Получается, что самым надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существующие в мире. Именно эта тенденция привела к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации.
Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.
Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священнослужители, особенно католических и исламских конфессий.
В мире насчитывается свыше 1 млрд христиан, в том числе около 600 млн католиков, более 1 млрд мусульман, подавляющее большинство которых составляют сунниты, к 1 млрд приближается количество последователей индуизма и буддизма. Более 100 млн человек придерживаются разнообразных местных верований. Разумеется, далеко не все верующие вовлечены в политику. Но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется отнюдь не их базовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, формирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим почти для всех религиозно-политических течений является религиозно-этическое обоснование политических целей и поиск религиозно-этических путей решения общественных проблем.
Наиболее активными и влиятельными являются поборники создания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии бывших республиках СССР.
Влияние религиозных идейно-политических концепций оказывает заметное воздействие на поиск новых решений политических проблем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
В 60-70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида.
При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.
Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений такого переустройства общества, которое обеспечит гармонизацию его отношений с природой.
Следует признать, что подавляющее большинство эколого-политических концепций пользуются огромной поддержкой общественности. Их подхватывают, развивают и пытаются реализовать партии и движения различных идейно-политических ориентации: неолиберально-неоконсервативной, демократической, социалистической, национальной, религиозной. За последние 20-25 лет эколого-политическое направление общественной мысли добилось заметных результатов. Однако многие проблемы еще не решены. Поэтому это идейно-политическое направление имеет огромные перспективы.
Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения:
неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм.
Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чувствам людей зависти, злобе, шовинизму и находят своих приверженцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма.
Наиболее активными в 80-90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, получившие распространение во всем мире, сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному насилию.
Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Все эти концепции объединяет общий показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия, стремятся опереться на национализм.
В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие индивидуальную свободу в обществе без государства. Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бесплодные действия.
Все направления и течения общественно-политической мысли в большей или меньшей мере поворачиваются к проблемам кризиса цивилизации или сталкиваются с ними. Способность содействовать преодолению этого кризиса стала основным критерием их оценки.
Список литературы
1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып. 1. М., 1994.
2. Каменская Г.В., Родионов А.И. Политические системы современности. Пособие. М., 1994.
3. Основы демократии и власти. Учебное пособие. Под ред. д-ра ист. наук, проф. Г.С. Еськова. М., 1993.
4. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. В.П. Пугачева, ч. I, II. М., 1993.
5. Панарин А.С. Политология. Учебник. М., 1997.