целый ряд предложений о преобразовании общественной и государственной жизни, за кото­рые поплатился жизнью.

В период разложения феодализма и возникновения капиталис­тических отношений в России формируется идеология просветитель­ства, политические идеи которого наиболее полно отражены в ра­ботах С. Десницкого, Н. Новикова, Д. Фонвизина.

Программа "просвещенного абсолютизма" проповедовалась самой Екатериной II. Но реальных шагов в демократизации обще­ства, кроме того, что разрешалось обо всем говорить и критиковать, эта программа не дала. Свидетельством тому может служить судьба А.Н. Радищева (1749-1802 гг.), который после выхода его книги «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», где он резко критиковал мо­нархическое устройство России и ратовал за создание конституции, был сослан в Сибирь. Воззрения Радищева оказали большое влияние на политические взгляды декабристов.

В начале XIX в. в России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, государственного уп­равления. Наиболее подробный проект реформирования государст­венного управления был разработан М.М. Сперанским по поруче­нию Александра I в 1809 г. В этом проекте Сперанский проводил идею разделения властей, ограничения монархии, отмены крепост­ничества. Но началась война 1812 г., и эти идеи так и не были ре­ализованы.

В развитии политической мысли в России на этом этапе возникли два течения: западники и славянофилы. К первым можно отнести:

Сперанского М.М., Чаадаева П.Я., Анненкова П.В. А Чичерин Б.И., Карамзин Н.М., Победоносцев К.П., Данилевский Н.Я., Соло­вьев В.С. принадлежали к славянофилам. Кроме названных течений во второй половине XIX в. получила широкое распространение по­литическая мысль революционного демократизма (Н. Чернышев­ский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев, Н. Михайлов­ский). Значительный вклад в развитие отечественной политической мысли внесли И. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин.

Современные политические теории и доктрины

Политическая теория – система знаний, идей о политике, отражающая и характе­ризующая процессы и явления политической жизни общества, меж­дународных отношений и определенным образом объясняющая сущ­ность, структуру, механизмы функционирования политических ин­ститутов, их цели и ценностные ориентации.

Политическая доктрина – руково­дящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления.

Понятия "теория", "доктрина" присущи политическим партиям, движениям, идейно-политическим направлениям современной поли­тической мысли. В результате решения важнейших политических проблем современности различными государствами, партиями, дви­жениями представляется возможным выделить ряд идейно-полити­ческих направлений, по которым за последнее время произошла ак­тивизация общественно-политической мысли.

Важнейшими из них являются: неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическое, этнополитическое, религиозно-политичес­кое, эколого-политическое, современные экстремистские.

Итак, что собой представляет неолиберализм как идейно-полити­ческое течение?

Либерализм зародился как идеология восходящего класса бур­жуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политичес­кое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы, разработанная в трудах таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и других представителей ев­ропейского Просвещения. Однако в центре внимания либерального мировоззрения было с самого начала не свободное развитие личнос­ти, а "рыночная" интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Со второй половины XIX в. в связи с обо­стрением противоречий капитализма начало обозначаться расхож­дение между либеральными и консервативными течениями буржу­азной общественной мысли по вопросу о путях стабилизации обще­ства.

Как и другие идейно-политические течения, либерализм менял свои политические акценты и концептуальные положения. Он эво­люционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Джона Стюарта Милля, а затем к идеям кейнсианства и современной своей форме неоли­берализму. Стержнем этого процесса было толкование вопроса о социальной и экономической роли государства.

Начало формированию буржуазно-либерального реформизма в США было положено "Новым курсом" Ф. Рузвельта (1933-1939 гг.), который способствовал значительному усилению роли государства. Неолиберализм почти безраздельно господствовал в американской политической жизни в 60-70-е годы, т.е. в период правления демо­кратов. Он сдал свои позиции только в начале 80-х годов, с приходом в США неоконсервативного руководства во главе с Р. Рейганом.

Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США. К лагерю неолибералов принадлежат многие известные американские ученые (в том числе почетный профессор Гарвардского университета Джон Кеннет Гэлб-рейт), а также сенаторы и члены правительства. Сегодня демократы снова стоят у руля государственной власти США (президент Б.Клин­тон и вице-президент А. Гор).

Центральными положениями программы либерализма (как в тео­рии и практике политической деятельности неолибералов) являются следующие: активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества, требование социальной ответствен­ности бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма, перераспреде­ление материальных благ (через систему налогов и государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества, расширение фондов общественного потребления, распределяемых бесплатно (больницы, школы, экологические программы, поддержка регионов, затронутых экономической депрессией, и т.д.). Иначе говоря, нео­либералы ставят в центр своих политических и экономических про­грамм два типа взаимоотношений между свободными рынком и эко­номической политикой государства, с одной стороны, и между от­дельной личностью и обществом (в лице государства) с другой. Конкретно это означает обязанность правительства ограждать лич­ность от злоупотреблений и других негативных последствий функ­ционирования рыночной системы. Эту программу, взятую в целом, неолибералы назвали "государством всеобщего благоденствия".