Смекни!
smekni.com

Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (стр. 2 из 3)

Объекты

Объектом или экземпляром класса называется переменная объектного типа. Чтобы объект мог обмениваться данными с другими объектами, используются свойства. Свойства объекта определяют его состояние. Технология ООП предусматривает обращение к объектом только через вызов методов этого объекта. Этим существенно ограничивается возможность приведения объекта в недопустимое состояние и/или несанкционированного разрушения объекта.

Взаимодействие между объектами осуществляется с помощью сообщений. Сообщение является совокупностью данных определенного типа, передаваемых объектом-отправителем объекту-получателю, имя которого указывается в сообщении. Получатель реагирует на сообщение выполнением некоторого метода, имя которого также может быть указано в сообщении, или никак не реагирует на него.

Объект можно интерпретировать как модель некоторого реального объекта или процесса, которая обладает следующими свойствами:

□ поддается хранению и обработке;

□ способна взаимодействовать с другими объектами и вычислительной средой, посылая сообщения и реагируя на принимаемые сообщения.

В системе ООП совокупность объектов образует среду, в которой вычисления выполняются путем обмена сообщениями между объектами.

Основные концепции ООП

Объектно-ориентированное программирование базируется на трех основных принципах: инкапсуляции, наследовании и полиморфизме.

Инкапсуляция

Инкапсуляция — это комбинирование данных с процедурами и функциями, которые манипулируют этими данными. Данные и методы используются для определения содержания и возможностей объекта. Например, окружность описывается координатами центра и радиусом (данные). Класс, описывающий объект «окружность», может выглядеть следующим образом:

Type

TCircle = Class { окружность }

x, y: double; { координаты x центра окружности }

r: Double; { радиус окружности }

function Area: double; {объявление функций и их типов}

function Circumference: double;

function Inside(x, y: double): boolean;

end;

Для работы с классом необходимо создать его экземпляр, то есть описать в разделе var переменную данного объектного типа:

var

Circle : TCircle;

Доступ к полям класса производится точно так же, как доступ к полям записи, с помощью одного из двух способов:

□ указанием имени соответствующего поля после имени экземпляра класса через точку;

□ использованием оператора with.

Например, для того чтобы задать координаты центра окружности и ее радиус, можно использовать следующие фрагменты кода:

Circle.x:=5; Circle.у:=20; Circle.r:=10;

или

...

with Circle do

begin

x:=5;

y:=20:

r:=10;

end;

Аналогичным образом производится и вызов методов. Например, чтобы рассчитать площадь круга, используется следующая строка:

A:=Circle.area;

Наследование

Наследование — это возможность использования уже определенных классов для построения иерархии классов, производных от них. Новый, или производный, класс может быть определен на основе уже имеющегося (базового). При этом новый класс сохраняет все свойства старого: данные объекта базового класса включаются в данные производного объекта, а методы базового класса могут быть вызваны для объекта производного класса, причем они будут выполняться над данными включенного в него объекта базового класса. Иначе говоря, новый класс наследует как данные старого класса, так и методы их обработки.

Например, на основе класса, описывающего объект «окружность», можно создать класс, описывающий объект «кольцо». Причем часть свойств и методов у этих объектов будут общими: координаты центра, радиус внешней окружности, метод расчета длины внешней окружности.

При объявлении объектного типа имя наследуемого класса указывается в круглых скобках после слова class. По умолчанию считается, что класс, определяемый пользователем, является наследником от класса TObject. Поэтому объявления:

TMyClass = class

TMyClass = class(TObject)

идентичны.

Полиморфизм

Полиморфизм дает возможность определения единого по имени действия (процедуры или функции), применимого одновременно ко всем объектам иерархии наследования, причем для каждого объекта учитываются особенности реализации данного действия.

Реализация концепции полиморфизма означает, что можно создать общий интерфейс для группы близких по смыслу действий. Преимуществом полиморфизма является то, что он помогает снижать сложность программ, разрешая использование одного интерфейса для единого класса действий.

