Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Политология» на тему: «Изменение понимания политической организации общества от древности до современности» (стр. 4 из 5)

Рассмотрим основные принципы идеологии неоконсерватизма. Прежде всего следует, что социальную базу этой идеологии состав­ляет в США и других развитых странах так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и пред­ставители нового типа трудящихся высококвалифицированные работники производства. Именно они, в конце 70-х начале 80-х годов были обеспокоены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением на­учно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи семья, религия, мораль с ценностями по­стиндустриальной эры творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, обра­зование как главные каналы вложения в так называемый "челове­ческий капитал"). Неоконсерваторы придают большое значение при­влечению персонала к активному участию в управлении предпри­ятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме тру­довой мотивации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвящено немало книг и статей. Таковы позитивные черты неоконсервативной идеологии.

Однако существует и другая сторона этого социального феноме­на. Неоконсерваторы выступают в защиту крупного бизнеса от "по­сягательств государства", в частности за снижение налогов на круп­ный капитал. Иначе говоря, антиэтатистская (антигосударственная) направленность политических воззрений неоконсерваторов является определяющей чертой их идейно-политических установок. Другой особенностью неоконсерватизма является антиэгалитаризм, выступ­ление против "эксцессов демократии", за сокращение государствен­ных социальных программ, за "равенство возможностей", против "равенства результатов". Широкую известность приобрела неокон­сервативная концепция "общества двух третей" (прежде всего, в США). Эта антигуманная по своей сути идеология оставляет на обо­чине общественного прогресса неблагополучную треть общества (пенсионеров, безработных, инвалидов и т.п.), лишая или сокращая до минимума государственную материальную помощь малоимущим категориям населения.

Вслед за приведенной характеристикой идеологии неоконсерва­тизма возникает вопрос: является ли консерватизм идеологией про­гресса? Ответ на этот вопрос, скорее всего, не однозначен.

Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представля­ют две научные школы: "монетаризма" и политической футурологии. Первая, как известно, выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители этой школы лауреаты Нобелевской премии, монетаристы М. Фридмен и Ф. Хайек, сторонники "количественной теории денег". В соответст­вии с этой теорией, денежное обращение и его законы составляют центральный элемент хозяйственной системы любого общества, со­стояния экономической конъюнктуры.

Общеизвестно, что все современные идейно-политические тече­ния так или иначе определяют свою позицию относительно такого глобального явления, как научно-техническая революция. Как отно­сятся неоконсерваторы к этому социальному феномену? Это прояв­ляется в концепциях неоконсервативной футурологии. Конкретно в концепциях постиндустриализма. Именно здесь наиболее ярко видна такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политичес­ких течений. (В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о теоретических разработках представителей неолиберализма).

Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, инду­стриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постин­дустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.

Что касается других проявлений неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли, то следует учитывать, что американский неоконсерватизм в сфере по­литики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это проявляется и в области внешней политики. Так, 80-е годы годы правления в США республиканской партии ознаменовались резким поворотом в области прежде всего американо-советских от­ношений. Суть этого поворота в отходе от политики "силового глобализма", вытекающей из представлений о Советском Союзе как об "империи зла-^-', в отказе от политики "холодной войны" и пере­ходе к добрососедским отношениям с нашей страной. (Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсе­рваторов оставило мечту о лидерстве США в современном мире).

С победой демократической партии США на президентских вы­борах 1991 г. неоконсерватизм как идейно-политическое течение не перестал доминировать в США и других развитых странах. Неокон­серватизм явление международное. Наиболее широко он пред­ставлен (кроме США) в таких странах Западной Европы, как Фран­ция и ФРГ. Было бы ошибочным предполагать, что неоконсерватизм не имеет никакого отношения к нашей российской политической практике. Речь идет прежде всего о всеобщности ряда черт консер­вативного мышления в нашей стране, в том числе о сохранении старого мышления, духовности общественного сознания, зависимос­ти от стереотипов прошлого.

Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями Запада очень широк: от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму.

Социализм как идейно-политическое течение и одно из направ­лений общественно-политической мысли и сегодня остается доста­точно популярным в мире. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало сущест­вовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. В нем сегодня просматриваются три направления: умеренное (центрист­ское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" "теологией освобож­дения". Третья ветвь социалистической мысли Запада "неомарк­сизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле ми­ровой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналити­ческим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названи­ем. В Италии на рубеже 70-80-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марк­сизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Ак­туальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.

Современные социал-демократы как представители социалисти­ческой мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализ­ма".

К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 300 социал-де­мократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократичес­кое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).

Суть концепции "демократического социализма" состоит в при­оритете государственного регулирования экономической жизни в со­четании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической по­литики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национа­лизацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль го­сударства за деятельностью транснациональных компаний, обеспе­чение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласован­ного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.

Социализм в понимании социал-демократов это не общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и бесконечный.

В современных условиях теория социализма совершенствуется, осо­бый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общест­ва.

В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-лет­ний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих пар­тий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно.

Еще одним направлением современной политической мысли яв­ляется этнополитическое. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и незави­симое развитие каждой нации, народности, племени, любой соци­альной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в ре­шении всех общественных проблем.