Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарам для студентов специальности: 040104 «Организация работы с молодежью» (стр. 1 из 2)

В.В. Алмаева

Организация и постановка культурно-досуговых программ

Методические указания к семинарам

для студентов специальности:

040104 «Организация работы с молодежью»

ТОМСК 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Утверждаю

зав. кафедрой КС

_____________

Т.И. Суслова

В.В. Алмаева

Организация и постановка культурно-досуговых программ

Методические указания по семинарам

для студентов специальности:

040104 «Организация работы с молодежью»

2010

Содержание

1. Введение

2. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях по курсу «Организация и постановка культурно-досуговых программ»

3. Темы для написания реферата

4. Перечень вопросов для экзамена


Введение

Курс «Организация и постановка культурно-досуговых программ» разработан как дисциплина, изучающая культурно-досуговую деятельность как одну из сфер деятельности специалиста по организации работы с молодежью. Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.

Основы культурно-досуговой деятельности — важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов по организации работы с молодежью.

Освоение программы предусматривает приобретение следующих компетенций: овладение культурно-просветительской, информационно-творческой, рекламно-информационной, финансово-экономической видами деятельности в области культурно-досуговой деятельности, умение профессионально решать этические и правовые проблемы, разрабатывать экономические и социально-художественные проекты, правильно и логично оформлять свои мысли и т.д.

Предложенные для обсуждения на семинарах вопросы рассматривают основные проблемы теоретических и практических аспектов организации досуговой деятельности, организовывать мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга.

Методические указания включают также перечень тем для написания реферата по курсу, перечень вопросов на экзамен по основным разделам дисциплины.

Предназначены для студентов дневной формы обучения для специальности гуманитарного факультета: 040104 «Организация работы с молодежью».

1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «Коммуникативные стратегии толерантности в современносм социокультурном пространстве»

1.1 Семинар 1

Тема. Социально-педагогическая основа культурно-досуговых программ.

Рассмотрение данной темы начинается с выявления наиболее распространенных педагогических концепций, изучение которых необходимо проводить с точки зрения их влияния на процесс воспитания в сфере досуга. Раскрывается система средств и методов активизации досуговой активности личности, существующих в рамках педагогики досуга — частной дисциплины общей науки о воспитании. Раскрывается перспектива применения данного направления знания в сфере свободного времени.

План практического занятия.

1. Основные концепции педагогики как методологическая база воспитательного процесса в сфере досуга.

2. Перспективы применения педагогического знания в сфере организации досуговых мероприятий.

3. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ.

Литература:

1. Жарков А.Д. Организация культурно—просветительной работы.: М., Просвещение, 1989

2. “Культурно-досуговая деятельность”. Учебник под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, М., 1998

3. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.: М., Просвещение, 1986

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.

6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.

1.2 Семинар 2

Тема: Деятельность клубных учреждений в современных условиях.

Данная тема раскрывает историю становления клубных учреждений в советский период, дается характеристика клубной деятельности как объекта культурной государственной политики, обеспечивающей прежде всего диалог различных групп населения на пути к гражданскому обществу.

План практического занятия.

1. Социальная сущность современного клуба.

2. Основные типы досуговых ориентаций и их учет в организации деятельности клуба.

3. Оптимальные способы взаимодействия клубов и неформальных общностей.

Задание для самостоятельной работы:

Составить годовой план работы одного из типов учреждений.

Литература:

1. Клубоведение. М., 1980

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1978

3. Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973

1.3 Семинар 3

Тема: Драматургия культурно – досуговых программ.

В данной теме раскрывается понятие механизма построения сценария. Подбор драматургического материала является основным фактором эффективности культурно-досуговых программ, способствующих физическому, психическому, нравственному и эстетическому развитию личности. В теме раскрываются понятия темы, идеи и композиции сценария культурно-досуговой программы как наиболее универсальной и всеобъемлеющей формы художественного моделирования.

План практического занятия:

1. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ.

2. Сходство и различния театральной драматургии и драматургии культурно-досуговых программ.

3. Основные задачи сценариста.

4. Основные составляющие сценарного замысла культурно-досуговой программы.

5. Формы сценарной записи.

Задание для самостоятельной работы:

Составить сценарий одного из праздников с учетом основных композиционных законов.

Литература:

1. Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998

3. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. – М., 1976.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.

6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.

1.4 Семинар 4

Тема: Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности.

В данной теме рассматривается режиссерское искусство организации культурно-досуговой программы, как единого целостного произведения. На основе знания классической режиссуры, ее законов и понятий раскрываются характерные особенности режиссуры культурно-досуговых программ; изучается методика создания культурно-досуговой программы, условия ее постановки и воплощения режиссерского замысла.

План практического занятия.

1. Понятие «режиссура».

2. Профессия режиссера в современный период.

3. Значение этики в работе режиссера.

4. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы.

5. Организаторские качества режиссера - постановщика культурно-досуговой программы.

Задание для самостоятельной работы:

Продумать и составить сценарий культурно-досуговой программы с учетом последовательности воплощения элементов режиссерского замысла.

Литература:

1. Захава В.Е. Мастерство актера и ражиссера. 4-е издание, М., 1978

2. Попов А.Д. Спектакль и режиссер., М., 1972

3. Силин А. Площади – наши палитры. М., 1982

4.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 2004

5. Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998.

1.5 Семинар 5

Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программ.

Задачей темы является научить студентов использовать музыку как выразительное средство концертных программ в различных видах и жанрах, познакомить их с драматургическими возможностями и функциями музыки, вооружить практическими навыками для самостоятельной работы в области музыкального оформления культурно-досуговых программ, определить место и роль музыки в системе культурных ценностей.

План практического занятия.

1. Музыка как компонент духовной культуры и вид искусства.

2. Эмоциональная природа музыкального искусства.

3. Музыкальный образ и его специфическое особенности.

4. Взаимосвязь музыки с другими видами искусств.

Задание для самостоятельной работы:

Слуховой анализ музыкальных произведений, определение особенностей музыкальных образов.

Литература:

1. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М., 1975

2. Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 1981

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997

1.6 Семинар 6

Тема: Характеристика содержания и формы музыки.

Данная тема изучает специфику отражения содержания музыки, образное содержание музыкального произведения. Дается понятие о форме музыкального произведения: простая двухчастная, простая трехчастная, сложная двухчастная и трехчастная формы, рондо, сонатная форма, симфонические формы, вариации, циклические формы.