Разделы дисциплины и их содержание для самостоятельной работы студента в дополнение к лекциям и практическим занятиям.

Тема 1

Введение и основные понятия курса. Понятия и структура проекта ИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений.

Содержание изучаемого материала по теме

Информационная технология в управлении предприятием.

Задачи проектирования экономических информационных систем. Разработка технического задания и организация разработки проекта.

Требования к эффективности и надежности проектных решений при разработке информационных систем

Тема 2

Информационные системы, понятие и классификация. Проектирование документальных БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса

Содержание изучаемого материала по теме

Понятие информационной системы и ее назначение.

Функционально-технологические типы ИС: операционисткая, учетная, оперативного управления, контроллинговая, документально-справочная, СППР, ИИС.

Структурно-информационные типы ИС: фактографические, документальные, геоинформационные. Основные функции СУБД. Структура информационных потоков, проектирование логико-семантического комплекса. Подсистемы – функциональные и обеспечивающие. Место БД как ядра ИС. Реляционная модель данных и реляционная система управления базами данных. Свойства отношений и нормализация данных.

Тема 3

Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы.

Содержание изучаемого материала по теме

Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования и основные требования к ней. Понятие проекта, основы структурного и календарного планирования. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла, его структура и модели. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Процессы анализа и проектирования. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы к проектированию. Планирование проектных задач. Оценка проекта на основе LOC и FP метрик. Метод структурного проектирования. Метод Джексона. Выбор технологии проектирования ИС.

Тема 4

Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения.

Содержание изучаемого материала по теме

Технология проектирования ЭИС и ее формализация. Требования стандартов ISO 12207 и ГОСТ 34. Содержание и состав работ на предпроектной стадии. Проектирование процессов получения первичной информации, создания и ведения информационной базы. Проектирование процессов получения первичной информации. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы. Проектирование процесса автоматизированного ввода бумажных документов. Проектирование системы экономической документации. Проектирование внутримашинного информационного обеспечения ЭИС. Основы проектирования технологических процессов обработки данных. Проектирование процессов получения первичной информации, создания и ведения информационной базы. Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения.

Тема 5

Проектирование структуры информационной базы. Проектирование фактографических БД: методы проектирования; концептуальное, логическое и физическое проектирование.

Содержание изучаемого материала по теме

Основные этапы проектирования структуры данных. Метод нормализации и метод сущность-связь. Концептуальное моделирование структуры данных. Концептуальные модели данных. Модель «сущность-связь. Формирование исходного перечня сущностей и выделение базовых сущностей. Проектирование структуры с помощью CASE-средств. Создание концептуальной модели информационной системы. Технология создания нового проекта. Проверка модели. Документирование модели базы данных. Создание физической модели. Создание структуры базы данных. Модификация структуры базы данных.

Тема 6

Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования. Автоматизированное проектирование ИС с использованием CASE-технологии. Автоматизация проектирования экономических информационных систем и модельный подход. CASE технологии. Структурные методы анализа и проектирования ИС.

Содержание изучаемого материала по теме

Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования. Сущность объектно-ориентированного подхода. Унифицированный язык моделирования UML. Методология структурного моделирования бизнес-процессов SADT. Особенности использования структурного и объектно-ориентированного подходов. Модель бизнес-процессов и структурный анализ IDEF. Применение методов структурного анализа и разработки IDEF. Методология функционального моделирования IDEF0. Синтаксис и семантика моделей IDEF0. Построение моделей IDEF0. Методология описания бизнес-процессов IDEF3. Синтаксис и семантика моделей IDEF3. Требования IDEF3 к описанию бизнес-процессов. Взаимосвязь моделей IDEF0 и IDEF3. Структурный анализ потоков данных DFD. Назначение диаграмм потоков данных. Синтаксис и семантика диаграмм потоков данных. Построение диаграмм потоков данных. Этапы логического моделирования ИС и использование методологий IDEF. Программные средства CASE технологий.