Смекни!
smekni.com

Развитие публичной библиотеки в г. Н. Тагиле в постсоветский период в 1990 – 2000 – е гг (стр. 5 из 17)

К областным документам, на которых основана деятельность сети публичных библиотек является: Областной закон о библиотеках и библиотечных фондах, принятый в 1997 г. Закон Свердловской области «Об областной государственной целевой программе «Обеспечения развития культурной деятельности на территории Свердловской области на 2003 - 2005 годы». В них определены основные цели, задачи и направления работы муниципальных публичных библиотек.

Отметим, что понятие «библиотечная политика» утвердилось в профессиональном библиотечном лексиконе лишь во второй половине 90-х гг. ХХ века. И до настоящего времени государственная библиотечная политика во многом исходит из идеальных или субъективных представлении о роли и месте публичных библиотек, а не из анализа их реального существования в конкретной социальной среде. Во многом такому положению способствует принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния». В связи с перераспределением общефедеральной государственной собственности по уровням субъектов Федерации сначала де-юре, а затем и де-факто происходит ликвидация системы библиотек Министерства культуры России. Общий процесс децентрализации государственных институтов привел к тому, что ответственность за работу публичных библиотек целиком легла на муниципальные органы. Хотя по традиции местные библиотеки поддерживаются не только областной или краевой библиотечной системой, но и бюджетами субъектов Федерации, этого явно недостаточно для их нормального функционирования. Между тем, в структуре федеральных расходов на культуру библиотечная сфера занимает далеко не первое место, уступая, например, музеям (их доля - 48 % бюджетных рас­ходов на культуру), исполнительским искусствам (13,3%), образованию (1 0,9 %). Расходы на библиотеки составляют только 8,7%, что в 5,5 раза меньше, чем расходы на содержание музеев. На региональном и местном уровнях расходы на библиотеки (17% бюджета субъектов Федерации) мень­ше, чем финансирование клубной системы (24,1 %) и образования (22,2%)[39].

В 1997 г. управлением культуры г. Н. Тагила была разработана городская целевая, комплексная программа «Сохранение и развитие культуры г. Н. Тагил 1998 – 2000 гг.». Программа включала раздел «Совершенствование библиотечного дела». Отметим, что за 1998 г. она была лишь частично реализована. Это касалось той части мероприятий, которая не требовала значительных финансовых затрат и ответственной за которую была сама ЦГБ: выпуск ежегодного каталога периодики библиотек города, культурное, информационное обслуживание организаций соцзащиты, проведение творческих конкурсов. Однако все мероприятия по совершенствованию материально - технической базы муниципальных библиотек, возложенные на управление культуры тогда реализованы не были по причине отсутствия финансов[40].

В 2000 г. Коллегией при главе города Н. Тагил была разработана очередная программа, касающаяся совершенствования работы муниципальных библиотек. Программа «Развитие библиотечного дела в г. Н. Тагил» была рассчитана на 4 года (с 2001 по 2005 гг.). Документ предусматривал восстановление системы организационно – методического управления библиотеками. При управлении культуры администрации города было решено создать межведомственный библиотечный Совет, подготовить программу повышения квалификации «Библиотекарь - профессионал», провести мониторинг функционирования библиотечной сети города, организовать научно – практические конференции. Базовой библиотекой реализации программы стала, конечно же, ЦГБ. Частично она была реализована к 2005 г. Тогда муниципалитет взял на себя обязательства финансирования программы в объеме 31.284.24 тыс. рублей и было выделено оборудование для реализации программы[41].

Однако местное самоуправление не может пока в полной мере обеспечить нормальное функционирование сети общедоступных библиотек. Они фактически уже выпали из общефедеральной сферы, но еще не стали приоритетным направлением в формировании местной политики субъектов Федерации.

Итак, в современной социокультурной ситуации общефедеральная библиотечная политика строится, прежде всего, на правовом регулировании, целевом финансировании и на формировании определенной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого финансирования библиотечной деятельности в современных условиях весь­ма ограничены, а декларирование соответствующей идеологии развития, не подкрепленное реальными позитивными изменениями может привести к нежелательным последствиям. Поэтому в настоящее время альфой и омегой государственной политики в сфере функционирования публичных библиотек становится правовое регулирование библиотечного дела. Для положительного сдвига в этой области необходимо преодолеть ведомственный подход.

Можно констатировать, что продекларированная на государственном уровне библиотечная политика далека от реального положения дел в библиотечной сфере. Чтобы оценить реально существующую библиотечную политику в нашей стране в современный переходный период, нужно учитывать, во-первых, ее результаты - совокупный библиотечный ресурс, предлагаемые услуги, ценностные ориентации - как в профессиональной, так и в читательской среде. Во-вторых, нужно рассматривать средства библиотечной политики - организацию управления, нормативно - правовое и финансовое обеспечение. Как видно из приведенных выше данных, реальная библиотечная по­литика в нашей стране должна быть откорректирована как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Кадры и посетители

2.1. Кадры

В сети публичных библиотек г. Нижний Тагил работает 269 человек. Из них в централизованной сети детских библиотек – 99 (собственно библиотекарей - 69) и в централизованной системе библиотек для взрослых – 170 (103 библиотекаря)[42].

