Однако не все нормы Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» категорично устанавливают наличие неразрывности между правами и обязанностями. Права иногда имеют самостоятельный характер. В соответствии с частью2 статьи 39 указанного закона население имеет право на добровольное внесение средств для финансирования вопросов местного значения. Вместе с тем, население не обязано вносить такие средства, если оно не пожелает это делать. И никакой орган не имеет права обязать население произвести сбор финансовых средств. Согласно части 1 этой же статьи представительный орган местного самоуправления в праве устанавливать льготы по местным налогам и сборам, но он не обязан делать это для всех юридических лиц. По своему усмотрению представительный орган местного самоуправления может решать вопросы законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Это его право, но не обязанность.
Обязанности же такой свободы выбора при решении конкретного вопроса не предоставляют, жестко регламентируя действия органа или должностного лица. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, согласно закону[7], обязаны дать ответ по существу обращений граждан к ним в течение одного месяца.
Таким образом, как мы можем видеть, вопрос о правах и обязанностях, их индивидуализации и совмещении, является очень сложным. Сложным является и понимание прав , их пределов, и обязанностей, их точного и неукоснительного соблюдения. Очень пагубным может оказаться для муниципального образования, когда перешагиваются данные барьеры. Поэтому необходимо, чтобы устанавливался и осуществлялся более жесткий контроль за соблюдением прав и обязанностей.
Юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений
Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствии, возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты в муниципальном праве – те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципальных правоотношений.
Являясь одним из элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение или прекращение муниципальных правоотношений[8]. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.
Юридические факты в муниципальном праве выполняют и дополнительные функции. Они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных муниципально-правовых отношений.
Также одной из функции юридических фактов в муниципальном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в области местного самоуправления.
Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов муниципально-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать.
Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма муниципально-правового регулирования местного самоуправления. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов муниципально-правовых отношений.
В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Наиболее распространенной и значимой для муниципально-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей – на действия и события.
Основным определяющим видом юридических фактов в муниципальном праве является действие – результат сознательной целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования.
В зависимости от соответствия действий требованиям муниципально-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные).
Правомерным действием в муниципальном праве является волевое поведение, которое соответствует предписаниям норм муниципального права, согласуется с содержанием прав и обязанностей его субъектов. Правомерные действия – основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики муниципально-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.
Юридическими поступками в муниципальном праве являются правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов (иногда находящихся вне права), порождающих конкретные правовые последствия. К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения муниципально-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и должностным лицам местного самоуправления (внесение предложений и проектов народной правотворческой инициативы).
Вторым подвидом правомерных действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты – правомерные действия, которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия. Юридические акты в муниципальном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, иначе – это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений. Кроме того, юридическими актами может оформляться и воля других субъектов муниципально-правовых отношений: населения, депутатов, граждан, общественных организаций и др.
Теперь перейдем ко второму виду юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения муниципальных правоотношений – это неправомерные (противоправные) действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Примером такого действия может служить издание представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ.
В муниципальном праве к числу юридических фактов, вызывающих динамику муниципально-правовых отношений, относятся события – обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей (например, рождение, смерть человека и т.д.). Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. К числу юридических событий в муниципальном праве могут быть отнесены сроки. Все социальные явления и процессы, деятельность субъектов муниципально-правовых отношений имеют временную протяженность. Истечение определенного времени может выступать как обстоятельство, способствующее возникновению, изменению или прекращению муниципально-правовых отношений. В юридической литературе отмечается, что сроки могут выступать исключительно в качестве элементов фактического состава, поскольку сам по себе срок никакого юридического содержания не несет, он имеет значение только как срок чего-либо.
Помимо юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений выступают состояния. Вопрос о состоянии как о юридическом факте является дискуссионным в юридической науке. Юридическими состояниями являются сложные юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течении которого они могут неоднократно вызывать наступление правовых последствий. Состояние не возникает само по себе, ему способствуют определенные события или действия.
Для возникновения, изменения и прекращения большинства муниципально-правовых отношений требуется наличие совокупности юридических фактов – фактический состав.
Фактический состав – это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий. Каждый из элементов фактического состава представляет собой самостоятельное жизненное обстоятельство и выступает в качестве особого юридического факта.
В муниципальном праве достаточно распространенными являются составы с элементом-волеизъявлением, которые в качестве элемента включают индивидуальное волеизъявление или несколько индивидуальных волеизъявлений[9].
Детализация юридических фактов и особенно фактических составов, выявление новых оснований для их классификации является перспективным направлением в науке муниципального права и важным шагом к познанию всех его особенностей, правильному разграничению вопросов по его содержанию, четкому и точному пониманию всей его проблематики.
Заключение
Европейская Хартия Местного Самоуправления была ратифицирована Федеральным Собранием 11 апреля 1998года. Она вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года. Но не ясным остается вопрос о том, почему же тогда Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 12 августа 1995 года? Что это было: стремление отличиться от остальных государств, политическая игра «верхов», желание показать свою независимость и самостоятельность или нечто другое? Это остается загадкой.