Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Политология» на тему: «Изменение понимания политической организации общества от древности до современности» (стр. 3 из 5)

Таким образом, оформляясь как политическое мышление и по­литическая практика, либерализм (а вслед за ним и неолиберализм) воспринял сложившуюся в античной политической культуре идею народовластия. Современная политическая наука ставит в заслугу либералам их традиционное понимание государства как силы, не зависимой ни от индивида, ни от общества и потому способной защитить их друг от друга. Однако все попытки американских неолибералов провести в жизнь эту гуманистическую идею в 6070-е годы потерпели фиаско. Тем не менее на состоявшейся в январе 1993 г. очередной встрече в рамках Всемирного экономического форума эко­номистов, политологов, банкиров и предпринимателей высшего уровня (в городе Давосе, Швейцария) идея необходимости активи­зации экономической роли государства была в центре внимания. Особенно пропагандировали ее американские ученые из команды Б. Клинтона, а также экономисты и политологи Японии. Активным сторонником либеральной теории "социального государства" высту­пает и известнейший американский экономист, профессор Дж. К. Гэлбрейт. Похоже, что сегодня, когда неолибералы в лице Б. Клинтона и других представителей демократической партии США находятся у власти, попытки претворить в жизнь эту идею могут оказаться не столь фантастичными.

Представители либерализма внесли существенный вклад в раз­витие мировой общественно-политической мысли. Широкую извест­ность и множество последователей приобрели такие социально-по­литические идеи либерализма, как концепция "информационного общества", "конвергенции", "социального глобализма" и др. Остановимся кратко на их характеристике.

В фокусе мировой футурологической мысли 8090-х годов находятся идеи научно-технической революции, и прежде всего неолиберальная концепция "информационное общество". В ней поднимаются проблемы, связанные с принципиально новой ролью инфор­мации в условиях современного этапа научно-технической револю­ции. Авторы этой концепции предлагают свои пути преодоления глу­боко разрыва, существующего между научно-техническим и соци­альным прогрессом человечества. Теоретики "информационного об­щества" ищут ответы на принципиальные вопросы, которые ставит использование новейшей электронной технологии во всех сферах об­щественной жизни, такие как: эффективность или гуманизм? и др.

Наиболее полное освещение социальные последствия "информа­ционной революции" получили в работах американского футуролога Олвина Тоффлера, автора широко известных книг; «Шок будущего» (1970 г.) и «Третья волна» (1980 г.). В 1990 г. вышла последняя часть трилогии, названная автором «Сдвиг власти». Здесь О. Тоффлер ак­центирует внимание на принципиальном изменении человека-про­изводителя в условиях современного этапа научно-технической ре­волюции, вводит понятие "человеческое измерение". В этой же ра­боте автор дает довольно точный прогноз развития политических процессов в современном мире: формирование наднациональных структур (пример Европейский Союз), движений антидемократического характера и различных экстремист­ских течений. Бесспорно, что выводы О. Тоффлера и других иссле­дователей социальных последствий научно-технической революции, в частности футурологов-неоконсерваторов Д. Нэйсбита и П. Абурдена в работе «Мегатенденции. Год 2000» (1990 г.), не свободны от односторонности. Она проявляется, прежде всего, в фетишизации научно-технического прогресса, роли высоких технологий и инфор­мационных систем. Однако это отнюдь не снижает научной ценности названных работ.

Несколько слов еще об одной концепции либерализма, вызвав­шей большой резонанс как среди последователей в области соци­ально-политических и экономических наук, так и в ряде различных общественно-политических течений. Речь идет о теории конверген­ции и ее современных модификациях. В современном мире уже не существует общественных систем, которые традиционно назывались "капитализм" и "социализм". Но это не означает, что идея конвер­генции изжила себя (точнее, она изжила себя в ее традиционном смысле), став теоретической абстракцией. Сегодня некоторые ученые считают, что идея конвергенции в ее современном понимании близка к признанию принципа универсальности эволюции различных сооб­ществ! При этом они не исключают многообразия путей обществен­ного прогресса, специфики подхода к новой цивилизации различных регионов и стран. Действительно, в современном мире сложилось уже несколько международных сообществ, в том числе: Европейский Союз, Сообщество Северо-Американских государств (США, Канада, Мексика), Сообщество АТР (Азиатско-тихоокеанский регион), чле­нами которого являются "новые индустриальные страны". Можно говорить также об СНГ как специфической форме развития между­народных интегрированных процессов. Более того, на территории России сегодня имеет место своеобразное развитие конвергентных процессов. В нашей стране начал функционировать новый тип об­щества, в котором присутствуют, взаимодействуют и переплетаются элементы капиталистической и социалистической общественной сис­темы (естественно, в модифицированных, а не классических их фор­мах). Оказалось, что общественное устройство, называвшееся соци­ализмом, так и не смогло создать эффективной мотивации труда. В то же время в развитых странах Запада и Востока она успешно дей­ствует. Заметим, что в сфере человеческих отношений принцип кол­лективизма является безусловным завоеванием социализма, в про­тивовес индивидуализму, господствующему в высокоразвитых стра­нах. В конечном счете вырисовывается картина цивилизованного и прогрессивного общества совершенно нового типа.

В ходе исторического развития общественная, в том числе и со­циально-политическая мысль, в развитых странах Запада раздели­лась на два основных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах (неоконсерватизм) консервативное на­правление представляет собой в области идеологии и политики слож­ный сплав взглядов, идей и концепций, в котором общие черты со­четаются с национально-специфическими особенностями.

Консерватизм (от лат. сопзегуаге сохранять, охранять) со­циально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм по­литической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований.

Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с име­нем замечательного английского мыслителя Томаса Гоббса, совре­менника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в Соединенных штатах Америки.

Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из ко­торых европейский классический консерватизм XVIII середины XIX вв. (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Основное место заняли в нем положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмеша­тельства и регулирования со стороны государства, сохранение тра­диционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма.

Вторая форма либерализм. Здесь идеи классического консер­ватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями классического либерализма, прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе го­воря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерва­тизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX-XX вв.

Наконец, третья, самая современная форма американского кон­серватизма неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют начало этого направления). В отличие от первых двух форм, неоконсерва­тизм признает необходимость вмешательства государства в эконо­мику и выполнения им ряда функций, однако требует значительного сокращения и ограничения этих функций. Идейное кредо неоконсе­рваторов в вопросе о роли государства в обществе формулируется так: «Лучшее правительство то, которое правит меньше». Возник­новение этой, третьей формы консерватизма и ее утверждение в ка­честве ведущей способствовало падению популярности идей либе­рализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции "государства всеобщего благо­денствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кри­зиса середины 70-х годов.

Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на выс­шие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великоб­ритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль. В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США, и Англии стали также консервативные лидеры Дж. Буш и Джон Мейджор.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с полити­ческой сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означал бы полный отход от неоконсервативного курса внутренней и внешней политики государства. Сегодня неокон­серватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве домини­рующей интеллектуальной тенденции и господствующей политичес­кой силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого тече­ния в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом. Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются круп­нейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых цент­рах" этих стран.