Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)
Реферат по дисциплине «Политология»
на тему:
«Изменение понимания политической организации общества от древности до современности»
Выполнил: студент группы С-64 Петров Г.И.
Проверил: Лундин Ю.А.
Москва 2008
Социально-политические идеи в истории общественной мысли 3
Современные политические теории и доктрины 8
Список литературы 20
Социально-политические идеи в истории общественной мысли
В истории становления и развития политической мысли за рубежом выделяют пять основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Первый этап политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божественного происхождения власти. Наиболее выдающимися мыслителями были Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай.
Второй этап политические учения Древней Греции и Древнего Рима представлен такими именами, как Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон. На этом этапе происходит постепенное освобождение политических взглядов от мифов и обособление их как относительно самостоятельной части политической философии. Происходит анализ устройства государства, классификация его форм, определяются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особенно значительный вклад в развитие политической мысли внесли тогда древнегреческие мыслители Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Платон, например, один из первых попытался классифицировать типы государственного устройства, выделив два из них: совершенный, или идеальный, и несовершенный. Основанием для такой классификации он считал внутренние пружины поведения людей: если главным двигателем поведения людей являются материальные заботы, то можно говорить о несовершенном государстве, если идейные соображения и поступки, то, естественно, наоборот. Он считал, что идеальные типы государства существовали лишь в древности, когда людьми управляли боги. Из шести несовершенных форм государственного устройства (тимократии власти честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения вне заслуг; олигархии власти немногих, богатейших; аристократии власти лучших, знатнейших; монархии власти одного; демократии власти большинства, но не всех; тирании власти одного над всеми) симпатии Платона были на стороне государств, близких к аристократии и монархии, правители которых обладали не только богатствами, но были наделены от природы способностями или обучены хорошо управлять.
В науке управления делами общества и государства Аристотель пошел еще дальше своего великого учителя. Он ввел в оборот само понятие «политика», назвав ее главной из всех наук и искусств, поскольку считал целью политики достижение блага для всех в отличие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каждого. Аристотель глубоко и наиболее полно раскрыл сущность государства, причины его образования, выдвинул идею разделения политической власти на три ветви, показал, что от реализации этого принципа, как и от наличия в обществе среднего элемента (т.е. класса), зависит состояние и стабильность государственного строя.
Изучив конституционно-правовые нормы существовавших в древнем мире государств (более 150!), Аристотель выделил три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные, с его точки зрения, формы государственного устройства (тирания, олигархия, демократия), считая основанием для классификации правильности способность правящих кругов служить делу общественной пользы, будь то монархия или аристократия. Как и Платон, Аристотель отрицательно отзывался о демократии как одной из своекорыстных форм господства большинства над меньшинством, а наилучшей формой государственного устройства называл политию, в условиях которой большинство управляет в интересах общей пользы, т.е. подлинной демократии. А это возможно, по его мнению, только тогда, когда политическая власть в обществе находится в руках среднего элемента.
На третьем этапе в условиях Средневековья политическая мысль развивается в основном усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем Средневековье широко был известен Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.). Будучи епископом в Северной Африке (с 396 г.), он в течение десятилетий руководил идейной борьбой истинных христиан с еретиками христианского учения. Основные положения концепции своего учения он изложил в обширном труде под названием «О граде Божием». Главным из них является божественная предопределенность всего сущего, происходящего на Земле, фатализм. Августин выдвинул и обосновал идеи всемирного господства христианства, подчинения ему государства, светских начал, в том числе науки. Учение Августина Блаженного имело огромное значение в обосновании первенствующей власти Церкви на протяжении целого ряда столетий.
Трудно переоценить вклад в обоснование теологической теории политической власти, который внес Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его по праву считают основоположником одного из ведущих религиозных течений в Христианстве католицизма. Разделение Христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Особенности католицизма, прежде всего относительно православия, состоят в наличии в нем догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского как главы католицизма; резком разграничении между клиром и мирянами; соблюдении целибата, т.е. обязательного безбрачия католического духовенства, и др. С 1879 г. учение Фомы Аквинского, согласно специальной папской энциклике (папы Льва XIII), стало «единственно истинной философией католицизма», а сам он«нормальным богословом» католической церкви.
Огромную роль в обоснование разного рода теократических теорий происхождения государства и политической власти внесли и вносят также православие, буддизм, ислам, иудаизм, униатство и многие другие религиозные конфессии.
В эпоху Возрождения и Просвещения наступил четвертый этап в истории политической мысли. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в освобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, государственных законов, демократического устройства общественной жизни, возникновения и функционирования политических институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). В своих работах («Государь» и др.) он резко выступил против религиозных представлений о политике, решительно отбросил их, заменив идеей объективной исторической необходимости, которую назвал «фортуной» (судьбой). По его мнению, судьба предопределяет первую половину жизни и действий человека, а второй ее половиной управляет сам человек, т.е. судьба и личная энергия человека, его способности и знания являются движущими силами политики. С другой стороны, в основе политического поведения человека, согласно Н. Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес!) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис «Цель оправдывает средства», хотя в жизни относился отрицательно к тем политикам, которые добивались своих целей с помощью насилия.
В произведениях Т. Гоббса (1588-1679 гг.) «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан», Дж. Локка (1632-1704 гг.) «Два трактата о государственном правлении», трудах Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) «Об общественном договоре» и других авторов, творивших на этом этапе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная политическая доктрина, было дано обоснование необходимости разделения политической власти на три ветви, защиты прав и свобод человека, теоретических основ правового государства и гражданского общества.
Политические идеи Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т. Джефферсона (1743-1826 гг.) выдающегося теоретика американской демократии, одного из главных разработчиков Декларации Независимости США (1776 г.), третьего президента США. Затем эти идеи получили конкретное отражение в Конституции США (1787 г.) и особенно в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в августе 1789 г. Национальным (Учредительным) собранием Франции в результате победы Великой французской революции. Все 17 статей данного документа проникнуты идеей естественных прав человека, т.е. не даруемых обществом, а вытекающих из его неизменной природы и разума. Декларация получила силу закона и в сентябре 1791 г. полностью вошла в текст Конституции Франции, принятой Учредительным собранием. Затем началось шествие ее основополагающих принципов по всему миру, с включением их во Всеобщую Декларацию прав человека ООН (декабрь 1948 г.). Конвенцию о политических правах женщин (1952 г.), Декларацию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.). Конвенцию о правах ребенка (1989 г.), в общей сложности в более чем 60 документов ООН за время ее истории с 1945 г.
Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как «Метафизические начала учения о праве» И. Канта (1724-1804 гг.) и «Философия права» В.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.). К заслугам И. Канта нужно отнести прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обоснование положений Д. Локка (1632-1704 гг.) о правовом государстве, считая, что именно в таком государстве все граждане должны иметь одинаковые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относительно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органическую связь социально-экономической и политической сфер государства с гражданским обществом. Последнее, по его мнению, возникает только в конкретно-исторической ситуации, в условиях формирования буржуазных отношений, резкого обострения имущественного неравенства между людьми. В этой же связи Гегель выступал за абсолютизацию политической власти и абсолютизацию государства как политического института общества.