Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.
Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий.
Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.)10, и в режиме, установленном талибами в Афганистане.
Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.
Тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм – это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.
Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформировали у населения этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.
Тоталитарный режим по самой своей природе разрушителен. Его кратковременные успехи в укреплении и мобилизации общества иллюзорны. Он не выдерживает испытания на созидание, какой бы сферы общественной жизни оно ни касалось. Этот режим в исторической перспективе оказывается совершенно несостоятельным и бесплодным.
Тайна краха тоталитарной системы кроется в стремлении установить автоматически действующий порядок, обустроить общество по типу «единой фабрики», функционирующий с правильностью часового механизма, «машинизировать» человека. Органически присущие этой системе непрерывная концентрация и централизация всего и вся, ее «массовидность», избегающая акцентирования на межличностных, «интимных» отношениях и настаивающая на коллективных формах, неизбежно ведут к постоянному уменьшению человеческого присутствия в мире, нивелировке человеческой субъективности.
Человек, выключенный из процесса подлинно самостоятельного решения общественных проблем, утрачивает власть над историческими обстоятельствами. Общество вступает в эпоху перманентных катастроф.
И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм– закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
1. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2010. - 390 с.
2. Боркенау Ф. Тоталитарный враг // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков. Реферат). - М.: ИНИОН, 2003. - Ч. 3. - С. 5-16
3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
4. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина / Л. Люкс. - М.: РОССПЭН; Фонд первого президента России Б. Н. Ельцина, 2009. - 527 с.
5. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2005. - 624 с.
6. Мейер А."Советская политическая система. Ее истолкование" – М: Юристъ, 2009.
7. Муштук О.З. Политология. М.: ЕАОИ, 2008. - 384 с.
8. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
9. Политология. Практикум. Под ред. Решетникова С.В. - Минск: Тетра Системс, 2008. - 256 с.
10. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 2005. - 296 с.
Доклад
Понятие "тоталитаризм", фиксирующее принципиальные особенности репрессивных социально-политических систем в XX веке, не просто стало одной из наиболее важных и дискуссионных категорий, но и остается постоянным объектом научных исследований.
Основным принципом функционирования тоталитарного режима является принцип: «Для человека - запрещено все, что не разрешено. Для государства - разрешено все»
Главной особенностью тоталитаризма является то, что правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, семейной.
Ограничение возможностей спонтанного общественного развития определяет недолговременный характер тоталитарных режимов. Неспособность тоталитарных режимов к самостоятельному преобразованию обрекает их на распад при смене формы производства, влекущей за собою изменение общественных отношений.
Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан.
Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.
Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.