Интересно проследить динамику роста библиотечного коллектива, его профессиональных качеств, степень образованности библиотекарей. Для этого обратимся к информационным отчетам Центральной городской библиотеки и статистическим данным Централизованной системы детских библиотек г. Нижний Тагил за 1990 – 2008 гг.

В штате ЦБС в 1991 г. было 83 библиотечных единицы, из них 71 ставка занята, 12 – свободных, которые в бригадах использовались для повышения заработной платы. 55% библиотекарей имели библиотечное образование. В течение года из коллектива ушло 2 человека. 1 – уволился по болезни, 1 – нашел другое место работы (школа)[43]. В целом, как отмечала директор ЦБС в Информационном отчете за 1991 г., коллектив оставался стабильным, а дружная и интересная жизнь только сплачивала его, препятствуя утечке из ЦБС ценных кадров.

Такая ситуация была характерна и для последующих лет деятельности ЦБС. Устойчивым явлением в жизни библиотеки было - нехватка кадров. Так, в 1995 г. количество работников по штатному расписанию составляла 50 человек, действительных же работников всего – 40. Особенно остро это ощущалось на работе филиалов. Так, например, в филиале №7, вместо 3 сотрудников, работал 1, в филиале №8 – вместо 9 – 2 человека, в филиале №10 – 10 и 8 соответственно и т. д[44]. Однако в следующем 1996 г. в Центральной городской библиотеке и ее филиалах (далее ЦГБ) работало уже 82 сотрудника. Из них: диплом о высшем образовании имели 40 человек, средне - специальном – 32 (5 из которых получали дополнительное образование в ВУЗах), 4 человека учились в институтах культуры[45]. Такое изменение в кадровом составе было обусловлено грамотной кадровой политикой, проводимой руководством библиотекой с конца 1990- х гг., в рамках которой проводились не только курсы повышения квалификации (например, семинары «Современная библиотека: формула успеха», «О новых подходах к качеству комплектования библиотечных фондов. Новые учетные документы», учеба для библиотекарей города «Реклама в библиотеке», участие в выездных мероприятиях по повышению квалификации, в том числе в Екатеринбург, в библиотеку им. В. Г. Белинского, участие в научно - практических конференциях таких как «Урал – территория жизни»), но и активное стимулирование труда сотрудников, награждение отличившихся денежными премиями (выделенных из собственных средств библиотеки), моральное поощрение, аттестация библиотечных работников. Последнее заключалось во вручении благодарностей, благодарственных писем, почетных грамот, предоставлении дополнительных нерабочих дней и просто в добрых словах. Несмотря на это, в штат сотрудников библиотеки необходимо было ввести дополнительно еще 6 ставок.

В 1997 г. количество библиотекарей составляло уже 91 человек, высшее образование имело уже 46 человек, средне - библиотечное – 32, остальные – средне - педагогическое, музыкальное, экономическое и др. В 1997 г. 2 человека закончили Челябинский институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография», продолжали учиться на заочных отделениях институтов культуры и университетов – 4 человека[46].

Отметим также, что с 1990 г. в ЦГБ применялась бригадная форма оплаты труда. А с 1999 г. система оплаты труда изменилась. Так, в конце 1998 г. на собрании коллектива библиотеки был принят трудовой договор сроком на 2 года, по которому вместо бригад предусматривалось введение годовых надбавок и премий. Было разработано положение о доплатах, надбавках, материальной помощи и премировании за счет платных услуг, вступившее в силу с января 1999 г. Что также привело к улучшению условий работы и стимулировало сотрудников к выполнению их обязанностей.

Кадровая политика, проводимая администрацией ЦГБ, строится на принципах заботы и создания комфортных условий для каждого сотрудника. Моральные поощрения дополняются материальным стимулированием труда. Результат такой политики – штаты полностью укомплектованы, в ЦГБ нет текучести кадров. Об этом пишется, чуть ли не в каждом отчете. И это действительно так. К 2001 г. коллектив ЦГБ объединял 92 библиотекаря, из которых только 10 человек имело средне – специальное образование. Кроме библиотекарей в штат библиотеки входили специалисты различных специальностей: психолог, программисты, преподаватели иностранных языков, музыканты, искусствоведы[47]. Те же показатели находим и в 2000 г. Правда, штат библиотеки увеличился на 2 человека, 24 сотрудника имеют высшее библиотечное образование. Трудовой стаж 32 специалистов составлял более 10 лет библиотечной работы, еще 32 человека – более 20 лет. Средний возраст сотрудников ЦГБ – 41 год. Отметим, что директору библиотеки на тот момент исполнилось 56 лет[48].